9 мин.

Только не здесь

Сегодня Рафа Надаль в седьмой раз официально был избран королем Открытого чемпионата Франции. Выборы, как и положено любому демократическому проявлению, проходили в два этапа, в воскресенье и понедельник, и по их результатам неподражаемый испанец не просто отстоял прошлогодний титул, но и установил смахивающий на вечный рекорд. Столько раз «Ролан Гаррос» не выигрывал еще никто. Попутно уроженец Манакора оставил Новака Джоковича (пока?) без карьерного Шлема, а историю – без календарного.

Впрочем, триумф Надаля вряд ли был бы столь полным и однозначным, если бы обыгран был не Джокович, а пусть даже Федерер, не говоря уж о ком-либо еще. Так что теперь Рафа без всяких «если» и «посмотрим, что на это скажет Новак» лучший грунтовик мира. Он бы им, разумеется, остался и в случае поражения, но уже с некоторым, скажем так, запахом сомнения. Что касается самого Джоковича, то он, конечно, показал и характер, и зубы, но по-настоящему прокусить испанскую защиту так и не смог.

Первые три розыгрыша в матче состоялись на подаче Новака, но остались за Рафой. Серб поддавил, добрался до счета «ровно», но гейм так и не удержал. Надаль тут же подтвердил брейк, а следом соорудил еще один – 3:0, и вроде бы вопрос о победителе первого сета никак не отнести к разряду шарад. Испанец начинает матч очень чисто, агрессивно и внимательно, серб же не успевает нормально подходить к мячу, и с форхенда раз за разом находит сетку, а в попытках остро ответить ошибается по длине.

Однако при счете 3:0 и 30:0 на собственной подаче Надаля закоротило. Возможно, от красоты образовавшихся цифр, а возможно от собственной безупречности в дебюте встречи. Ровно год назад на ту же удочку попался Федерер, идеально начавший финал против Надаля, но не освоивший даже первый сет. Новак отвечает Рафе зеркально – делает брейк, удерживает подачу и снова брейк – 3:3 вместо уже мелькавших на горизонте спокойных 6:2, и пора все начинать заново. Не сказать, чтобы Новак сказочно прибавил, но вот Надаль очевидно засбоил. Промахнувшись пару раз с форхенда из довольно очевидных для себя ситуаций, Рафа начал смягчать и страховаться по длине, а уж как надо встречать полусвечки или лже-топспины, возникающие где-то в районе хафкорта, Джокович сможет показать даже своим внукам.

Следующий гейм был седьмым по счету и, подтверждая расхожее мнение о важности именно седьмого комплекта розыгрышей, оказался ключевым в первом сете. Джокович вместо того, чтобы закрепить успех и выйти наконец вперед, позволил Надалю сделать очередной брейк. Это выглядело тем более странно на фоне того, что принимал Рафа, мягко говоря, так себе – несильно и неглубоко, а подавал Новак в принципе неплохо, просто не всегда с первого раза, а иногда еще и не со второго. Двойная на брейк-пойнте – 3:4, и дальше в этом сете обошлось без брейков. Надаля отпустило, и он дважды отподавал, а Джоковичу удалось отличиться на своей подаче лишь однажды, но все лишь потому, что сет не резиновый – 6:4, и стартовая партия остается за второй ракеткой мира.

Начало второго сета (и как выяснится впоследствии и третьего тоже) заставляет усомниться в справедливости изречения о траекториях бомб и судьбах воронок. Надаль делает брейки и уходит в отрыв, Джокович просыпается на двенадцатой минуте сета и бросается в погоню. Соперники поочередно выигрывали по два-три гейма подряд, что привело к счету 5:3 в пользу Надаля и первому перерыву на дождь. В общем-то счет 4:4 был наверно более уместен, но Джокович, как и в первом сете, отметился двойной ошибкой в самый нужный момент. Но двойные – это частность, замешанная на нервах и концентрации внимания, настоящие проблемы лидера рейтинга крылись глубже.

Новак неожиданно отрекся от безотказно действовавшей в прошлом году тактики давления на бэкхенд и решил подсадить Рафе форхенд. Возможно, Джокович переоценил эффект от использования подобной тактики в полуфинале против Федерера (швейцарский форхенд дал течь), а возможно, серб просто запутался с правшами и левшами. Третий вариант – Новак решил подсадить Рафе не форхенд, а ноги, и вместо того, чтобы выжимать из испанца ошибку или просто неубедительный ответ с бэкхенда в перестрелках по линии, пытался побольше гонять Надаля по корту. Можно предложить еще дюжину толкований не самой логичной тактики серба, но здесь важно не путать причину со следствием. Бэкхенд Рафы в качестве инструмента противодействия сербской экспансии уже не так беспомощен, как в прошлом году. Кросс справа налево у Надаля всегда был достаточно стабильный и глубокий, но теперь испанец навострился еще и периодически опасно отвечать по линии, а не просто перекидывать мяч (в финале этого практически не было, но несколько раз весьма эффективно было применено в Монте-Карло и Риме), и Джокович обязан теперь закладываться на жизнеспособность такого варианта, а не бежать на автомате за переводом в угол.

Другой вопрос – почему серб решил, что на этом корте сможет продавить Рафу исключительно за счет общей выносливости и мощи своего форхенда. Мячи в этом году здесь медленные (по мнению, например, Роджера Федерера), само покрытие естественно не самое скоростное по определению, так что сложно представить, что Надаль вдруг перестанет успевать за мячами даже с учетом того, что на противоположной стороне сам Ноле. Впрочем, как вариант – матч Кубка Дэвиса Дель Потро против Надаля, где Хуан Мартин в рамках одного сета творил с грунтовым королем на грунте все, что хотел. Новак в третьем сете займется примерно тем же самым, но, как и аргентинца, хватит его лишь на одну партию. Это еще при том, что при всей прелести форхенда Джоковича в плане точности и глубины в вопросе скорости и пробивной мощи с коронным ударом Дель По ему (да и никому особо) не тягаться.

Несколько странно, что гибкий в общем-то в смысле тактики Джокович, не получая преимущества в стандартном размене ударами на задней линии, не пытался поменять рисунок игры. Понятно, что Рафа накручивает и перекручивает, и прежде чем подготовить собственную атаку, сербу надо хорошенько и глубоко повозвращать мячи. Но вот нюанс – испанец в розыгрышах стабильно обретается в трех метрах за задней линией плюс двенадцать метров половины корта, то есть в пятнадцати метрах от сетки. Что мешает Новаку, не самому последнему человеку в вопросах исполнения дропшотов (а уж на грунте укороченные эффективны как нигде), повытаскивать Надаля к сетке? Испанец, к слову, за весь матч побывал у сетки полтора десятка раз (каждый раз по своей инициативе, а не по принуждению) и оказался удачлив лишь в половине случаев. В частности, три или четыре раза Джокович внешне довольно свободно ловил Надаля эффектными свечками. Полагаете, это потому, что Новак великий исполнитель свечек? Не без этого, но большей частью в связи с тем, что Рафа при всех его достоинствах не самый выдающийся сеточник.

После перерыва Рафа сделал очередной брейк и закрыл второй сет – 6:3, а затем спуртовал и в третьем 2:0, но тут слово взял Новак. Серб понял, что терять больше нечего, и пошел косить сплеча. Кстати пришлись набравшие влаги мячи, которые выполняли сразу двойную вспомогательную функцию – с одной стороны, вследствие увеличения массы потеряли скорость, и Джокович начал успевать за темпом Надаля, а с другой – приобрели большую пробивную способность, что резко увеличивало эффективность ударов серба. Увлажнившийся корт стремительно приобретал хардовые свойства по характеру отскока, что естественно тоже работало на Джоковича. Моментально уловивший взаимосвязь этих событий Рафа заметно скис. Настолько заметно, что отдал восемь геймов кряду и лишь после этого с грехом пополам зацепил собственную подачу. Отдал бы и больше – четвертый сет как минимум, а там кто его знает, что было бы в пятом. На этом отрезке шестикратный чемпион выглядел жалко, а Джокович попадал все и везде, напитываясь с каждым виннерсом своим привычным диким куражом. Ровно год назад Надаль уже оказывался в похожей ситуации в финале, но тогда было понятно, что Федерер, выдав гениальный отрезок в шесть геймов в третьем сете, не сдюжит догонять ни по физике, ни эмоционально. В этот раз ситуация была иной, к тому же у Надаля прорезались конкретные проблемы – на приеме он и так не показывал ничего выдающегося, а прущий Джокович уже поймал ритм на своей подаче. Вдобавок у Рафы начала проседать подача собственная, причем не как сам элемент, а как комплекс действий в фазе выхода из подачи. Когда у Новака идет прием, он возвращает все мячи в дециметре от задней линии. Рафа же при выполнении подачи улетает пару метров вперед и, уже находясь в корте, не спешит (не успевает?) сразу отскакивать назад. В результате после глубокого ответа испанец вынужден выковыривать мячи из-под линии невнятными закидушечками, что сразу приводит к потере инициативы в розыгрыше. При этом подачу как таковую Надаль по сравнению с прошлым сезоном заметно улучшил – теперь в равных играх она хотя бы иногда приносит ему некое преимущество.

А потом случилось то, что случилось – моросящий дождь превратился в полноценный ливень, и ребята пошли отдыхать аж до завтра. Новак вел в четвертом 2:1 с брейком и имел все виды на очередной камбэк, а Рафа просто имел все виды. Впрочем, испанец еще до начала турнира заявлял, что не рассчитывает победить Джоковича в трех сетах, так что в целом все шло по плану, и особых поводов для расстройства у Рафы не было. Более того, сильный дождь пришел очень вовремя для подсевшего Рафы и совсем некстати для набравшего ход Новака. Продолжайся моросящий дождь еще хотя бы часа полтора – Рафа с большой долей вероятности отправился бы на процедуру награждения первым.

Так или иначе, но пауза длиной почти сутки все расставила по своим местам. Надаль вернулся на корт Надалем образца первых двух сетов, Джокович же вернулся просто в нормальном настроении, но уже без вчерашнего сумасшествия в глазах, которое позволяло сметать любые преграды. Надаль тут же вернул брейк – не без везения, через нетбол, но какая разница? Все уже по сути было решено – тот, кто оберегал Новака, когда он висел на краю, выразил свою волю, расплакавшись в воскресенье. Этот дождь просто не мог не пойти – слишком много матчболов отыграл Новак и здесь, и по ту сторону океана.

Четвертый сет был самым равным и самым качественным по игре. Преимущество и инициатива в розыгрышах по большей части была у Джоковича, но Надаль терпеливо защищался. Надо отдать должное сербу, в этой партии он старался разнообразить свои атаки – давил на бэкхенд, играл в противоход, не забывая естественно поливать порядки Надаля с форхенда. Но Рафа тащил раз за разом, по возможности контратаковал и сосредоточился в первую очередь на удержании своей подачи. Поскольку подавал Надаль первым, сет закономерным образом пришел к счету 6:5 в пользу испанца и подаче Новака. Джокович в схожей ситуации отдал сет Сеппи и два Тсонге, а Надаль, обеспечивший себе как минимум тай-брейк, ничем здесь особо не рисковал. В итоге испанцу оказалось достаточно одной острой атаки при счете по тридцати. Брейк-пойнт, который по совместительству есть матчбол, и Новак в третий раз за матч исполняет в подобной ситуации двойную. Надаль, закрыв лицо руками, стоит на коленях, и это тот единственный случай, когда со стоящим на коленях человеком хочется поменяться местами.

Рафа удержал титул, но вряд ли испанцу стоит обольщаться, равно как и сербу – унывать. Рафа был хорош, но и Новак чертовски силен. Это была победа не с позиции силы и доминирования, как это было у Надаля в прошлые годы, это был успех имени терпения, веры в себя и немного удачи. К тому же, это коронное покрытие испанца – здесь он как бы всегда играет на своей подаче. И если «Уимблдон» – это спорная территория, то US Open пройдет уже на подаче Джоковича. Сможет ли Надаль сделать брейк?