12 мин.

Города ЧМ-2018. Нижний Новгород

Мы продолжаем серию рассказов о городах, которые имеют отношение к первому российскому дивизиону (ФНЛ), и которые попали в оценочный отчет ФИФА по заявке России на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года. Сегодня очередь Нижнего Новгорода.

 

Уже в понедельник, 14 марта в этот город, с 1272 тыс. жителей, спустя 11 лет придёт, наконец-то, высшая лига под громоздким названием СОГАЗ-Чемпионат России РФПЛ. Ровно через 3 недели после этого сюда вернётся и первая лига. Только Нижний Новгород и Москва смогут в новом сезоне принимать оба турнира одновременно. А в 2018-м сюда, скорее всего, пожалует и весь мировой футбольный бомонд.

Это странно звучит, но во время проведения Мехико Чемпенсейс в 1986-м в Нижнем (так, для краткости называют этот город за глаза и в глаза, от чего не откажемся и мы) серьезного футбола не было вовсе. Только хоккей. Но потом, видимо, что-то случилось(с) и город покорил Валерий Овчинников, после чего в нем стремительно развился футбол.

Когда-то давно, также стремительно начал развиваться сам город после появления в нем ярмарки. Предшествовало этому покорение русским царем Казани, после чего местная торговая площадка была перемещена транзитом через Макарьево в Нижний. С этого момента начинается бурный рост города по всем инфраструктурным показателям – население, бюджет, электричество, телефон, железная дорога до столицы, трамвай и протча. Кто знает, может со временем здесь бы развилась сырьевая/товарная биржа с мировым именем, ежегодно игрался бы финал Кубка Ярмарок, но глобальные перемены, пришедшие вместе с советской властью, не только принесли городу новое имя, но и сделали его закрытым для нерезидентов СССР на долгий период с 1959 по 1991-й год.

Так что Нижнему есть, что наверстывать в плане организации иностранного туризма. И многое для этого уже сделано. Ну, разве откажется кто-нибудь от того, чтобы прибыть сюда на современной гордости РЖД – высокоскоростном поезде

 

1. «Сапсан»

 

Да-да, если кто-то еще не в курсе, то «поезд-самолёт» носится не только между Москвой и Санкт-Петербургом, но и от Москвы до Нижнего, причем за то же время - 3:55. Отбросьте географические карты, расстояния между городами тут не причем. Просто такое время в дороге спроектировано инженерами концерна «Siemens» как константа.

Это, конечно, шутка, всё дело в качестве и надежности существующего железнодорожного полотна. Надеемся, что до начала ЧМ-2018 его модернизируют и задачка для средней школы про движение поезда из точки «М» в точки «СПб» и «НН» вернется в декартову систему координат. А лучше, если к началу первенства планеты добавятся и другие точки, не только «К» (Красное, на границе с Белоруссией). Планы по развитию «Сапсана» имеются, аж до Красноярска, но когда они претворятся в жизнь пока не ясно.

Ясно видно одно – на сайте суперпоезда он представлен в зеркальном отражении, как и «Медный всадник». А прибывает он, как и все другие поезда, следующие до Нижнего, на Московский вокзал

 

 Развитие скоростного железнодорожного сообщения со столицей явно не на руку нижегородской гражданской авиации. Заглянем в

 

2. Аэропорт

  

Нашего человека этим не удивишь, а какие чувства он вызовет, например, у австралийцев? А ведь Нижегородский аэропорт является одним из старейших в стране. Первый регулярный авиарейс в России был выполнен по маршруту Москва – Нижний Новгород  15 июля 1923 года. В 1993 г. он получил статус международного. Больше гордиться нечем.

Комиссия ФИФА также не осталась от него в восторге, но ограничилась тем, что констатировала факт: пропускная способность аэропорта в данный момент не сможет обеспечить необходимый уровень пассажиропотока, но за счет организации временных терминалов на период проведения первенства проблему можно решить. Что ж, может и так.

Не стоит забывать и про речной транспорт. Нижний Новгород расположен в том месте, где река Ока впадает в Волгу. На высоте 80 «мнум» (метров над уровнем моря) находится городской 

  3. Речной вокзал

 

Наличие двух мощных водных транспортных артерий предопределило развитие флота. На данный момент в период навигации городской речной вокзал отправляет теплоходы хоть куда, от Макарьево до Астрахани, и, наверняка, все города приволжского кластера на период проведения Мундиаля будет иметь между собой речное сообщение. Наши гости будут кататься по рекам России с удовольствием, напевая не только «На теплоходе музыка играет», но и «Ah, RussianTeplokhod», если обеспечить высокий уровень сервиса.

Так или иначе, а преодолев разницу в 20 «мнум» от Ярославля или в 10 «мнум» от Казани, и добравшись с комфортом до города, возникает потребность в размещении. Посмотрим на городские 

  4. Гостиницы

Как нам сообщает официальный городской сайт, туристская гостиничная база Нижнего Новгорода насчитывает в настоящее время 21 предприятие вместимостью 1953 номера на 3119 мест. Имеют звездную классификацию

"Ока" ***,

 

"Александровский сад" **** и

 

 "Волна" ****.

Нам удалось обнаружить еще несколько перспективных мест для отдыха после бурного болельщицкого дня:

 

 Congress-Hotel Central (он же Отель Центральный) и суровый

 

 «Волжский Откос».

Отчет ФИФА подтверждает приведенные цифры и предписывает городу обзавестись еще минимум тысячей номеров для принятия матчей группового этапа. Теперь обратим свой взор на 

  5. Городской транспорт

Инфраструктура городского транспорта признана вполне соответствующей требованиям ФИФА. Самое главное, что есть метро.

Правда, на сегодняшний день оно не пользуется большим спросом среди жителей города, хоть и имеет 13 станций. Беда в том, что станции отсутствуют в густонаселенных районах, а самое главное — их нет в Нагорной части города. Но городские власти уже в 2012-м планируют запустить первую станцию «за рекой» - "Горьковскую", тем более, что там же будет размещаться фан-зона и новый стадион.

А пока большинство жителей города пользуются наземными видами транспорта.

Интересной особенностью троллейбусной сети Нижнего Новгорода является то, что три депо не имеют общих контактных линий. Каждое депо контролирует свой район. Связь между ними обеспечивает трамвай.

Трамвайная сеть Нижнего – одна из старейших в России. Первый вагон с электрической тягой отправился по маршруту в 1896-м. Сегодня городская администрация также считает сей вид транспорта перспективным, строит новые разворотные кольца, открывает маршруты, производит капитальный ремонт путей, в том числе с применением передовых технологий, снижающих шум и вибрации.

В общем, любят в Нижнем экологически чистый транспорт. На базе трамвайного депо № 1 даже создан крупнейший в России музей развития электротранспорта с натурными действующими экспонатами трамваев и троллейбусов. А еще введены в эксплуатацию два низкопольных трамвая и три низкопольных троллейбуса с пандусами для инвалидных колясок. Это, конечно, радует.

Дополняют городской транспорт автобусы и маршрутные такси.

Будет на чем добраться до фан-зоны, чтобы скоротать время до следующего матча. 

  6. Кремль

Фан-зона будет размещаться здесь, под стенами этого великолепного исторического комплекса, с видом на Волгу и наоборот.

 

 Из Кремля и фан-зоны будет виден новый стадион, который будет расположен на острове, за гребным каналом, во-о-он там. Он проходит пока под названием FIFA World Cup Stadium Nizhny Novgorod и обойдется строительство, как утверждает отчет ФИФА, в 240 млн долларов.

 

Красиво получится. Хай-тэк и Антик. Да, не зря ЮНЕСКО внес Нижний Новгород в список из 100 городов мира исторического и культурного наследия. Кстати, а как же существующие городские

    7. Стадионы

Активно функционирующих стадионов несколько. Во-первых, это «Старт».

Вмещает он  6 200 зрителей и играют там, вообще-то, в русский хоккей. Но с другой, стороны, почему бы «старту» не быть «во-первых»?

Во-вторых, стадион «Се́верный», который вмещает 3 180 зрителей.

  

Эта арена и будет принимать в новом сезоне первую лигу, так как является домашней для ФК «Нижний Новгород». Клуб страшно молодой (был создан в январе 2007 г. на базе любительской команды «Тэлма-Водник», выступавшей до этого в чемпионате области), но уже многого добился. И если бы его спросили, то, вполне возможно, что не черно-зеленые «горожане» добавились бы в «вышку», а «небесно-голубые».

Ну, и в-третьих, стадион «Локомотив», вмещающий  17 676 зрителей.

Здесь будет играть ФК «Волга» (до 2004-го «Электроника», а до 1998-го - детская команда). А самый титулованный пока футбольный клуб Нижнего Новгорода, «Локомотив» (ныне почивший), здесь принимал «Пролетер», «Антальяспор» и «Хальмстад» в рамках Кубка Интертото в 1997-м. Сюда же ступила нога первых легионеров-бразильцев в Чемпионате России - Жуниора Марио Дос Сантоса и да Силва Андре Луиса, попавших к нам с какой-то бразильской ярмарки.

Между прочим, отчет ФИФА настроен против того, чтобы возле этих стадионов возникли базы для  сборных-участниц будущего турнира. Дескать, слишком близко друг от друга расположены они будут.  «Privacy» пострадает, частная жизнь команд. 

  8. Другие спортсооружения

Конечно, хоккейный клуб «Торпедо» своей славной историей завоевал право играть в модернизированном ледовом дворце.

А вообще, спорт в городе любят и поддерживают. Вот цитата с официального городского сайта: «Для организации физкультурно-массовой и спортивной работы в городе имеется следующая спортивная база: 14 стадионов, 8 Домов спорта, 2 Дворца спорта с искусственным льдом, 5 ФОКов, 14 бассейнов, комплекс лыжных трамплинов, гребной канал, 326 спортивных залов, 512 спортивных площадок. Единовременная пропускная способность спортсооружений составляет около 30000 человек». 

 То есть у 10000 фанатов просто глаза разбегутся. А тут ещё 

  9. Достопримечательности и о чем рассказать после возвращения домой

- Кремль. Еще раз. Действительно, проиграла твоя сборная в Саранске, Екатеринбурге и до кучи получила 0-3 от бразильцев в Нижнем. Одна радость - русский Кремль видел не заезжая в Москву!

   

- Мосты. Город скован их цепью. Их много - разных, воспетых, недостроенных, счастливых, волшебных.

-  Ума Турман и Квентин Тарантино будут специальными гостями города и братьев Кристовских лично, а каждый из гостей выучит фразу «хорошо, что приехал!»

- М. Горький (А.М. Пешков). Общественный деятель, писатель с мировым именем, «Буревестник революции», чье имя город носил 58 лет.

- ГАЗ. Гигант отечественного автопрома. Город Горький называли в своё время «Советский Детройт», теперь его снова называют Нижний Новгород.

    

 

 Welcome to Nizhny Novgorod!

п.с. Расскажите в камментах, каким Вы видели Нижний!