14 мин.

Тени Рокруа

О футболе. Да, именно о нём. Фанатское «сопровождение» матча третьего тура Лиги Европы (кстати, теперь Кубок УЕФА – тоже лига, но под Лигой без уточнений всё равно всегда будут понимать только чемпионскую) затмит разговор собственно о самой игре, и это тема отдельного разговора, где правых однозначно не будет. Поэтому сейчас речь пойдёт именно о футболе, о «террасах» же потом.

Группа, по жребию доставшаяся «Зениту», считалась одной из самых ровных. Нет, петербуржцы назывались фаворитами, но реальный расклад сил в этой четвёрке вполне позволял предположить отнюдь не фантастический вариант, при котором сине-бело-голубые оказывались вне плэй-офф. И бельгийцы, и греки, и хорваты – это крепкие команды, способные прижать любого формального лидера. Две стартовые победы «Зенита» вроде бы подтвердили его статус, но тем выше ответственность и шанс покидать поле после финального свистка с выражением лица «а чё это было-то?» Когда казалось бы – маленький шажок, такой простой – и ты в дамках, но судьба по твоей собственной воле вдруг поворачивается «нижним лицом». Примеров подобных – сто тысяч пятьсот в истории человечества. И на футбольном поле (тут можно было бы вспомнить «Осер», но третья команда Франции – это не «Кошице» и не «Вардар», поэтому лучше вспомним «Куусюси»), и в более дальней ретроспективе в других видах спорта. Помните (конечно, помните), как в одночасье всё переменилось в битве при Рокруа? Если вдруг запамятовали: в этом матче тридцатилетнего общеевропейского турнира сошлись сборные Испании и Франции. По действовавшему тогда регламенту за национальные команды разрешалось привлекать легионеров, один из которых – командующий немецкой кавалерией Изенбург – накрыл атаку Ла Ферте, перехватил мяч и совершил великолепный прорыв по бровке, заставив весь правый фланг французов до свистка бежать в раздевалку. Вот только увлекшись преследованием противника, Изенбург упустил момент, когда надо было помочь пошатнувшемуся под натиском самого принца Конде флангу Альбукерке. В итоге французы вернулись в бой, испанцы в ходе фланговой контратаки лишились своей кавалерии, а их до того непобедимиые пехотные терции потом несколько часов отбивали планомерные атаки неприятеля. Победа, которая, казалось бы, уже была – только руки протяни, досталась принцу Конде герцогу д′Энгиену. Который через 15 лет уже на стороне Испании проиграет битву при Дюнкерке. Битву, окончательно положившую конец величию Империи, над которой никогда не заходит солнце.

Но ладно, в конце концов, футболистам не стоять в строю терции, сжимая пики в руках, и капитаном у «Зенита» не Алатристе, а совсем наоборот – Анюков. Хорваты хотя и имеют некоторое отношение к той битве (среди эльзасцев Изенбурга был хорватский полк), понимали, что сегодня три очка начисляют за то, что мяч в чужих воротах побывает чаще, нежели в своих. У обоих полководцев тренеров были свои сложности перед игрой. Спаллетти держал в уме предстоящие матчи с Махачкалой и «Спартаком», которые вместе с еврокубковым ужимались в семь дней, а Поклепович прекрасно понимал, что должен нейтрализовать атаку «Зенита».

Что ж, игра вышла внешне, может быть, скучноватой, но с хорошим тренерским подтекстом.

Спаллетти поприветствовал Поклеповича, который вежливо улыбался в ответ, но уверен, что в этот момент хорватский наставник лихорадочно соображал, что же задумал этот итальянец, похожий на Мефистофеля. Где Кержаков?!

– Я за него, – ответил бы Бухаров, но вряд ли этот ответ удовлетворил бы хорвата.

На матч он выбрал достаточно универсальную схему, которая позволяла бы с одной стороны создать плотность в центре поля, заставив «Зенит» больше играть поперёк, выискивая возможности для проникающих пасов, с другой – быстро разжиматься в контратаках: 4-2-3-1. То есть то, что должен был играть Карпин в матче с «Челси». Два опорных должны были обеспечивать первый заслон перед своей штрафной, а при атаках Любичич поднимался ближе к Ибричичу.

Но вот Кержакова на поле не оказалось, и это Поклеповича явно беспокоило.

Спаллетти же выпустил Бухарова, но одной лишь заменой по позиции не ограничился. Нежданная травма Широкова, который в нынешнем «Зените» играет одну из самых значимых ролей, а также понимание того, как примерно будет играть соперник, сподвигли итальянца на неожиданный ход. Внешне всё выглядело как привычные уже 4-2-1-3, но вот Денисов и Семак оказались чистыми опорниками, практически не подключавшимися в атаку. Данни, формально поставленный на место левого инсайда, получил полную свободу действий по всему фронту атаки, а вся бровка была отдана на откуп Луковичу. В итоге хорваты неожиданно для себя получили мощный атакующий кулак в самом центре своих защитных построений без снижения давления на фланге, который страховали опорные полузащитники «Зенита». В том числе это разгрузило от участия в обороне Файзулина, который к тому же теперь мог отыгрываться в своей зоне с Данни.

И надо признать, что затея Спаллетти удалась на славу. В этой карусели, как ни странно, Бухаров смотрелся логичнее Кержакова.

Лазович, подпиравший атаку справа, оставил неоднозначное впечатление. Вроде бы на его фланге всегда было как минимум весело, но чего-то не хватало. Несколько раз серб откровенно манкировал отработкой в обороне, что не каждая команда простит.

Однако именно расстановка Спаллетти позволила нивелировать угрозу контратак «Хайдука»: хотя Любичич очень неплохо разгонял их, все атакующие действия хорватов разбивались уже на линии опорных. Редкие забеги по флангам ничем опасным не заканчивались. Ничего кардинального Поклепович по ходу матча придумать так и не смог.

«Зенит» же планомерно вдавливал соперника в его штрафную, и роль Бухарова тут сложно переоценить. Экс-казанец провёл, наверное, лучший свой матч за новую команду, и дело тут отнюдь не только в голе. А именно в том, что он от начала до конца отыграл свою роль. Если Кержакова можно было бы в соответствии с штампами назвать «наконечником копья», который вполне мог застрять в частоколе хорватской защиты, то Бухаров оказался сродни хорошему удару моргенштерна, раз за разом проламывающего оборону гостей.

Как заявлял сам Бухаров, сейчас итальянцы пытаются исправить огрехи в его технике. Поздновато, конечно, но с другой стороны это никогда не помешает. Раз уж выпускают наши школы такой материал, то приходится совершенствоваться в полевых условиях. Это, увы, беда всей нашей системы подготовки, при которой детские тренеры заинтересованы в первую очередь в сиюминутном результате команды, а на развитие талантов подопечных в отдельности времени и желания уже не хватает.

Так или иначе – приобретение Бухарова «Зениту» явно во благо. Да, есть Канунников, но он пока «доходит». На медленном огне, дабы не пригорел. Спорить о том, что же лучше для самого Бухарова, можно долго. С одной стороны, без Лиги с «Рубином», но в Казани он явно притормозил с прогрессом. Посмотрим, в общем, нам ведь надо как-то в 2018 мундиаль выиграть, обещали же...

Может, и получится.

Хорватский вратарь провёл неплохой матч, но по первому голу претензии ему предъявить можно. Да, Бухаров будто бы будильник с собой имел и выскочил, пока центральные защитники мирно спали, но удар головой он наносил издалека, мяч летел не слишком быстро. Полупозиция, однако.

Главное же, что «Хайдук» не сделал – не нейтрализовал Данни. И в этом просчёт именно тренера, который не подсказал своим игрокам, как играть против португальца. Перекрывать связи было бесполезно, просто потому что конкретных связей у Данни в этой игре не было, он сам их создавал там, где оказывался в определённый момент времени. К такой вариативности хорваты оказались не готовы.

Что у них получилось, так это накрывать сбросы Бухарова. Вроде бы он выигрывает верх с завидной периодичностью, и скидывает не абы как, а чётко в сторону, вот только в этой стороне никого из своих обычно не бывает.

Но внизу, что удивительно, хорваты Бухарову проигрывали в большинстве случаев. Они бросались под него словно под танк, но каждый раз забывали гранаты. И с грацией слепого носорога нападающий «Зенита» только краем глаза замечал, что он только что кого-то растоптал. Но, как говорится, при его массе это не его проблемы.

И ведь не откажешь игрокам «Хайдука» в старании и самоотверженности. Порой излишней старательности: играли они предельно жёстко, даже если в рамках правил. Но странно было бы, если бы они не отдавались игре полностью, вспоминая историю с одиннадцатью могилами на тренировочном поле в Сплите – намёк от «Торсиды».

Если всё же коснулись болельщиков, то на моей памяти из всех «еврогостей» хорватская «Торсида» переплюнула с запасом самых голоситсых до этого фанов «Нюрнберга».

Но не помогало. Раз за разом Данни и компания оставляли не у дел всю оборону гостей, выводя Бухарова на рандеву с Субашичем.

Бухаров старался. Но если в деле продавливания обороны он явно сильнее Кержакова, то реализовывать выходы один в один после разрезающих пасов ему сложнее. Куда как меньшая стартовая скорость (неудивительно, учитывая разницу в массе) оставляет меньше времени на принятие решения.

И хотя оттеснить Бухарова от мяча сложно, Субашич в большинстве случаев успевал добежать, сокращая секторы обстрела. Александр, понятное дело, расстраивался...

... пытался бить издали...

... и за горящие глаза и старание получал поддержку партнёров. Уверенность в себе ему явно сейчас не помешает.

После проваленного первого тайма Поклепович попытался несколько изменить схему, заменив одного из полузащитников вторым нападающим. Привело это только к тому, что опорные сместились левее ближе к зоне Лазовича и Анюкова, а справа, где и один Лукович наводил шороху, образовалась огромная дыра. Природа, как известно, пустоты не терпит и стремится её заполнить, в данном случае – португальцем Данни.

При этом уже в начале второй половины было видно, что «Хайдук» устал. Его игроки явно не привыкли к тому темпу, который «Зенит» взвинчивал постепенно. И Данни начали упускать. Сначала во фланг, что было ещё не так опасно. Но он каждый раз оставлял позади себя сразу же двух игроков, повторяя одни и те же сцены: Малоча пролетает мимо в подкате, Оремуш наблюдает со стороны в уже проигранной позиции.

Появление же португальца на другом фланге отнюдь не даёт свободно вздохнуть ни центральным защитникам, ни правому. Тем более что он заставляет смещаться их ближе к центру, снова открывая зону Луковичу.

Во втором тайме «Зенит» играет внешне неброско, но чрезвычайно грамотно. Он растягивает оборону «Хайдука», создавая при этом равную плотность давления по всему фронту от фланга до фланга. Поклепович если это и видит, то сделать ничего не может. Он лишь наблюдает, как его команда устаёт и начинает терять линии.

Заканчивается это закономерным голом. Передача во фланг на Луковича, тот сумел вытянуть мяч, который в 99% случаев должен был уйти на удар от ворот. Но серб сумел вырезать в штрафную, где защитники даже не потеряли позицию: в момент перестроения на угрозу с противоположного фланга (после длинного кросса Зырянова) они потеряли саму игру. В этот момент ни Малоча, ни Бульят в футбол уже не играли, они только готовились снова включиться. Результат на табло.

Дальше Спаллетти уже доигрывал. Выход Канунникова и Ионова был абсолютно логичным. И тому, и другому надо обкатываться. Канунникову – быть в постоянном тонусе, Ионову – начать чувствовать ритм большой игры, а не «песочницы» молодёжного чемпионата при всей его важности. Переход из юниоров в дядьки ему никак не даётся, но зависит тут всё только от него самого. Канунникову в этом плане проще, у него нет за плечами груза неудачного опыта попытки закрепиться в основном составе.

«Хайдук» теоретически пытался забить хотя бы один гол. Вместо этого должен был пропускать. Бухарову удалось-таки успеть к мячу первым, тот, казалось, катится уже в ворота.

Дальнейшее не стало страшным сном Семака, Бухарова и Канунникова только потому, что счёт уже был 2:0.

«Зенит» не оступился. Шаг сделан, теперь помешать петербужцам выйти в евровесну сможет только сочетание невероятного чуда и собственной глупости. «Хайдук» включается в войну, где призом вторая путёвка на выход из группы. Следующий матч спаренного противостояния с сине-бело-голубыми для хорватов становится определяющим, «Зениту» же достаточно не проиграть. Но битва предстоит серьёзнейшая, к гадалке не ходи, никаких сантиментов не будет.