11 мин.

История возникновения шахматной композиции. Начало

«Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научности». (Хосе Рауль Капабланка).

Шахматы известны в любом уголке земного шара. Существуют десятки их вариаций. Для одних - это просто занятная игра для проведения досуга и развлечения, для других же, - они являются видом спорта и искусства. У них, как и у любой игры, есть правила, участники, победители, титулы. На протяжении многих столетий шахматы являются объектом соревнований для лучших мастеров мира. Они содержат в себе элементы искусства - искусства мыслить, творить, создавать прекрасные комбинации. Определенно - это больше, чем просто игра. По мере развития шахмат, развивалась и независимая форма их творчества, раскрывающая красоту комбинаций - шахматная композиция. Про историю ее возникновения я и хотел бы рассказать.

Шахматная композиция - это особая область творческой деятельности в шахматах, которая включает в себя создание шахматных задач и этюдов, базируется на правилах игры, и которая призвана раскрыть красоту шахматных комбинаций. По-другому, ценители шахмат ее называют «поэзией шахмат», тогда как саму шахматную партию – «прозой».

Шахматная задача – это искусственная позиция на доске, в которой одна сторона (обычно белые) дает мат другой стороне в определенное число ходов . Это число ходов отдельно оговаривается в задании. Поэтому в задачах не важно ни число фигур ни сила сторон.

В отличии от задачи, шахматный этюд – это искусственная позиция, более близко стоящая к окончанию практической партии, в которой не указывается количество ходов, за которое необходимо выиграть партию, нужно лишь найти направление, которое приведет к победе. По заданию этюды делятся на две группы:

1) на выигрыш – белые начинают и выигрывают (заданием является выигрыш),

2) на ничью – белые начинают и делают ничью (заданием является ничья).

Количество ходов не обуславливается заданием. Из-за этого этюд стоит значительно ближе к практической игре, чем задача. Начальная позиция этюда, как правило, естественна и напоминает положение из партии – обычно из эндшпиля. Шахматист, составляющий этюды, называется этюдистом.

После того, как мы разобрались с определениями, давайте перейдем к истории появления такого творческого направления, как шахматная композиция.

Возникновение

Шахматная композиция берет своё начало от Мансуб - древнего аналога современного шахматного этюда в старых арабских и среднеазиатских вариантах шахмат, таких как шатрандж (настольная игра для двоих игроков, непосредственный предшественник шахмат), который появился примерно в VIII веке. Игроку предлагается позиция, в которой необходимо добиться заданного результата (обычно, победы), как правило, в трудных для этого обстоятельствах. Все шахматные сборники и трактаты вплоть до средних веков состояли исключительно из мансуб. Фигуры в них обозначались чёрными и красными чернилами. Все клетки старинных досок были белыми.

В самых древних рукописях, когда еще шахматы существовали в виде шатранджа, наряду со сведениями, которые относятся непосредственно к самой игре, неизменно приводятся мансубы. Можно сделать вывод, что шахматная композиция настолько же стара, как и сами шахматы. До наших дней дошла лишь малая часть рукописных манускриптов, посвященных шатранджу.

В 1913 году вышел монументальный труд Гарольда Мэррея «История шахмат». В своей книге Мэррей приводит 553 мансубы. Через много лет после выхода его книги, была найдена рукопись таджикского шахматиста Сиджизи Абульфатха, относящаяся к XI-XII веку, в которой содержится 287 мансуб, и 127 из них не встречались ни в одном ранее известном манускрипте. Наиболее древней из рассмотренных Мэрреем 29 восточных рукописей является анонимная «Книга о шахматах, выдержки из работ ал-Адли, ас-Сули и других», датируемая примерно 1140 годом.

Первым «коллекционером» мансуб был ал-Адли. Большой сборник этих древних задач содержался в рукописи другого выдающегося арабского шахматиста ас-Сули (X в.). Упомянутая рукопись XII века позволяет восстановить эти коллекции ал-Адли и ас-Сули, ибо в ней все мансубы даны с указанием источника. Как правило, авторы мансуб в дошедших до нас манускриптах не указаны. Исключение составляет рукопись выдающегося мастера XV века самаркандца Али Шатранджи, у которого все 60 мансуб даны с указанием авторов. 19 из них принадлежат самому Али Шатранджи, а среди других встречаются головоломки старых среднеазиатских мастеров — Зайраба (VIII в.) и Абдаллаха Хорезми (IX—X вв.). Приведены, в частности, две мансубы Абульфатха.

Миниатюра из «Книга о шахматах, выдержки из работ ал-Адли, ас-Сули и других»

Первоначально мансубы возникли, вероятно, путем простого воспроизведения интересных положений, случившихся в игранных партиях. Затем подобные позиции стали создаваться искусственно. Деления мансуб на этюды и задачи не было. Задание обычно формулировалось так: белые (черные) выигрывают при своем ходе; белые (черные) выигрывают при ходе противника; ничья при ходе белых (черных). Следовательно, обязательного условия, чтобы выполнение задания осуществлялось белыми, не существовало. Число ходов решения обычно не указывалось. К некоторым мансубам приводилось несколько решений; одно из них бывало короче других.

Мансуб, которые с современной точки зрения можно было бы назвать этюдами, меньше, чем позиций, родственных по духу нынешним задачам. В них выигрыш достигается путем матования, а при указании числа ходов — единственным путем.

Одной из самых известных мансуб, дошедших до нашего времени, является «Мат Диларам». В манускриптах она часто называется «девичьей задачей». Своим названием она обязана романтичной легенде, которая впервые приводится в шахматной рукописи персидского поэта Фирдоуси ат-Тахитала (1503). Диларам (по-персидски — «спокойное сердце») была любимой женой визиря, страстного игрока в шатрандж. Однажды он играл с сильным противником. Ему не везло, и он проиграл всё состояние. Тогда, одержимый азартом, визирь сделал последнюю ставку — на красавицу Диларам. В этой решающей партии дела вновь складывались для него плохо. Опасность грозила белому королю со всех сторон. Но Диларам, наблюдавшая за игрой, обнаружила в этом положении изумительное спасение и воскликнула: «Пожертвуйте ваши обе ладьи и спасите меня!» После этой подсказки ее возлюбленный понял подсказку и добился победы.

В шатрандже ферзь ходил только на соседнее поле по диагонали, слон — через поле по диагонали, пешка могла превращаться лишь в ферзя; выигрышем считалось достижение мата, пата, а также оголение короля.

"Мат Диларам"

1.Лh8+ Кр:h8 2.Сf5+ Лh2 3.Л:h2+ Крg8 4.Лh8+ Кр:h8 5.g7+ Крg8 6.Кh6X

Средневековая Европа

В Европу шахматы попали, вероятно, где-то в середине X века двумя путями: средиземноморским через Испанию, и на север были завезены скандинавами, ведущими торговлю в Византий­ской империи, и по побережью Черного моря. Самый древний текст на Западе, в котором упоминается игра в шах­маты, написан на каталанском языке и датируется началом XI века. Начиная со вто­рой половины XII века, несмотря на враждебность Церк­ви, игра распространялась удивительно быстро. В нее играло все благородное сословие католических стран, а шахматные фигуры можно было обнаружить в сокровищницах церквей и аббатств.

Почти все задачи, приводимые в первых европейских шахматных рукописях, были заимствованы из древних восточных источников. Наибольший интерес представляют две латинские рукописи XIII века, составленные в Ломбардии и являющиеся сборниками шахматных задач с решениями и некоторыми комментариями. Авторы этих сборников остались неизвестными. Более обширный (288 задач) подписан «Цивис Бононие» — «Болонский гражданин», другой, задачи которого встречаются в подавляющем большинстве и в первом собрании,— «Бонус социус», то есть «Добрый товарищ» (194 задачи).

В ломбардских сборниках подавляющее большинство задач условных, имеются даже позиции с отсутствующим белым королем, много задач неразрешимых — заданное условие в них не выполняется. Объясняется это тем, что в ту пору большее распространение получили «задачи на пари». Предлагающий пари расставлял на доске позицию и объявлял задание, скажем мат в 2 хода черному королю. Принимающий пари мог по своему усмотрению выбрать ту или иную сторону, играть за белых или за черных, выполнять предложенное задание или опровергать его. Большое количество таких позиций, предлагавшихся на пари, и собрано в названных сборниках. По мнению Мэррея, появление столь чуждых шахматам задач на пари объяснялось тем, что шахматная игра в силу медлительного характера, присущего шатранджу, стала нудной и неинтересной. В этом же причина того, что шахматная литература европейского средневековья ограничивалась почти исключительно коллекциями задач.

"Цивис Бононие"

1.Лh5!! Л:h5 2.Лa6+ Кр~ 3.Лa5+ и Л:h5

К XVI веку в Европе игра претерпевает многочис­ленные и существенные изменения, закрепляются знакомые нам прави­ла, и игра принимает вид современных шахмат. Одним из самых выдающихся шахматных пособий считается сочинение португальца Педро Дамиано, изданное на итальянском языке в Риме в 1512 году под названием «Questo libro e daim parare giocare a scachi et de le partite» («Эта книга учит играть в шахматы и содержит окончания партий»), которое содержало новые правила игры, руководство по дебютам, а также антологию этюдов и задач. Пособие несколько раз переиздавалось в Италии, было переведено на английский, немецкий и французский языки, и способствовало распространению шахмат в Европе.

Также большой вклад в развитие шахмат того времени внесли руководство испанца Лусены и так называемая «Гёттингенская рукопись». Обе книги были обнаружены сравнительно недавно - в середине XIX века. Автор первой, Луис Рамирес де Лусена, в своем труде описывает старые и новые шахматные правила, приводит несколько шахматных окончаний и 150 задач. Вся работа носит характер практических рекомендаций - большинство дебютных вариантов нередко заканчиваются грубой ошибкой, которая приводит к решающему перевесу одной из сторон, общие суждения и оценки в ней отсутствуют. Точную дату публикации назвать невозможно, но ее можно установить примерно, книга была написана не позднее 1497 года, т. к. предназначалась специально для принца Хуана, умершего в этот год. Из-за крайне малого тиража значительного влияния на развитие шахмат в Европе руководство Лусены не оказало.

Луис Рамирес де Лусена

Вторым старейшим трудом в шахматной литературе является манускрипт на латинском языке, без даты и даже без заглавия - по разным оценкам он датируется 1500–1505 годами, либо 1471 годом, а название своё получил по месту хранения (библиотеке Гёттингенского университета). Происхождение рукописи, по-видимому, французское - фигуры на диаграммах имеют французские обозначения. Адресована рукопись знатному лицу, состоит из 33 страниц содержит описание 12 дебютов и 30 шахматных задач с решениями. В отличие от руководства Л. Лусены, «Гёттингенская рукопись» целиком написана на основе современных правил игры.

В XVI веке схожие по содержанию труды выпустили Джулио Чезаре Полерио и Алессандро Сальвио. Труд Полерио (1585-90 гг.) показывает, что искусство шахматной игры во второй половине XVI века сделало значительный шаг вперёд: повсеместно применяются гамбиты, большинство партий насыщенно комбинациями, оживлённой фигурной игрой. Именно он автор гамбита «Полерио - Муцио». К сожалению, работа Полерио долгое время оставалась неизвестной и была опубликована только в 1873 году. В итоге многие идеи, которые он придумал, были заново «открыты» только в XVIII и XIX веках и успели получить другие имена. В 1604 году в Неаполе вышла книга Алессандро Сальвио, довольно значительный труд, сходный с работой Полерио. Анализы Сальвио посвящены популярным дебютам того времени - королевскому гамбиту и итальянской партии. В конце XIX века выяснилось, что ряд анализов Сальвио заимствовал у Джулио Полерио. До нахождения у Полерио считалось, что гамбитный ход впервые упомянул А. Сальвио, при этом идею гамбита ему якобы сообщил шахматист, синьор Муцио.

Гамбит «Полерио - Муцио»

1. е2-e4 е7-e5

2. f2-f4 e5:f4

3. Kg1-f3 g7-g5

4. Cf1-c4 g5-g4

5. 0-0.

Cильнейшим же шахматистом столетия считался Джоакино Греко (1600-1634) по прозвищу «Калабриец». Он родился в городке Челико на юге Италии, в Калабрии. Судя по его собственным заметкам, он был из небогатой семьи, греческого происхождения. Считается, что Греко был первым профессиональным шахматистом на планете, так как игрой в шахматы он зарабатывал себе на жизнь. Сохранилось несколько списков с его рукописями, среди которых выделяется так называемая «Парижская тетрадь», датируемая 1623 годом, - сборник, где приводится 150 партий (в том числе Лопеса и Сальвио) с пояснительными вариантами. Также он включил в свои рукописи ряд шахматных задач . Многие из них были либо напрямую скопированы, либо адаптированы с изменениями из работ предыдущих авторов. Первое издание «Парижской тетради» появилось только в 1656 году, в английском переводе.

Композиция, вдохновленная более ранней композицией Сальвио:

Ход белых и мат в 7 ходов:

1.Kf4! Kh1 2.Qe2 Kg2 3.Kg4 Kg1 4.Kg3 f1 = N + 5.Kh3 Ne3 6.Qf3 Nf1 7.Qg2#

Рукописью Греко заканчивается золотая пора итальянских шахмат. В течение второй половины XVII века его труд был переведён на многие европейские языки, заслужил всеобщее признание и почти столетие - до появления в 1749 году «Анализа шахматной игры» Филидора - считался лучшим руководством по шахматам.

Разбирать дальнейшую историю шахматной композиции мы продолжим в следующий раз.

Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить продолжение и новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ

С использованием материалов: https://polit.ru/article/2010/11/02/shahmaty/, https://skyruk.livejournal.com/427351.html, http://www.gambiter.ru/chess/item/65-chess-composition.html, Умнов Е. И. «Шахматная задача XIX века».