8 мин.

Взлет и посадка «карманной ракеты»

На дворе март 2010-го, а значит, пошел уже третий месяц феерии от Аарона Брукса, защитника, который никак не может угомониться. Он прибавил в момент, когда эффективность Карла Лэндри стала снижаться вследствие объективных причин (вчерашний лавочник не был готов к постоянным сдваиваниям), но улыбчивого друга уже нет, а он все еще не хочет сбавлять обороты. При новом партнере в задней линии разыгрывающий «Хьюстона» продолжает штамповать удачные матчи один за другим, и уже мало у кого остаются сомнения в том, что он не доползет до гроссмейстерской отметки в 20 очков за матч. Только давайте ответим на один вопрос: к чему ведут такие успехи малыша? Это рождение новой звезды или повторение судьбы, допустим, того же Майка Джеймса, который показал, что умеет забивать, но не смог в дальнейшем выйти хоть на какой-то серьезный уровень, сопоставимый с показателям, что он сумел достичь? Попробуем разобраться.

Идентификация Брукса

В первой половине прошлого сезона крохотный и скоростной защитник «Хьюстона» получил шанс заявить о себе, выходя со скамьи в команде Рика Адельмана. Тренер старался полноценно воплотить в жизнь новую тактику, согласно которой его запасные играли не просто в «смолл-болл» (пресловутый «баскетбол с маленькой буквы»), как годом ранее, но и в «ап-темпо». Команда бежала целенаправленно, давила на три точки соприкосновения (скорость Брукса, подключение Лэндри в середине или ранний трехочковый от Артеста/Баттье/МакГрэйди/Барри в зависимости от того, кто находился на паркете вместе со сладкой парочкой). Аарон практически идеально подходил под такую манеру игры, и именно поэтому он сразу же заиграл. Ему не приходилось останавливаться и делать передышку, он просто гнал вперед и старался завершить атаку, найти проникающего или открывшегося партнера в раннем нападении. Функции дирижера, дистрибьютора там были сведены к минимуму, а значит, он мог концентрироваться лишь на своих сильных сторонах.

Уже в стартовые несколько недель защитник показал, что он является новым воплощением Джейсона Терри, а дальнейшие успехи лишь подтверждали этот факт. Когда Трэйси МакГрэйди умышленно самоуничтожился до конца сезона, а руководство поняло, что Рафер Элстон не вернется на прошлогодний уровень, основного разыгрывающего обменяли, а его место подарили именно второгодке. Трейд «Скипа» был целенаправленным, ведь главный тренер, открывший совсем недавно для НБА человека по фамилии Уэйфер, понял, что ему следует несколько перестроить новую модель и внести туда иного первого номера. Теперь для баланса среди запасных ему нужен был скоростной защитник с пасом, умеющий и любящий находить партнеров. Он его нашел в лице Кайла Лаури, а Брукс поднялся на ступеньку выше. И в первой же игре...

Но такой переход был очень неоднозначным решением. Аарон весьма много ошибался, он оказался совершенно не готовым к тому, чтобы заигрывать партнеров в позиционном нападении и постоянно сбивался на неадекватные действия при прессинге и давлении. Достойно он выполнял лишь две задачи: бросал трехочковые при сдваиваниях на основном центровом и иногда удачно пользовался высокими заслонами от Яо. Но он не мог «разбить» застарелую тактику «фронтинга» удачной передачей или своевременным проходом, практически не играл «пик-н-роллы» и «пик-н-попы» со Сколой и выпадал из общего атакующего рисунка. Пользу малыш приносил лишь тогда, когда у него летело по-настоящему. Во всех остальных случаях он выпадал из ритма, что вместе с его ужасной игрой в защите делало разыгрывающего «слабым звеном» в стартовом составе команды.

Но пришла очередь плей-офф, где рухнула «Великая китайская стена». Адельман был вновь вынужден перейти к специально отработанной игре скамейки, и она совершила фурор. Многие ведь успели позабыть, что год назад именно такой ход подарил «Хьюстону» возможность продлить сумасшедшую победную серию, увенчавшуюся 22-мя триумфами к ряду. Это ведь не какой-то «Бостон», а такая себе вечно не оправдывающая надежд шайка, а значит, уделить должного внимания этому обстоятельству никто толком не пожелал.

«Рокетс» стали гонять более сильных, высоких, талантливых и способных баскетболистов «Лейкерс» в хвост и в гриву, а на ESPN впервые в жизни появилось сравнение Брукса с кем-то легендарным. Созвучное прозвище «Pocket Rocket» – не просто игра слов. Это никнейм лучшего защитника в истории команды. Многие считали Кэлвина Мерфи самым талантливым низким баскетболистом (175 см) за все время существования НБА вплоть до рассвета Аллена Айверсона. Шутка ли, но в 32 года этот товарищ на пару с Моузесом Мэлоуном вывел в финал коллектив, имевший отрицательный баланс побед/поражений в регулярном чемпионате (40-42), прибив на этом пути команды Мэджика Джонсона, Джорджа Гервина и Отиса Бердсонга! Но, конечно же, «Селтикс» в итоговом противостоянии сезона были сильнее, а иначе и быть не могло. Сказки имеют свойство заканчиваться последней страницей.

Превосходство Брукса

Что же стало причиной такого скачка? Пресловутое изменение вектора развития атаки, повышение темпа. Яо тормозил нападение «Хьюстона», вынуждал разыгрывающего заниматься тем, что он делать никак не умеет (создавать возможности, кормить других), а эту ношу в итоге взвалил на себя Рон Артест. Когда китайский центровой отбыл в клинику с очередным переломом ноги, перед Бруксом открыли шлагбаум. Под кольцом не было того, кто занимал половину трехсекундной зоны, не было того, кто обязательно должен был получать мяч, не было того, кто совершенно не вписывался под его стиль игры. В итоге Брукс получил полную свободу и веселился на славу. Убогий Дерек Фишер (который и в молодые годы за ним бы не преуспел), попросту превращался в настоящего статиста. Причин тут несколько.

Против Аарона практически невозможно защищаться. Он самый быстрый игрок НБА и при этом обладает невероятно классным броском. Если у него есть свободное пространство (которое появляется тогда, когда нет Яо), он может использовать все свои сильные стороны. Против более громоздких оппонентов он прибегает к своим скоростным качествам, гоняя в шею Андре Миллеров, Джейсонов Киддов, Чонси Биллапсов и Расселов Уэстбруков, а против таких же крохотных соперников, как и он сам, «карманная ракета» использует бросок и дриблинг. Для столь миниатюрного исполнителя у него достаточно длинные руки, и с помощью удачного кроссовера и смены вектора движения он умудряется переигрывать тех, кто не уступает ему в маневренности столь значительно, как «великаны» на его позиции. Запаса в несколько сантиметров и шага-двух ему хватает с головой на то, чтобы быстро выпустить мяч в сторону корзины.

По сути, за последний год Брукс прибавил лишь в одном компоненте – в уверенности. Набрал он ее лихвой и для себя, и для соседа, и для дальних родственников. Теперь он позволяет себе делать все, что захочет, и стиль игры команды помогает Аарону заниматься такими вещами с весьма достойным КПД. Но, как бы там ни было, а Брукс – это игрок броска. Если у него «не лезет», то он мало на что способен. С другой стороны, когда у него «идет» – он творит чудеса. Это естественные вещи, если мы ведем речь о шутерах. Как там говорил Клайд Дрекслер? Если у тебя «прет», то корзина кажется такой же широкой, как и твоя гостиная…

Ультиматум Брукса

Будущее Аарона все еще воспринимается сквозь призму пессимизма или скепсиса. Команда Рика Адельмана будет вынуждена вновь вернуться к яо-центричному нападению, а значит, защитник вновь будет вынужден делать то, что он не умеет. Снабжать мячами китайца необходимо будет с удвоенной энергией, ведь его игровое время будет лимитировано 25-30-ю минутами за матч в лучшем случае, а значит, нужен тот, кто сможет это делать бесперебойно. У «Рокетс» таких людей нет. Кевин Мартин не любит и не знает, что это такое, возлагать такие функции на столь ущербного игрока, как Ариза – это то же самое, что пить залпом коктейль из крысиного яда и обогащенного урана, а Брукс – ….

Именно поэтому Дэрил Моури ни разу не заявил о том, что команда сформирована. Он лишь сказал, что на драфте «Хьюстон» будет искать замену Карлу Лэндри, а вот на рынке свободных агентов «ракеты» под его руководством намерены наделать шуму, при этом не имея места в платежной ведомости. Ему есть, что предложить командам, теряющим своих звезд в любом случае, но что он может предоставить великолепным игрокам? Самые низкие налоги в США – раз. Элитного тренера – два. Но этого мало. Призрачную надежду на то, что ноги Яо больше не сломаются? Или то, что Кевин Мартин в паре с Бруксом больше не позволят Дерону Уильямсу так над собой издеваться? Техасцы будут цепляться за Амаре Стаудемайра и Криса Боша, надеяться на обмен Джо Джонсона на новоприбывшего свингмена с разнообразными довесками, но, наверняка, их попытки завершаться провалом.

Будущее хоть каких-то перспектив «Хьюстона» зависит от Брукса. Он должен развивать свои способности диспетчера, учиться проникать в трехсекундную зону и скидывать на «большого» и применять элементарные «двоечки» с достаточно хорошей эффективностью. Все это у него в зачаточном состоянии. Он умеет забивать, здорово бежит. Он хладнокровен и агрессивен, возможно, станет лучше действовать в обороне. Этих качеств ему хватит с лихвой, чтобы удачно играть в команде с наконечником вроде Стата или парня со странной прической из стана «Торонто», но не с игроком классической «позиционки». Если Аарон не сможет достаточно быстро достичь необходимых высот в обозначенных выше параметрах, его «звездная эпопея» завершится уже в первые месяцы нового сезона.

«Хьюстон» все еще будет играть половину времени в его баскетбол, в тот, который кормит самого малыша, но другие отрезки времени он обязан будет проводить с тем, кто ему ужасно не подходит. Кормить, находить, заигрывать по максимуму того, кто не сможет помногу двигаться. В прошлом сезоне Адельман просил Яо больше предлагать себя, активнее открываться. Теперь это неприемлемо, ведь былую (и без того невыдающуюся) выносливость гигантскому центровому придется возвращать еще год (и это в лучшем случае). Это и есть ультиматум Брукса. Если не случится чего-то невероятного, судьба всех перспектив этого коллектива будет зависеть от умения этого парня доставить мяч в руки великану. И посмотрим, как будут через год звучать слова о том, что в 2010-м «карманная ракета» набирает по 22 очка за игру. Это будет либо символом его небывалого и очень стремительного взлета на орбиту, либо вынужденного приземления обратно на грешную землю. К десяткам других разыгрывающих, которые по тем или иным причинам не могут претендовать на местечко среди сияющего ночного звездного неба.