9 мин.

Лейпциг против «Ред Булла». Почему горожанам не нравятся «быки»?

В Лейпциге «Ред Булл» прописан с 2009 года, но, несмотря на серьезные футбольные успехи, за двенадцать лет клуб так и не стал в городе полностью своим. Рассказываем, почему так вышло и за что местные «Локомотив» и «Хеми» не любят своего богатого соседа.

Лейпциг сразу приглянулся «Ред Буллу». Во-первых, это крупный город. Не миллионник, но и почти 600 тысяч жителей – совсем неплохо для создания фанатской базы. Во-вторых, в городе есть большой международный аэропорт (второй по величине в Германии). В-третьих, к Чемпионату мира был построен Центральный стадион вместимостью до 100 тысяч, для наполеоновских планов корпорации – тот самый размер.

Но главным было отсутствие серьезной конкуренции. Футбол в Лейпциге существовал и до «Ред Булла», но к моменту прихода в город гиганта индустрии напитков местные команды находились в низших лигах без всяких шансов на повышение. Австрийцы были уверены, что легко и без проблем найдут место для своего проекта.

При этом Лейпциг – не первый немецкий город, где пытался прописаться «Ред Булл». До этого были попытки купить команду в более комфортной для бизнеса Западной Германии – в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге. С «Фортуной» и «Мюнхен-1860» дело дошло до переговоров, но серьезный резонанс среди болельщиков заставил клубы отказаться от сделки. С Гамбургом и вовсе ничего не получилось – едва узнав об интересе глобальной международной структуры, представители предельно политизированного «Санкт-Паули» наотрез отказались даже встречаться с посланцами «Ред Булла».

Оставался Лейпциг. Где были все условия для большого футбола, но не было главного – самого большого футбола. Казалось, что приход крупного инвестора должен обрадовать город. Но не тут-то было. Местные традиционные клубы сразу встали в жесткую оппозицию к богатому пришельцу.

Почему же местным клубам так не мил новый респектабельный сосед? Об этом и пойдет речь.

«Локомотив»

«Локомотив» – неофициальный преемник клуба «Лейпциг» – первого чемпиона Германии (1903 год), трехкратного обладателя титула. Во времена ГДР «Локомотив» становился пятикратным победителем кубка и финалистом Кубка обладателей Кубков. В общем, в плане истории команде есть чем гордиться.

Но на момент появления «Ред Булла» все это было делом давно минувших дней. В 2004 году клуб «Лейпциг» стал банкротом, а на его месте возник нынешний «Локомотив», взявший свое советское имя. Новый «Локо» был организован фанатским активом команды, поэтому многое решалось при активном участии болельщиков.

Это и отвадило от «Локомотива» представителей «Ред Булла». Дело в том, что фанатская база железнодорожников считается крайне проблемной из-за своих правых взглядов. Официально руководство клуба открещивается от правого актива, даже проводит какие-то социальные и антирасистские мероприятия, но от реальности это не спасает. Когда в Лейпциг приезжает «Кемницер» (самый правый клуб Германии прямо сейчас), то на гостевом секторе половина болельщиков – это представители «Локомотива». И это не случайность и не совпадение.

Разумеется, связываться с таким проблемным активом «Ред Булл» не стал и от попыток купить «Локомотив» отказался еще на этапе рассмотрения ситуации. Но нелюбовь желто-синих к богатому новоделу выросла по другим причинам.

Болельщики «Локомотива» – сторонники немецкой футбольной традиции, которая гласит – нельзя просто так прийти на готовое место и все купить. Если приходишь в футбол, то будь добр уважь старожилов и пройди все этапы становления команды с нуля. Отдаленно это сравнимо с кастовой системой в Индии – можно сколько угодно играть в демократию, избирать парламенты и назначать правительства, однако принадлежность к определенной касте все равно будет важнее. В законах это прямо не прописано, но кого это волнует? Никого. Что в Индии, что в немецком футболе.

К тому же, пришелец стал претендовать на местных болельщиков, а это уже болезненно. В четвертой лиге почти не платят за телетрансляции, основной источник дохода – матчи на стадионе, реклама и атрибутика. Поэтому клубы низших лиг так ожесточенно бьются в Кубке Германии – проход во второй или третий раунд вполне может закрыть бюджет на весь сезон. Клубы Бундеслиги относятся к этому с пониманием. Например, леверкузенский «Байер» свою долю дохода от недавней кубковой игры с «Локомотивом» оставил желто-синим. Для «Байера» это копейки, для «Локо» – существенная прибавка.

Разумеется, «Локомотив» за болельщика борется. Проводятся различные акции по привлечению людей на стадион. В различных медийных проектах проталкивается мысль о том, что футбол – это «Локомотив», а «РБ» – всего лишь реклама напитка. Но в современных медийных условиях у нейтрального болельщика всегда есть выбор, и он частенько выбирает комфорт «Ред Булл Арены», а не старинную культовую деревянную трибуну стадиона «Локомотива».

Не говоря уже о бизнесе. Даже самый мелкий продавец хот-догов хочет торговать сосисками на матчах Лиге Чемпионов, а не на первенстве сторожей. Как бы ты не заманивал продавца традициями, давней историей и духом настоящего футбола.

Впрочем, сдаваться «Локомотив» не собирается. Совсем недавно было объявлено о завершении процедуры банкротства клуба «Лейпциг». Теперь это имя полностью свободно от долгов и уже в октябре должно произойти слияние «Локомотива» и «Лейпцига». Это позволит клубу уже официально стать правопреемником того самого первого чемпиона Германии. Желто-синие рассчитывают, что новый статус поднимет интерес болельщиков к их команде и позволит выйти на новый уровень, в том числе и в финансовом плане.

Оправданы ли их ожидания? Практика покажет.

«Хеми»

В отличии от «Локомотива», этой командой «Ред Булл» интересовался гораздо более предметно. На момент интереса клуб (тогда он назывался «Заксен») испытывал большие финансовые проблемы и с трудом держался на пятом уровне немецких дивизионов. Богатый пришелец был готов решить все денежные сложности в обмен на место в лиге.

Но переговоры «Заксена» с «РБ» привели к внутреннему расколу в клубе. Часть руководителей и большая часть фанатов выступили категорически против продажи команды новоделу. В итоге сделку заблокировала Немецкая лига, опасаясь слишком большого контроля инвестора над командой, однако раздрай в стане саксонцев было уже не примирить. «Заксен» разделился на два противоборствующих лагеря, дошло даже до драки на трибуне между своими же фанатами.

В конце концов основной фанатский актив отказался от «Заксена» и организовал свой клуб, вернув ему ГДР-овское название «Хеми» и начав с 11-ой лиги. А «Заксен» остался с нерешенными финансовыми проблемами и без болельщиков – люди просто перестали ходить на команду, желавшую сотрудничать с «Ред Буллом».

Пока «Заксен» продолжал тонуть, корпорация нашла для себя новый вариант – маленький клуб «Маркранштадт» из пригорода Лейпцига. Со всем своим хозяйством и долгами команда обошлась «Ред Буллу» в 350 тысяч Евро. А поскольку юрисдикция Немецкой лиги не распространяется на столь низкие дивизионы, то и вето на сделку наложить было некому.

После этого, уже имея в своем активе место в иерархии немецких лиг, «Ред Булл» снова обратился к «Заксену», предложив неплохие деньги за молодежные команды клуба. В этот раз «Заксен» согласился, но было уже слишком поздно. В 2011 году клуб обанкротился и прекратил свое существование.

А вот у «Хеми» напротив, пока все идет неплохо. Начав новую жизнь, команда довольно быстро встала на ноги и резво зашагала вверх по лигам, стремясь вернуть потерянные позиции. При этом, конечно же, в стане «Хеми» хорошо помнят, как они оказались в такой ситуации и испытывают к богатому «РБ» самые «нежные» чувства.

Острая нелюбовь к новоделу – это вообще единственное, в чем сходятся «Локомотив» и «Хеми». Фанатские объединения клубов считают «Ред Булл» чужаком, которому нечего делать в городе. Даже больше – матчи с «РБ» не считаются за дерби. Городские команды – это «Локомотив» и «Хеми». «РБ» – это пришельцы без роду и племени.

Стоит также отметить, что «химики» – не меньшая головная боль для полиции Лейпцига, чем «Локомотив», поскольку фанатский актив «Хеми» придерживается левых взглядов. Имеющее очень длинную и насыщенную историю дерби с «Локомотивом» и без того горячее некуда, а политический подтекст разогревает ситуацию до предела и даже больше. Конфликты, файеры, драки – все это неизбежные атрибуты противостояния «Локомотива» и «Хеми».

Да и в целом «Хеми» доставляет большое количество проблем региону. Основные фанатские движения Саксонии придерживаются правых взглядов, поэтому куда бы не приехал «Хеми» – это всегда оборачивается конфликтами и разборками.

Последний инцидент произошел в Берлине на матче с местным «Динамо». Фанаты хозяев старались задеть игроков «Хеми» расистскими выкриками, в сторону футболистов летели стаканы, наполненные гравием.

Болеть за «Хеми» в четвертой лиге – испытание не для слабонервных. Где «химики» – там всегда жарко.

«Ротер Штерн»

В стороне от «Локомотива», «Хеми» и «РБ» существует еще один клуб. Образованный в 1999 году, он с самого начала не ставил перед собой больших спортивных целей. Несколько ребят с активной жизненной позицией организовали любительскую команду. Постепенно компания обросла поклонниками, и в итоге маленькое предприятие выросло в большое сообщество. Сейчас это самое крупное спортивное общество Лейпцига, объединяющее под своей эгидой 19 видов спорта.

Мужская футбольная команда играет в седьмой по рангу лиге Германии, и, по признанию руководителей клуба, – это максимум. Чтобы идти выше, нужно переводить команду на профессиональные рельсы, а этого делать никто не хочет. Главное для «красных звезд» – соответствие клубным ценностям, а уж какое место займет команда – дело десятое.

Во многом социальная модель «звезд» напоминает гамбургский «Санкт-Паули». Поэтому естественно, что их часто сравнивают и даже ассоциируют друг с другом.

Лево-социальная повестка создает проблемы в гостевых матчах. Когда команда приезжает к соседям, иногда это оборачивается столкновениями с правыми фанатами. Проколотые шины автобуса, закидывание разными предметами – типичная история для «звездных» выездов.

Внешне никакого противостояния между «РБ» и «звездами» нет. Но в Лейпциге довольно часто именно «Ротер Штерн» ставят в пример богатому пришельцу – как можно организовать новую команду, не вызвав озлобления среди горожан и футбольных старожилов.

«Ротер Штерн» – полный антипод «РБ». Холодной корпоративности «звезды» противопоставляют коллектив единомышленников. Гораздо больше заточенности на результат «звезды» ценят социальную ответственность.

Скорее всего, над маленьким стадиончиком «Ротер Штерна» никогда не прозвучит гимн Лиги Чемпионов. Но им и не надо. Им и так хорошо, без всех этих «Локомотивов», «Хеми» и «РБ».

Красивая локальная история на юге Лейпцига. Футбол для всех, а не всё для футбола.

***

Редактор текста: Софи Кожанова

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

Присоединяйтесь к нашему каналу на YouTubeтелеграм-каналу и группе VK

***