17 мин.

Стикеры: сравнение НХЛ, КХЛ и... КХЛ

То, о чем мы сегодня поговорим, в маркетинге (которого, как известно, не существует) характеризуется двумя жуткими англицизмами: мерчендайзинг и франчайзинг. Но так как современные развитые профессиональные лиги и клубы не мыслят о том, как выживать без денег, полученных путем эксплуатации своего имени, было бы преступно не осветить несколько моментов, связанных с этой деятельностью.

На самом деле, мир един не только пивом и шоколадками с логотипом рижского "Динамо". Хотелось бы поведать о стикерах. Что это такое? Если кто не знает, стикеры, по-нашему, наклейки - это что-то вроде филателии. Человек покупает альбом, и покупает к нему пакетики с наклейками, которые вклеивает в альбом. Чаще всего, в альбоме около полутысячи мест, а в пакетике - около 5 наклеек.

Придирчивый читатель возмутится: что за фигня? Что за детская забава? И будет отчасти прав. Наклейки - это действительно хобби для детей. Множество ребятишек собирают коллекции Скуби-Ду, Смешариков и прочей лабуды. Даже автор этих строк в середине 90-х начал с коллекции Том и Джерри. Правда, закончил я на "Евро-96". И тут кроется самое главное: спортивные коллекции, посвященные различным турнирам - имеют популярность как у взрослых, так и у детей. Разве плохо собрать альбом из всех участников мирового первенства! Игрока за игроком, команды за командой.

Это забавно, но когда я после 14-летнего перерыва, решил шутки ради попробовать собрать случайно оказавшуюся у меня коллекцию КХЛ 2010, я думал что буду краснеть во время обменов с 10-летними детьми. Какого же было мое удивление, когда я обменявшись с двумя десятками людьми, не обнаружил ни одного, кто бы был младше меня. А каждый второй - это вообще был 40-летний дядя с портфелем документов или 30-летний поставщик продуктов в торговые сети.

Все это, довольно давно поняли в Америке и Европе. В Старом Свете, стикеры появились в начале 60-х, уже тогда законодателем мод была итальянская "Панини". Они выпустили альбом со всеми командами футбольной серии А (а чего же еще?). В Америке же в почете были карточки игроков, которые стали производить еще в 40-х. Впоследствии, и там и там, производители диверсифицировали свои усилия: кому-то больше нравятся карточки, кому-то наклейки.

Какая с этого выгода КХЛ и ей подобным?

Во-первых, это отличный шанс заработать буквально на пустом месте. Все, что нужно - лишь эксплуатировать свои коммерческие права. Забегая вперед, скажу, что на то, чтобы собрать официальную коллекцию КХЛ, я потратил около 2500 рублей. А сколько таких коллекционеров? Во-вторых, так как все-таки продукция расчитана в том числе и на детей, это открывает дополнительные возможности. К примеру, на сайте sports.ru масса людей, влюбленных в НХЛ. Я этой любви не понимаю, конечно, но могу объяснить откуда она взялась. В 80-х, у всех были убогие трансляции отечественного чемпионата, куча серых команд, похожих одна на другую даже по форме. И тут в 90-х, появляется возможность следить за НХЛ. Где красочная картинка, где даже в нищей России можно купить атрибутики, где можно собирать наклейки. Наклейки НХЛ были в продаже даже когда я был ребенком. Сейчас эти коллекции - раритет. Но коллекционеры в нашей стране собирают и их. Обертка - это очень важно. Поэтому, такими вещами, как коллекция КХЛ просто необходимо заниматься. Чтобы маленькие детишки интересовались именно нашими героями, нашими клубами и нашей лигой, а не заморскими чужеродными образованиями.

Поэтому делать качественный продукт важнее даже не в том смысле, что его будут больше покупать.

Кстати, благодаря этому мы узнали как выглядит "форма КХЛ"

Но мы живем в условиях свободной конкуренции (Газпром не в счет ))). Поэтому предлагаю пробежаться по той хоккейной продукции, которая сейчас предлагается на рынке наклеек как маленькому ребенку, так и взрослому дяде.

В минувшем сезоне у коллекционеров была возможность собирать три хоккейные коллекции: официальная коллекция КХЛ (производитель Уппер Дек), официальная коллекция НХЛ (производитель Панини) и контрафактная коллекция Хоккей 2010 (производитель "Наклей-ка"), которая по сути наживалась на отечественных клубах и КХЛ.

Самое удивительное, что в каждой коллекции были вещи, которые отличали их от конкурентов. Пройдемся по пунктам.

1. Доступность. КХЛ лезла буквально из каждого ларька. НХЛ если и отставала, то ненамного (а может и не отставала, но почему так могло показаться, ниже), Хоккей 2010 - было практически невозможно купить в Москве. В городе было только одно место, где альбом и наклейки свободно продавались. Это результат деятельности КХЛ. Контрафактную продукцию просто задушили (и правильно сделали). Хотя единственная точка, находится прямо под носом у КХЛ. Я не буду говорить где, из уважения к людям, еще не собравшим этот альбом. В других городах ситуация аналогична. За исключением Ярославля и Череповца. Там Хоккей 2010 продается достаточно свободно.

2. Цена. Накладнее всего собирать КХЛ. Стоимость альбома в среднем достигает 140 рублей. Стоимость пакетика с 5 наклейнками - 23 рубля. Попадается и по 20, но чаще по 25. Оптом можно купить по 18. НХЛ в данном отношении выглядит демократичнее: в среднем они на 3-4 рубля дешевле. Альбом менее 100 рублей, но точно сказать не берусь, мне он достался случайно и бесплатно (сразу скажу, что из всех трех альбомов я не собирал только НХЛ). Хоккей 2010 же поражает своей доступностью: 50 рублей за альбом и 10 рублей за пакетик в Москве! В провинции еще дешевле.

3. Альбомы.

Обложка впринципе у всех неплохая. Правда, у КХЛ-овцев раздражают убогие шрифты, а НХЛ - несколько пестровата.

Качество полиграфии намного выше у КХЛ: плотные страницы, отличная печать. Два других альбома в этом отношении похожи на туалетную бумагу.

4. Дизайн пакетиков. Это тоже очень важно. В газетных ларьках (основные точки распространения) у наклеек всегда отдельное место. Очень важно бросаться в глаза. НХЛ-овский пакетик аналогичный по дизайну альбому проигрывает из-за своей пестроты, КХЛ-овский - наоборот очень сочно смотрится и бросается в глаза. Можно сколько угодно критиковать лого КХЛ, но оно стало узнаваемым, поэтому за выбор дизайна пакетика - браво!

Хоккей 2010 же разочаровал. Но что можно хотеть от пакетика за 10 рублей, которым торгуют из-под полы?

5. Качество наклеек. Вот тут происходят самые ожесточенные споры среди коллекционеров. Правда, большинство единодушно сходятся в мнении, что лучшие наклейки - у НХЛ. Худшие же у КХЛ. Это связано как с тем, что Панини сделала банально лучше напечатанные, лучше обрезанные и с лучшим изображением наклейки, как и с тем, что Уппер Дек использовал портреты хоккеистов (что традиционно для футбольных коллекций), в отличие от конкурентов, изобразивших хоккеистов в динамике и в полный рост.

Для сравнения:

КХЛ. В полный рост только "блестяшки" - по 2 штуки на команду и 4 стикера с обладателями индивидуальных призов.

НХЛ же пошел дальше. У них лучше и стикеры, и блестяшки (наклейки на твердой блестящей бумаге, обычно ей отмечается звезда команды), разве что только до НБА не дотянулись, у которых есть наклейки из ткани.

Также НХЛ в плане формата отметилась хорошей идеей с новичками сезона:

Ну и конечно же, совсем нелепо смотрелся следующий КХЛ-косяк: в каждом альбоме были подарочные наклейки, все бы ничего, только те же номера попадались в пакетиках. Мало того, что они были никому не нужны, но и они умудрились отличиться от собратьев.

Альбом КХЛ был выпущен в первый раз, поэтому неточностей там многовато. Например, Хосса был маркирован как чех, кто-то из наших игроков - как словенец. Хорошо хоть Ягра в чехи записали.

6. Дизайн страниц и их наполнение.

НХЛ. Неплохой дизайн, но слишком мало хоккеистов. Лишь 7 на команду. Зато есть лого каждого клуба. С другой стороны, очень много места потрачено на лого конференций, новичков и других не очень нужных вещей. Разумеется, очень много классных игроков не попали в альбом. Я не слежу за НХЛ, но, по-моему, Дэни Хитли заслуживал бы места в коллекции даже если бы надо было выбрать лишь трех игроков из команды.

Кстати, вся статистика игроков размещена на стикерах, а не в альбоме. Это американская традиция. Для европейского футбола Панини традиционно размещает эту информацию в альбоме. Забавно, но американская Уппер Дек для альбома КХЛ сделала как раз все в европейской футбольной традиции.

КХЛ. Здесь у каждой команды не один, а целых два разворота. Выглядит это так.

14 игроков, включая двух звезд-блестяшек, общая фотка команды из двух стикеров, неплохая статистика. Правда, немного совковый дизайн. Лого + один из хоккеистов в качестве фона - это перебор. Из недостатков также бы отметил совсем уж вопиющий выбор игроков. Например, в состав "Спартака" не попали Князев и Людучин, в состав "Сибири" - Тарасенко, а в составе СКА, 30-летний Рыбин был назван лучшим молодым игроком клуба. Хотя, может у составителей просто проявилось очень тонкое чувство юмора :)

Хоккей 2010.

Альбом очень аскетичен. Дизайн еще более совковый чем у КХЛ. Ни о какой статистики даже не ведется речи. Даже фамилии в альбоме не прописаны, только номера. Зато помещаются 18 хоккеистов. И вроде никого из лидеров не забыли :) Кстати, актуальность у альбома выше чем у КХЛ-собрата. Хотя вышел он в продажу раньше. Это можно проследить по ранним трансферам, которые тут уже отражены.

Правда, места хватило даже на какую-то несусветную чушь. Я изначально удивился целому развороту под названием "Партнеры игры". Я-то думал, что речь идет о "Согазе" и "Кама-Евро", но правда оказалась шокирующей.

Ушлые ярославцы продали места в альбоме разным типографиям, прачечным и шашлычнм. Хорошо хоть без сауны обошлось. Правда, на той же странице оказались два игрока МХЛ команды Северстали. Говорят, родители заплатили, чтобы сыночки оказались в альбоме. Охотно верится.

7. Собираемость. Хоккей хоккеем, но прежде всего хочется собрать коллекцию. НХЛ я не собирал, но судя по моим данным, там все аналогично КХЛ. На КХЛ у меня ушел месяц неспешного собирания и 2500 рублей. Вся коллекция собирается с двух блоков и пары часов обмена. Это можно проследить по этой этой обменной статистике. То есть, на каждую наклейку есть как большой спрос, так и большое предложение. Любую наклейку можно достать. С НХЛ - тоже самое.

Что касается Хоккея 2010 - то тут все наоборот. Ярославский производитель не устоял перед искушением сорвать куш, путем создания дефицита на некоторые номера с одной стороны, и напечатанием огромного количества повторок с другой. То есть, тут есть дофига примеров, когда один номер ищут пол-сотни человек, а есть он только у одного. Или наоборот, у 50 на руках есть повторка, которая никому не нужна. Иллюстрация здесь. Огромное количество "зеленых" номеров - ненужные повторки, у меня у самого их 200 штук. Номера с рейтингом 47 или 63 - наоборот: они нужнее в 47 и 63 раза. При этом, сейчас ситуация улучшилась. Альбом смогли собрать аж 22 человека на этом сайте. КХЛ и НХЛ - в 10 раз больше народу.

Я собираю его уже больше полугода, осталось около 40 номеров, а денег потрачено уже даже больше, чем на КХЛ (и это при такой разнице в стоимости пакетиков!). Поэтому, друзья, если кто решит собирать коллекцию в следующем сезоне (выйдут они все в сентябре-октябре), не собирайте контрафакт. Не кормите ушлого дядю. НХЛ собирать тоже не стоит, кормить ушлого, но более честного дядю Бэттмена (вот парадокс!) тоже не стоит.

Покритиковал я все альбомы, но некоторые горячие головы спросят: а сам-то что можешь? Хотя я вообще-то всегда считал, что не надо быть искусным поваром, чтобы вынести суровый приговор приготовленной стрепне, но в данном случае, у меня есть предложения, как сделать альбом КХЛ лучше.

Весной я уже написал письмо одному сотруднику КХЛ, общающегося с Уппер Дек (кстати, по иронии судьбы, эти американцы являются лидерами как раз в производстве карточек, в отличие от наклеечников Панини), и который это письмо до Уппер Дека довел. Приведу его здесь без купюр:

Если взять за основу, что их количество будет примерно таким же - примерно 450 штук, то я бы сделал так.

На каждую из 24 команд - 19 штук. Итого: 456

Плюс 0 - эмблемка КХЛ (ее точно надо делать блестяшкой, можно даже кожанной, как в НБА) и еще с десяток дополнительных стикеров как было в этом альбоме. Ну там лучшие игроки, кубок, может быть эмблемы конференций, если они будут.

19 командных я бы распределил так: 1 эмблема (блестяшка), 1 арена, 1 командная (сейчас две, но всю команду не рассмотришь, лучше сделать одну, но хоккеистов там будет пятеро + вратарь). 16 на хоккеистов. Из них выделить одного, назвать "звездой" и сделать тоже блестяшкой. Но не повторять его дополнительно. Так, кстати, делают в альбоме НХЛ, который мне попался недавно в руки. 16 игроков - это оптимально. Так как это 2 вратаря и почти три полные пятерки. Этого достаточно. Меньше - можно забыть кого-то важного. Как не раз получилось в этом году. Если будет возможность, добавить главного тренера дополнительно.

Теперь по доп. информации. Помимо роста, веса, даты рождения и статистики предыдущего сезона, я бы добавил пару "вкусняшек", а именно: позиция на льду для нападающих. А то непонятно кто это: центр, правый край или левый. Этим альбом переплюнул бы даже сайт КХЛ, на котором этого нет, к сожалению. А это многим интересно. И если со Спартаком я худо-бедно разобрался кто где играет, то с остальными командами...

Также можно добавить у кого какой хват клюшки (в НХЛ-альбоме есть - нравится), и какой по счету сезон игрок проводит в данной команде. Ну или с какого года он в ней.

Для вратарей дополнительной информацией может стать стиль в котором он играет. "Бабочка" там, еще что. Но это сложно, я понимаю ))

Теперь как это все разместить. Предположим, количество страниц такое же, чтобы не удорожать производство. И точно также на каждую команду выделяется 4 полосы. На первой: как и сейчас фотка игрока на всю полосу + эмблема (блестяшка) и арена. На второй полосе наверху командная наклейка и наклейка главного тренера. Внизу: 4 хоккеиста, из которых два вратаря, одна звезда и капитан. Капитана отдельно никак выделять не надо, просто это его месторасположение. Если капитан еще и звезда, то ассистента рядом. На третьей и четвертой полосе все без изменений - 12 хоккеистов. Лучший молодой игрок - вообще не нужно это. Только запутаются. А то 30-летний Рыбин в этом году оказывается лучшим молодым в СКА (это такой намек на команду-ветеранов?)). Но только вот фон я там сделал бы поинтереснее, а не просто клубный логотип.

Например, если количество наклеек должно быть 447 и баста, то фоном на 3 и 4 полосе может стать арена. А соответствующая наклейка удалится из списка.

Точно также можно поступить с городом, который представляет команда. Включить в дизайн полосы элементы или фотографии того или иного города.

По самим наклейкам. Если они останутся такого же размера (а это как раз лучше, имхо), а не станут как у НХЛ - огромными. То действительно стоит по футбольному фоткать портреты. Но!

Не надо забирать 1/8 под имя и фамилию. Их можно писать на фоне фотографии, можно просто сократить эту плашку и выбрать более маленький шрифт. Кстати, о шрифтах, написание строчными буквами Arial решило бы эту проблему на раз-два.

Клубную эмблему из-за спин игроков стоит убрать. А то у спартаковцев на фоне получились поросячьи ушки, а у витязей - нимб (опять намеки? ))). Эмблему лучше сделать маленькую, четкую и размещать ее на левом верхнем углу, к примеру.

Про то, что сами фотки должны быть откуда угодно, но только не из профайла на сайте КХЛ, в Уппер Деке уже наверное поняли.

У них, кстати, есть уже такой опыт. Это стикеры с хоккеистами Трактора. Игроков можно изображать как во время игры (фото лица крупным планом), так и обычным портретом.

Ну и как обычно, не косячить с нумерацией, не путать чехов со словаками, не путать русский флаг со словенским, резать наклейки ровно, чтобы сборные стикеры не приходилось обрезать, над составами работать в самый крайний момент, лучше уже когда чемпионат начался, чтобы не забыть добавить Князева в "Спартак", а Тарасенко в "Сибирь" и т.д.

Если уж с составами возиться совсем невмоготу, то обратится к болельщикам. Они достаточно быстро подскажут кого нужно включать в альбом.

Говорят, это стало ценной информацией. Вроде даже обещали подарить блок :) Посмотрим.

Но я решил на этом не останавливаться. Я попросил дизайнера Михаила (многим из вас он уже полюбился после поста о Мегафоне) набросать парочку эскизов как мог бы выглядеть следующий альбом КХЛ. Я набросал свои идеи, он придумал свои. Получилось вот что.

Разворот:

Посмотреть в большем размере можно тут.

В нынешнем КХЛ альбоме нет эмблемы клубов, это упущение. Михаил предлагает следующие варианты ее размещения:

Вариант б) похож на нынешний НХЛ-овский. Можно также использовать европейскую футбольную традицию - делать эмблему блестяшкой.

Обязательно надо сделать фотографию тренера, ну или хотя бы арены. К счастью, у нас осталось всего пара сараев, которые будет стыдно вставлять в альбом. Но эти фишки - это здорово, такого нет у НХЛ. Хотя арены встречаются в футбольных коллекциях.

Насчет дизайна наклеек полное раздолье. Можно сделать как привыкли хоккейные коллекционеры: в полный рост.

Можно, как в первом альбоме КХЛ: только морду лица.

Сорри за Зедника. Михаил делал эту работу еще в мае.

Морда лица в стиле разворота:

Можно добавить еще разные ништячки, как например вот этот:

В общем, идей куча. Михаил, если захочет, прокомментирует все это в комментариях.

Хотелось бы, чтобы КХЛ гналась за НХЛ не только в размерах контрактных выплат, но и базовых спортивно-маркетинговых вещах, без которых нельзя представить финансово благополучный клуб или лигу.

P.S. Спасибо всем, кто смог осилить весь этот объем.