4 мин.

В «Формуле-1» может исчезнуть команда. Это действительно плохо?

«Манор» на грани банкротства.  

Слабейшая команда «Формулы-1», «Манор», переведена под внешнее управление в связи с финансовыми трудностями. Сотрудники конюшни продолжают готовиться к новому сезону, но, вероятно, в первых гонках чемпионата мира мы их не увидим. 

Что случилось?

Проблемы возникли из-за неудачного завершения прошлого сезона – в драматичном Гран-при Бразилии «Манор» уступил 10-е место в Кубке конструкторов «Зауберу». На первый взгляд борьба между последней и предпоследней конюшнями казалась не слишком важной, но в действительности на кону в Сан-Паулу были 40 млн фунтов стерлингов призовых денег, а также бесплатные перелеты на Гран-при чемпионата мира. В отличие от 10-й по силе команды 11-я в новом сезоне получит от «Формулы-1» мизерные деньги и будет вынуждена перемещаться между этапами за свой счет. 

Для владельца английской конюшни Стивена Фитцпатрика поражение в сезоне-2016 стало финансовым нокаутом – поддерживать коллектив он больше не смог, а последующие попытки заключить сделку с потенциальными инвесторами не увенчались успехом. Теперь «Манору» предстоит вести борьбу за выживание. 

Есть ли надежда на спасение?

Все просто: необходимо найти источник финансирования, чтобы выйти на старт сезона-2017. Если сделка не состоится, «Манор» будет признан банкротом и исчезнет из чемпионата. Два года назад эта же команда, выступавшая под названием «Маруся», уже оказывалась под внешним управлением и была спасена, но сейчас ситуация выглядит сложнее: управляющие из компании FRP Advisory признают, что шансов успеть заключить соглашение с новыми владельцами до марта не очень много. 

Иначе говоря, на открытии сезона в Мельбурне «Манор» мы скорее всего не увидим. И даже если им удастся справиться, то с таким трудным межсезоньем трудно рассчитывать на что-то, кроме последнего места в Кубке конструкторов, за которое призовых почти не полагается, что вновь заставит команду искать внешние финансовые вливания. 

Насколько это плохо для «Формулы-1»?

Никаких прямых угроз чемпионату исчезновение одной команды, тем более аутсайдера, не несет. В «Ф-1» останется 10 команд – их более чем достаточно для конкурентной борьбы и качественного зрелища. Последний раз 20 машин на старт Гран-при выезжали в 2015 году, но в тот момент все уже готовились к скорому дебюту «Хааса», и было понятно, что ситуация временная. До этого 10 команд оставалось в 2008-2009 годах, и вряд ли кто-то скажет, что гонки в тех сезонах были скучными. 

Но банкротство «Манора» несет в себе много косвенных угроз и заставляет поднять старый вопрос о справедливости распределения призовых в «Формуле-1». Структура выплат дает понять, что серии нужно не больше 10 команд, но ситуация нестабильна. Финансовое будущее частных команд вроде «Форс-Индии» и «Заубера», а, возможно, и некоторых других, достаточно туманное, и не исключено, что в будущем «Ф-1» не сможет выставить 20 машин на старт, что неизбежно приведет к появлению третьих болидов лидирующих конюшен и окончательной разбалансировки сил в чемпионате мира. 

В 2016 году «Манор» выдал лучший сезон в своей истории: болиды английской конюшни перестали считаться передвижными шиканами и наконец-то включились в борьбу с соперниками. 

«Формуле-1» тоже нужны такие команды. В аутсайдерах начали свой путь такие пилоты как Даниэль Риккардо, Фернандо Алонсо и Марк Уэббер. И даже в прошлом сезоне без «Манора» Эстебан Окон не перешел бы в «Форс-Индию», а Паскаля Верляйна не рассматривали бы в качестве потенциальной замены Нико Росбергу. В «Формуле-1», где и так много хороших пилотов на ограниченное количество мест, станет еще теснее. 

Наконец, проблемы «Манора» показывают провал политики снижения расходов, которую пытались проводить президенты ФИА Макс Мосли и Жан Тодт. «Формула-1» остается исключительно нерентабельным местом для вложения инвестиций, в котором команды вынуждены рассматривать спонсорский бюджет гонщика в качестве одного из главных факторов принятия решений по составу, разрыв между бедными и богатыми растет с каждым сезоном и даже команды, показывающие хорошие результаты на трассе (например, «Лотус» и «Форс-Индия») не застрахованы от угрозы банкротства.

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson; Global Look Press/Hoch Zwei/ZUMAPRESS.com