5 мин.

Максим Ильин: то, что приносит успех в бизнесе, обязательно принесёт успех и в спорте

Способствуя развитию профессиональных спортсменов и тренеров, Cubertin.com запускает проект «Cubertin Education», посвящённый всестороннему развитию критически важных знаний и навыков для достижения личного и командного успеха. В рамках проекта мы будем говорить об инструментах, технологиях, способах выхода на эффективный уровень – как отдельного игрока или тренера, так и команд. Проект «Cubertin Education» мы представляем совместно с компанией «SmartValues» (smartvalues.ru), которая осуществляет консалтинговые проекты и проводит сессии и тренинги для крупного и среднего бизнеса в России и СНГ.

Сегодня мы говорим с Максимом Ильиным – бизнес-консультантом, тренером, научным редактором книги «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови, соавтором книги «Кодекс выживания». Максим более двадцати лет успешно помогает людям и организациям в построении эффективных команд и бизнес-процессов.

– Максим, вы много лет работаете с российскими и международными организациями различного масштаба разных отраслей бизнеса. В чём именно помочь вас просят их владельцы и топ-менеджеры?

– Эффективность организаций зависит от трёх основных факторов: от профессиональных и личностных компетенций людей, которые в ней работают; от качества взаимодействия между этими людьми; от того, насколько согласованно устроена сама организация, то есть насколько существующие в ней системы и процессы способствуют достижению её целей. Поэтому основными направлениями нашей работы с бизнесом являются развитие людей, развитие команд и развитие организаций.

Владельцы и руководители компаний обращаются к нам за помощью в решении проблем: когда что-то идёт не так, как они хотели бы, или в решении задач, когда требуется развитие для достижения новых целей.

Приведу несколько примеров запросов, с которыми мы работаем: помощь в определении цели организации и подразделений; создание эффективной системы исполнения; подготовка кадрового резерва; повышение эффективности бизнеса; построение эффективной системы продаж; повышение согласованности в действиях подразделений; обеспечение достижения поставленной цели.

Чтобы помочь нашим партнёрам в решении этих и подобных задач, мы используем различные инструменты диагностики и развития: интервью, дистанционные опросы и оценки, бизнес-сессии, бизнес-практикумы, тренинги и коучинг. Другими словами, тренинги – лишь один из многих инструментов развивающего воздействия, которые имеются у нас на вооружении при реализации комплексных проектов.

– Какие темы тренингов наиболее востребованы бизнесом?

– Если говорить о темах, то это:

«Трудные диалоги» – освоение приёмов правильного ведения разговора, когда вопрос важен для вас, а у вас и другой стороны по поводу этого вопроса имеются противоположные мнения и сильные эмоции;

«Парадигмы эффективности» – знакомство с принципами – естественными законами, действующими в социуме, – и получение опыта их практического применения во взаимодействии с другими людьми;

«Исполнение» – отработка навыков правильной постановки целей, их согласования в различных подразделениях и на различных уровнях организации и последовательной работы по обеспечению их достижения; 

«Оказание влияния» – получение опыта определения и практического применения основных ресурсов влияния для успешного осуществления намеченных изменений; 

«Лидерство» – овладение системой установок, системой методов и системой инструментов, позволяющих быть эффективным руководителем в новую экономическую эпоху – эпоху постоянных изменений и активного интеллектуального труда;

«Стиль руководства» – обучение руководителей выбору правильного способа общения с сотрудниками с учётом сложности задач, мотивированности сотрудников и их способности к её решению;

«Консультативные продажи» – отработка навыков выявления потребностей и представления выгод таким образом, чтобы облегчить принятие потенциальным партнёром правильного решения;

«Переговоры» – отработка приёмов подготовки и ведения торга, обеспечивающих наилучшее соотношение результатов и уступок;

«Наставничество» – обучение руководителей корректирующей коммуникации с сотрудниками;

«Эффективная презентация» – формирование навыков подготовки и проведения убедительной результативной презентации, обеспечивающей достижение поставленных целей.

– В профессиональный спорт в последнее десятилетие хлынули небывалые финансовые потоки, но их эффективность не слишком велика. Действительно выдающихся результатов (за редким исключением) мы ещё не добились. Не означает ли это, что только деньгами задача достижения превосходства в спорте не решается, а потому необходимо искать другие инструменты для создания и развития успешных клубов и команд?

– В этом вопросе уже содержится и сам ответ на него. Деньги – в виде зарплат и бонусов – не являются определяющим фактором эффективности. Это особенно справедливо в отношении людей, чьи потребности, связанные с так называемым «выживанием» – их собственным и их семьи – уже удовлетворены. Другое дело – использование финансов для создания условий, в которых потенциал людей будет максимально раскрываться. Вот тут правильные инвестиции способны дать колоссальный эффект. Например, вложившись в развитие лидерских компетенций руководителей, можно получить значительный прирост эффективности возглавляемой ими организации. Аналогичного эффекта можно достичь, направив усилия (и средства) на прояснение и согласование целей организации и подразделений, на создание системы целенаправленного исполнения (достижения целей), на увеличение вовлечённости сотрудников, на повышение качества их коммуникации друг с другом и с руководителями и так далее.

– Максим, известно, что подобные технологии с успехом применяют в США и других странах. Приходилось ли вам взаимодействовать с представителями профессионального спорта в России?

– Приходилось, однако эти взаимодействия были разовыми и пока не приводили к системному сотрудничеству. Наша встреча с Юрием Красножаном в его бытность тренером футбольной команды «Кубань» вполне могла перерасти в серьёзную работу, если бы пребывание тренера в клубе не оказалось столь краткосрочным. Юрий Анатольевич ориентирован на развитие клуба как системы, которая должна способствовать максимальному раскрытию потенциала игроков – как спортивного, так и человеческого. В этом большой спорт ничем не отличается от бизнеса: хороший менеджер – лидер, обладающий видением, – занимается развитием людей (игроков и менеджеров), команды и клуба как организации.

В полезности развития у профессиональных спортсменов не только спортивных навыков, но и навыков общей эффективности, которые востребованы в бизнесе, я убедился, когда проводил сессию «Парадигмы эффективности» для команды профессиональных бойцов во главе с чемпионом России, Европы и мира по карате Максимом Дедиком. Закалённые в боях именитые атлеты с удовольствием обсуждали философские вопросы, участвовали в деловых играх, анализировали своё неэффективное поведение, делали выводы и старались действовать иначе. Они были очень мотивированы стать более эффективными.

– Если говорить о применении тренингов и консалтинговых сессий с профессиональными клубами, то как, на ваш взгляд, эта работа может выглядеть? Когда и какого результата следует ожидать?

– Работа должна начинаться с постановки целей развития и диагностики – определения того, что отличает нынешнюю ситуацию от желаемой, а также что затрудняет переход в это желаемое состояние. Затем на основе диагноза определяются необходимые действия. Далее наступает этап исполнения намеченного с мониторингом продвижения к цели и внесением необходимых корректировок. Такова общая схема. Ожидаемые результаты и сроки их получения – вопрос индивидуальный, зависящий от специфики конкретного клуба.