4 мин.

Учебно-тренировочные сборы. Психологическое сопровождение

 Мои наблюдения за спортсменами, тренерским составом и персоналом в течение полутора лет постоянных краткосрочных и длительных учебно-тренировоных сборов (УТС) приобрели некие очертания тенденции. Возможно, данный пост будет достаточно спорным, и вызовет неоднозначную дискуссию, что ж, было бы интересно выслушать всех, ведь «в споре рождается истина».

Переезд на новое временное место проживания спортсменов, команды, связан с техническим вопросом: кто, куда, как и когда? Кто-то перегоняет машины, кто-то едет железнодорожным или авиа транспортом. И вот когда все на месте проведения УТС и размещены по номерам в гостинице, начинается первый период протекания психологического состояния спортсмена — эмоциональный подъем. Эмоциональный подъем обусловлен не только переездом на новое место, но и новыми лицами, знакомством (часто на сборах тренерский штаб просматривает несколько перспективных спортсменов). В это время спортсмен переживает психологическое воодушевление, «горит» тренироваться и настроен оптимистично. Мной отмечалось, что большинство спортсменов и даже тренеров на данном этапе подготовки несколько переоценивают собственные силы и возможности, создавая завышенные требования и перспективы. Что ж, это не плохо, своего рода стимул к занятиям спортом, мотивация на результат. Длительность данного периода примерно от 3 до 5 дней, или одного тренировочного цикла (если рассматривать среднюю продолжительность УТС от 21 до 30 дней).

 

Что делать? Это очень важный период в плане формирования целей и задач сбора, дисциплины, порядка; втягивающие тренировки (до 60-70% от рабочего объема) позволят снизить риск перетренированности в первые дни, и последующего недовосстановления. Требования к спортсменам должны касаться их дисциплины и иметь консультационный характер. Эмоциональное давление в первые дни сбора приведет к резкой обратной реакции и снижению мотивации.

 

Итак, первый этап — формирующий и устанавливающий характер всего УТС в целом, дисциплины и правил поведения, через консультации.

Второй период, плавно переходящий из первого — психологическое плато. Характеризуется тем, что в это время все основные процессы формирования характера сбора завершены, распорядок и правила установлены, тренировочный процесс переходит в рабочие циклы, спортсмены начинают выполнять общую и специальную подготовку, которая требует достаточных усилий и такого же восстановления. Все внимание сконцентрировано на тренировках и отдыхе — это основная деятельность спортсмена. В данное время, которое длится примерно 10-14 дней и более, спортсмен и тренер переживают период становления спортивной формы, преодолевая и расширяя границы тренированности.

 

Что делать? Чтобы данный этап подготовки прошел с максимальной эффективностью, не случилось незапланированного спада, специальную объемную и интенсивную работу можно «разбавлять» игровыми, разряжающими атмосферу тренировками или целевыми пешими прогулками. Такая смена деятельности приведет к всплеску эмоций, и снизит общий монотонный характер подготовки. Игры могут быть не только спортивной направленности, а в большей степени общеизвестными и популярными. С молодыми спортсменами, возможны, групповые занятия учебными дисциплинами, что позволит им не отставать в школе на время сборов.

 

Итак, второй этап — обще- и специально подготовительный, выполняется основная запланированная работа.

 

И наконец, третий период, длительностью 5-7 дней, обуславливается окончанием УТС, отъездом домой или перездом на место проведения соревнований. В этот момент спортсмен и тренер уже «живут» будущим, готовясь к переезду, тренировочный процесс обусловлен либо выходом на пик спортивной формы, либо запланированным спадом. Психологическое состояние скорее нестабильное, отмечаются перемены настроения, снижение мотивации, увеличение времени восстановления. И, это самый психологически острый момент.

 

Что делать? Я бы рекомендовал на данном этапе создать так называемую «психологическую занятость» спортсмена, отвлечь его от мыслей о тренировках, перелючив «на себя», заботе о собственном здоровье (так как именно в этот момент организм наиболее уязвим для заболеваний); разработка тактики и стратегии соревнований должна чередоваться с вниманием к собственным желаниям, увлечениям, обсуждению интересных фактов из жизни, последних новостей, поход в кино или театр. Восстановительной процедурой могут быть бесцельные пешие прогулки, поход в магазин, парк и т.п.

Итак, заключительный этап — окончание УТС и психологический «выход».

 

Конечно, каждый учебно-тренировочный сбор это «маленькая жизнь», обусловленная своим характером и непредсказуемыми обстоятельствами, конечно же, многое зависит от личности тренера и длительности УТС. Мое мнение складывалось из наблюдений за спортсменами и тренерами различных видов спорта, различного уровня подготовки и достижений, и наблюдений за самим собой. Не стоит забывать об индивидуальном подходе в каждом конкретном случае, о Личности тренера и спортсмена, целях и задачах тренировочных сборов, - все это вносит коррективы в работу спортивного психолога, и имея некоторую проработанную систему психологического сопровождения атлетов, можно эффективно управлять процессами психологической подготовки.

 

 

© Андрей Прокудин

© Andrei Prokudin