5 мин.

Соломоново решение. Как лимит в России помог венесуэльцу перейти в английский клуб

Джонатан Уилсон из The Guardian рассказывает о том, как протекционизм в России дал «Вест Бромвичу» возможность заполучить отличного игрока.

Переход Саломона Рондона из петербургского «Зенита» в «Вест Бромвич» начался со звонка Тони Пулиса Андре Виллаш-Боашу, в котором валлиец задал вопрос, есть ли в России таланты, на которые ему стоит обратить внимание. Главный тренер «Зенита» ответил, что из-за нового лимита на иностранных игроков – говорят, прямой указ Владимира Путина, который обеспокоен неудачными выступлениями национальной команды в квалификации на Евро-2016 – он вынужден расстаться с Рондоном. Португалец верил, что 25-летний венесуэлец хорошо проявит себя в премьер-лиге.

Параграф выше содержит целый ряд странностей, начиная с того факта, что Пулис и Виллаш-Боаш, чьи игровые стили очень разные, оказывается, если не друзья, то, по крайне мере, достаточно близки, чтобы позвонить друг другу и спросить совета по трансферу футболиста.

Есть еще один факт: Путин или, по крайней мере, его советники должны быть обеспокоены недостаточной силой и образом России, которые проявляются через футбольные проекты; президент должен предпринять прямые действия в попытке стимулировать воспитание местных игроков в своей стране. Виллаш-Боаш, мягко говоря, не был рад принятием федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», наделяющего министерство спорта полномочиями вводить лимит на количество иностранных игроков в командных видах спорта. Закон был принят за три дня до старта сезона в России и постановил, что российские клубы будут ограничены шестью, а не семью, как было раньше, иностранными футболистами. «Этот лимит – конец развития футболистов в России, – сказал португалец. – Когда вы не можете выставить свой сильнейший состав из-за каких-либо ограничений или рекомендаций, вы уничтожаете соревновательную подоплеку. Это конец футбола в России».

Образ Пулиса и Путина, отправляющихся вместе на охоту верхом на коне, по-видимому, без рубашек и с бейсбольными кепками на головах – они, возможно, могли бы взять с собой Найджела Пирсона в случае каких-либо проблем со стаями диких собак – олицетворяет нечто странное: российский лидер оказывает прямое воздействие на трансферную политику «Вест Бромвича».

С точки зрения Пулиса, Рондон является очень перспективным форвардом, который стал доступен к переходу не по своей вине; нет сомнений касательно его физической готовности, способностей или отношения к делу – он стал доступен из-за бюрократических причин, не зависящих от него. У «Зенита» в команде все еще девять иностранных игроков и с появлением высоченного наконечника в лице Артема Дзюбы, который провел два последних сезона в аренде в «Ростове», Рондон стал не нужен.

В прошлом сезоне Рондон забил 13 голов в чемпионате, занимая место нападающего в расстановке 4-2-3-1, создавая пространство для Халка, врывающегося справа, для Данни, ведущего игру, и для помогающего слева Олега Шатова. «Как все знают, Рондон ушел из-за лимита на иностранных игроков, – сказал Виллаш-Боаш. – Второй бомбардир чемпионата был вынужден покинуть Россию. Конечно, наш уровень снизится в связи с его уходом. Рондон – восхитительный игрок и отличный человек».

Сейчас Рондону 25, но он основной игрок сборной Венесуэлы с 2008 года. Он заставил по-настоящему обратить на себя внимание в первой игре Кубка Америки-2011, выделяясь работоспособностью, находясь в постоянном поиске возможностей и здорово прикрывая мяч в ничейном (0:0) матче своей команды со сборной Бразилии. В этом случае в атаке его поддерживал Мику, но часто долей Саломона в национальной команде была роль даже не единственного нападающего, а одинокого нападающего, находящегося в изоляции от других футболистов; роль футболиста, вынужденного придумывать что-то, когда в радиусе 30 метров нет ни единого партнера.

Он должен был действовать именно так, после того как вышел на поле на замену Мику в морозную ночь в Сан Хуане в четвертьфинале Кубка Америки того года, когда Венесуэла установила невероятную стену, чтобы сдержать Чили, забить поздний победный гол и впервые пройти в полуфинал соревнования. И именно в такой неблагодарной роли в играл в этом году против Колумбии, которой он забил победный гол – цепляясь за мяч, он также позволял защитникам своей команды брать передышку, что помогло им не дрогнуть под постоянным давлением соперника.

Виллаш-Боаш не единственный главный тренер, к которому Пулис обратился за советом; он также говорил с Мануэлем Пеллегрини, у которого Рондон играл в «Малаге».

«Мануэль и Андре, которые оба работали с этим парнем, хорошо отзываются о нем, – сказал Пулис. – Мы наблюдали за ним. Он играл на высоком уровне. Он кажется хорошим игроком: быстрым и сильным, отличным бомбардиром».

Рондон, чей £12-миллионный переход сейчас входит в тройку самых дорогих трансферов венесуэльских игроков (эта сделка немного уступает £15.8-миллионному переходу этого футболиста из казанского «Рубина» в «Зенит» в январе прошлого года), пользуется огромной популярностью у себя на родине – настолько, что Саломон оказался в списке на помещение своего изображения на обложку серии игр FIFA этого сезона в Латинской Америке. Венесуэлец немного уступил Хуану Куадрадо.

Как отметил Рондон в напыщенном интервью, которое транслировалось на больших экранах на «Хоторнс» перед поражением от «Манчестер Сити» в понедельник, венесуэльцы теперь начнут смотреть игры «Вест Бромвича» (он также отметил, что восхищен «множеством полей» на тренировочной базе клуба – пугающе восторженная реакция, которая должна заставить руководство клуба призадуматься прежде чем отпускать его в местный торговый центр без пристального наблюдения).

«Ему 25, и он по-прежнему может реализовать свой потенциал, – сказал Пулис. – Мы надеемся, что ради игры он будет грызть землю, но понимаем, что для адаптации ему может потребоваться время. Я уверен, наши болельщики помогут ему и будут его поддерживать. Мы видим, что возраст на его стороне. Учитывая цены на внутреннем рынке, эта сделка стоила того».

Джонатан Уилсон, The Guardian