14 мин.

«Ла Масия» изнутри: противоречивые решения, халатность и безответственность (часть 1)

 

После матча на Кубок Короля-2010 Пеп Гвардиола гордо заявил: «Нет большей победы, чем возможность предоставить дебют выпускнику Ла Масии. Это даже важнее, чем завоевание титула.»

Управлять футбольной академией непросто. Есть несколько человеческих и технических факторов, которые нужно принимать во внимание: от труда до везения. Это далеко не точная наука. Не существует волшебной формулы, которая гарантирует успех, нет и единой методологии по взращиванию талантов. Тем не менее, ФК «Барселона» в течение последних 20 лет внушала именно такую идею – что там досконально знают, как выращивать игроков мирового класса, используя безошибочные методы. Но это заблуждение, ибо на каждого Хави и Пике через академию проходят десятки футболистов, которые никогда не попадают в первую команду. В клубе был свой ряд ошибок и успехов со времен Ориоля Торта, а позднее Йохана Кройффа, которые произвели революцию в стратегии развития молодых игроков, что привело к «золотому веку» и славному периоду в истории клуба.

Формула дала результаты, и это послужило особенным поводом для гордости своим клубом у барселонских куле. К сожалению, все изменилось с 2010 года, когда Сандро Росель стал президентом и начал волну изменений, которые нанесли большой вред тренировочной базе, будущему сотен молодых футболистов и тому, как на Ла Масию стал смотреть весь мир. От чистоты имиджа и философии – предметов зависти - до запрета на трансферы. Команда пострадала не только как бренд, но и дала повод для спекуляций на тему, не становится ли она в действительности самой обычной околофутбольной фирмой.

УНИКАЛЬНЫЕ ТРЕНЕРЫ

«Барселона» была в свои самые успешные времена «тренерским» клубом. Ла Масия, помимо развития экстраординарных молодых игроков, которые выросли в футболистов мирового уровня, основала свою модель развития на таланте и футбольной философии своих тренеров, прекрасно осознавая, что найти хороших тренеров куда сложнее, чем хороших игроков. Именно успешные тренеры позволяют наиболее перспективным игрокам однажды завоевать место под солнцем на «Камп Ноу». Но как бы хорошо ни работали тренеры Ла Масии, последний шаг всегда делается наставником первой команды.

Ситуация изменилась с тех пор, как ушел Пеп Гвардиола. Каталонский тренер дал шанс дебютировать 28 игрокам в первой команде за 4 года, которые он провел у руля. У Тито Вилановы такая возможность была только у Планаса, и очень редко он использовал таких игроков, как Монтойя, Бартра, До Сантос и Тьяго, а последний в итоге был продан за ничтожную цену в конце сезона, дабы финансировать приобретение новых игроков. Тата Мартино, подписанный по прихоти Роселя, тот, кто по описанию Бартомеу «имел больше ДНК «Барселоны», чем большинство тренеров Ла Масии», редко давал играть молодежи. Увы, ситуация пока не поменялась и с приходом Луиса Энрике в его первый идеальный сезон. Он дошел до того, что запретил тренерам «Ла Масии» посещать тренировки первой команды, в нарушение обычной практики, бывшей ранее нормой.

ТЕКУЩАЯ СИТАЦИЯ

Во время работы Луиса Энрике в «Ла Масии» он ясно показал, что знает как направлять молодых игроков. При нем «Барса Б» была дисциплинированной командой, в которой талантливые футболисты сияли во всех линиях: Монтойя, Бартра, Фонтас, Ромеу, Серхи Роберто и Джонатан Дос Сантос, при том, что более старшие игроки, такие как Нолито и Сориано были столпами команды, играли хорошо и достигали замечательных результатов.

Все поменялось при Эусебио Сакристане. Развитие игроков стало вторичной задачей, а технический персонал стал смещать фокус на оборонительный, консервативный подход, при котором важны стали результаты, а не развитие игроков.

Сакристан

Сейчас «Ла Масия» проходит через наиболее деликатный период в своей истории: тренер первой команды, который пока не показывал особого доверия по отношению к академии, команда «Б», которая, будучи ведомой двумя тренерами в одном сезоне, затормаживает развитие молодежи, юные футболисты, покидающие клуб при первой возможности и решение ФИФА, которое не позволяет нескольким ярчайшим талантам «Ла Масии» даже тренироваться. И, как вишенка на торте, Бартомеу закончил свой первый срок в качестве президента «Барселоны» без того, чтобы озаботиться вышеперечисленными проблемами до наступления запрета на трансферы, когда многие талантливые игроки, такие как Марк Бартра и Аюб Абу, думают покинуть команду.

За пять лет «Ла Масия» прошла пусть от упорства и целеустремленности до едва завуалированного безразличия. От счастья при включении молодых дебютантов в состав первой команды до отчаянного поиска замены уходящим с «Камп Ноу» выпускникам академии. Тренеры «Ла Масии» это видят, воспитанники академии и фанаты - тоже. В это же время люди, которым вверен клуб действуют с безразличием и проводят эксперименты по управлению академией, которая в течение многих лет была образцом для подражания.

Выигрывать или развивать игроков? Ответ остается прежним: и то и другое.

КОНЦЕПЦИИ И МОДЕЛЬ

«Ла Масия» как концепция предлагает ясное видение того, как играть в футбол и как развивать игроков. Она получила всемирное признание в 2011 году, когда Месси, Иньеста и Хави стали тремя финалистами на получение «Золотого мяча». Это была величайшая победа старой идеи, рожденной в 70-е, сначала Лауреано Руисом, которая затем была использована в каденцию первой команды Йохана Кройффа и была продолжена в 90-е, которую затем довел до апогея Пеп Гвардиола в XXI веке. Идея, превращенная в культурный феномен благодаря тому, как барселонские футболисты играли и каких результатов достигали. Два кубка Лиги Чемпионов и мировой кубок среди клубов 2011 года были выиграны семью игроками, прошедшими Ла Масию. Затем в основе стало 9 игроков из академии. В ноябре 2012 года Тито Виланова умудрился использовать все 11 доморощенных игроков в игре против «Леванте».

Те великие победы сделали методы «Барселоны» знаменитыми. По всему миру клубы хотели знать секретную формулу, которая привела к тому, что многие тренеры из барселонской академии были приглашены в другие зарубежные клубы, зачастую без полного объема знаний. Деньги в обмен на волшебство. Предсказуемо результаты себя не оправдали – многие тренеры не справились и вернулись обратно. Методология – куда больше, чем рецепт, занятия в классах и несколько лет тренерского опыта в «Ла Масии». Теперь люди подвергают сомнению концепцию «Ла Масии». Что случилось? После заоблачных достижений академия проходит через трудные времена. Куле хотят знать причины.

ПРОЩАЙТЕ, ВРЕМЕНА ХАЛСЬОНА.

Результаты «Барсы Б» и основных команд академии идут от плохого к худшему, а члены правления, провозглашая себя лекарями, не могут найти причину заболевания. Основа для формирования игроков – стабильность. Лапорта (2003 – 2010) доверял дуэту Рамона Алесанко и Альберта Бенайгеса в том, чтобы привести все шестеренки в движение: бывшему игроку – источнику традиций и уважения Алесанко и специалисту Бенайгесу. Их зона ответственности включала в себя каждую команду Ла Масии: от «Барселоны Б» до самых юных классов академии.

Росель (2010 – 2014) попробовал сварить кашу по тому же рецепту, но с другими ингредиентами: Гильермо Амором и Альбертом Пуигом. Но все было сделано в другом управленческом стиле, что привело к личностным и профессиональным проблемам. «Барсой Б» и «Хувенилем А» управляли не они, а спортивный директор того времениАндони Субисаррета.

Суби Росель Тельо

Бартомеу (2014) пытался вернуться к изначальному плану, претворенному в жизнь правлением Лапорты, и нанял Жорди Роуру и Аурели Алтимиру – двух бывших игроков, имевших опыт профессионального футбола, но не опыт управления в академии.

Необратима ли ситуация? Нет, но даже люди внутри академии ждут, что будет предложен план по остановке негативного тренда и восстановлению потерянного времени. Они ждут, что придет лидер, способный нажать на тормоза и прекратить деградацию, поразившую Ла Масию. Они ждут наилучшего директора по развитию, даже если он не будет приятелем президента как Амор и Роура, которые дружны с Бартомеу.

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Успехи и неудачи в выборе правильных игроков, первые решения, которые будут приняты в клубе, определят, будет ли новое поколение игроков одержимо целью попасть в первую команду, что является основополагающей задачей во всем процессе.

Каков будет профиль игроков? Самое главное - это чтобы они были умны и хорошо понимали игру. Дальше идет скорость принятия решений и технические способности и, наконец, физические данные. Клуб должен искать талант - истинный талант.

Вратари должны быть высокими и уметь играть ногами, центральные защитники обязаны уметь справляться с опекой. Раньше «Барселона» подписывала опорных полузащитников и превращала их в защитников, ибо опорник должен быть умен, иметь хорошее видение поля, отличную технику и быстрое мышление. А форварды должны быть быстры в своих решениях и уметь забивать.

Работа скаута фундаментальна и не слишком хорошо оплачивается. Все они получают маленькую базовую зарплату плюс бонусы в зависимости от игроков, которых они подписали и, естественно, от игроков, которые пробились в основную команду. За процессом наблюдают бывшие игроки и наиболее увлеченные фанаты, а их главное удовлетворение состоит в том, чтобы однажды увидеть как кто-то из этих ребят, которых они нашли, играет на «Камп Ноу». Хорошо ли работает скаутская служба в «Барселоне»? Хороши ли игроки? Грядет ли поколение победителей? Да, у нас есть замечательные футболисты в системе, но, учитывая масштабы клуба, нам нужно больше, чем они сейчас могут предложить. Почему возникла такая ситуация? Потому что не всегда люди, вмешивавшиеся в процесс, следовали тем же принципам.

Политика клуба, определенная директором по развитию (Алесанко, Амор и теперь Роура) должна быть ясной и всегда руководствоваться тем, что лучше для «Барселоны», без того, чтобы нанимать в клуб друзей руководства.

Два года назад (и это было не единичным случаем) был подписан молодой испанский футболист по указанию члена руководства клуба без единого экспертного заключения из Ла Масии. Сегодня игрок уже не в клубе. Столкновение амбиций стали проблемой. Разделение задач из эпохи Роселя (Субисарретта отвечал за первую команду и «Хувениль А», Амор - за остальные команды «Ла Масии») нанесло существенный ущерб прежде работавшей системе. Альберт Валентин, ближайший помощник Суби, и Альберт Пуиг, координатор «Ла Масии» и правая рука Амора, не разговаривали друг с другом. Росель передал все полномочия Пуигу. После этого все изменилось: некоторые заслуженные тренеры ушли, а метод подписания игроков стал более агрессивным. Пуиг смог опередить «Реал» в борьбе за лучших испанских молодых игроков: Нико, Ансу, Мончи, Миранду, Абеля и Энрика.

ЧТО ПРИВЕЛО К ЗАПРЕТУ НА ТРАНСФЕРЫ?

Борьба Пуига с Мадридом вышла за пределы Испании и за пределы закона: 37 расследований привели к запрету 9 иностранным игрокам играть за команду. Катастрофа для ребят и кошмар для клуба, который был публично наказан.

ФИФА запретил клубу регистрировать новых игроков в течение двух трансферных окон, в дополнение к денежным штрафам. Бартомеу уволил Пуига и Амора, возложив на них вину как на людей, ответственных за произошедшее. Четверо молодых игрока (Руис, Кубо, Соусиа, Адеканье) ушли, не вытерпев ожидания. Чендри начал играть когда ему исполнилось 16 лет. Остальные (Ледерман, Геольхе, Ли и Сенг-Хо Пайк) полны раздумий о своем будущем или ждут, пока им исполнится 18, чтобы снова начать играть.

Валентин, как и Субисаррета, видел ситуацию иначе. Он верил в каталонский футбол и в то, что клуб не должен платить столько денег за 17-и или 19-и летних ребят, даже если нам не достанутся такие жемчужины как Асенсио и Одегард, подписанный мадридским «Реалом».

Сейчас Жорди Роура тоже концентрируется на Каталонии. 70% молодых игроков - каталонцы, 15% испанцы и остальные 15% - иностранцы. «Эспаньол», «Корнелья» или «Дамн», а также другие каталонские клубы выиграли от внутренних проблем «Барселоны» и это причина того, почему «Эспаньол» выиграл Лигу в 7 возрастных категориях.

Роура Альтимира

«Они ведут ошибочную селекционную политику. Они ищут игроков для «Глобтроттеров», а игроков как Месси, Хави, Иньеста, Пике, Вальдес… таких находишь только однажды. Их копий больше не существует», - говорит тренер из другой каталонской команды. Они не могут выбрать между традиционным подходом (вся власть принадлежит тренеру) и новым методом управления, а селекция игроков в итоге страдает.

«Барселона» инвестирует 1,5 миллиона евро в Ла Масию для игроков с ясными перспективами. В школе 82 места для игроков, но сейчас там живет только 68. Из 45 подростков, специалисты полагают, что только у 15 есть шанс когда-то добиться известности. Деньги и время, потраченные впустую. Ребята посещают школу и клуб, которые нанимает учителей для дополнительных уроков, в том числе для изучения новых языков. «Два года уже как оценки в школе падают, хотя наш уровень работы с ребятами оставался прежним, - говорит директор «Ла Масии» Карлес Фолгера, - Тем не менее, клуб более не наказывает игроков за плохие оценки, что в общем-то обычная практика для академий. Мы оповещаем родителей и стараемся помогать с улучшением оценок, но в спортивном плане никаких санкций нет. Мы наблюдаем за плохим поведением в школе, в автобусе, в «Ла Масии», но у нас нет наказаний, таких как выговоры или отстранение от игр.

ЗАПРОСЫ НЕ СНИЗИЛИСЬ.

Как только игрок надевает форму «Барселоны», его футбольное развитие начинается в полной мере. Это очень сложная задача, в которой есть только одна ключевая фигура – тренер. Лучшие ли тренеры в «Ла Масии»? Лучшие ли они в развитии? Знают ли они нашу философию и передают ли ее как следует? Если ответы положительные, то и результаты будут тоже. А если нет, то происходит что-то не так. Тренеров нанимают и увольняют в зависимости от прихотей, без того чтобы смотреть на их качество. Для тех, кто хорош, должны быть предложены длительные контракты с тем, чтобы они могли концентрироваться на том, что по-настоящему важно: на развитии игроков, на стабильности и традициях. Без долгосрочного планирования не может быть успеха академии. С этой общей идеей, тренеры могут работать целенаправленно и автономно, но такое впечатление, что сейчас это утрачено. Ожидаемое превосходство в матчах требует огромный уровень работы на тренировках. По умолчанию «Барселона» должны выигрывать 9 из 10 матчей. Десятый, обычно против «Эспаньола» - трудный. Требования к игрокам снижаются, и теперь клуб становится все больше похожим на другие команды.

НАИЛУЧШИЕ

Отдел методологии, возглавляемый Пако Сейруло и Жоаном Вилой в обычном случае пришел бы на помощь, но нынче указания потеряли свою четкость. Субисаррета создал отдел, но Альберту Пуигу он никогда не нравился. Изучаемая теория не использовалась на поле. Что еще хуже, некоторые теории были столь трудны, что ребята засыпали во время занятий. Некоторые игроки вообще их не слушали, так что тренеры меняли методы сами.

Они фактически говорили: «Это все хорошо, но давайте меньше об этом думать и больше выигрывать». То, что игроки и тренеры стали игнорировать нашу методологию и философию ради стремления к легким победам, нанесло огромный ущерб академии. Вследствие той же самой идеи, тренеры сейчас полагаются в большой мере на африканских игроков, которые более развиты для своего возраста физически. Но до сих пор ни один из них не заиграл на «Камп Ноу».

Пако Сейрулло

С каждым проходящим днем команды все больше отдаляются стилистически от основополагающей идеи, и есть такие игры, в которых барселонский футбол уже трудно узнать. Больше не разрешается, чтобы кто-то из старших, которые защищают философию клуба, поправляли тренера во время тренировок.

Академия, не считая «Барсу Б», составлена из 15 команд, с 6 профессиональными тренерами и 9 любителями. Профи работают в «Хувениле», «Кадете», «Инфантиле А» и «Футболе 7» (для ребят с 8 до 12 лет). Всем им, и профессионалам и любителям, нужен рост мастерства. Только двое, Гарсия Пимьента и Кике Альварес играли за первую команду после того как прошли через «Ла Масию». Общий опыт важен, хотя их возраст предполагает магистерский или иной диплом.

В Мадриде, например, такое есть. Конечно, у них нет такой методики развития ребят, они надеются целиком на опыт тренеров. Поэтому сегодня у них в академии и работают такие люди, как Зидан, Рами, Де ла Ред, Гути, Солари и Рохас. Они делают ставку на имена, а не на методологию.

ВЫБОР

У «Барсы» есть еще одна проблема – команды слишком многочисленны. В «Хувениле», «Кадете» и «Инфантиле» по 25 человек, цифра, из-за которой ребятам приходится присаживаться на скамейку и играть меньше минут, чем мальчишкам в других командах, таких как «Аякс», в котором 18 игроков. Такое скопление приводит к тому, что все без исключения поднимаются в конце года в следующую возрастную категорию, что сдерживает развитие лучших игроков.

Почему это происходит? Потому что в команде не любят принимать трудные решения. Роуре и его командам надо бы было отчислить игроков 30. Это болезненное решение, но такой риск оправдан. «А что будет потом, если этот парень достигнет успеха в Мадриде? Как я в итоге буду выглядеть?» – вот постоянный страх в клубе.

Поражает недостаток фундаментальных навыков у многих игроков. Бывший тренер «Хувениля А» удивлялся, насколько плохо ребята играют головой, как будто они боятся прыгать. Над игрой в воздухе просто не работают. Тренировки ударов - также редкость.

«Играй в касание. Не води мяч, играй в касание!». Это фундаментальные провалы. Принцип «нам нужно развить игроков» сменился на «нам нужно выигрывать».

Это может показаться неправдой, но сейчас «Барселона» не работает над улучшением техники игроков так, как это было раньше, в предыдущие поколения. Жерар Пике не был хорош в игре головой, несмотря на то, что он был высок, но после долгого, упорного труда он стал играть в воздухе отлично; Серхио Бускетс тоже добился умения контролировать мяч в результате целенаправленных тренировок.

В 2010 году все закончилось. Еще один шаг назад.

Продолжение следует...

Данный эксклюзивный материал предоставлен порталом "Grup14". Особую благодарность выражаем Хави Торресу, который провел потрясающую работу, чтобы донести всю правду о Ла Масии до миллионов фанатов клуба.

Автор перевода: alogan (Александр Логан)