7 мин.

Серенада

История не терпит сослагательного наклонения. И хотя порассуждать «что было бы, если бы…» нам никто не запрещает, домыслы о том, добралась бы Серена Уильямс до седьмого в карьере финала на «Уимблдоне» без своей подачи, лучше отложить в сторону. Во-первых, потому что подача не менее важный элемент игры, чем бэкхенды и прочие финтифлюшечки у сетки. Во-вторых, потому что Серенина подача – это произведение теннисного искусства, а не ширпотреб, который каждый себе отхватить может.

За три предшествующих полуфиналу матча Уильямс-щедрая душа одарила соперниц 48 эйсами и периодически демонстрировала убойную игру с отскока. Добавим к этому семь из восьми оставшихся за американкой очных матчей и получим исходные минимальные шансы Виктории Азаренко сотворить сенсацию. Белоруска в Лондоне снова, впервые за три месяца, обрела кондиции и сражаться была готова, как лев, но в данном противостоянии на данном покрытии эти частности вряд ли могли повлиять на общую картину.

Серена начала без раскачки, перемежая удары навылет с обязательными ошибками справа, хрестоматийно (в смысле, для учебных пособий) разворачивая плечи для производства виннерсов с бэкхенда, и подавая эйсы, снова эйсы и почти эйсы. Вопрос впору был задавать только один – когда она и с приема попадет в корт достаточное для брейка число раз?

С каждым геймом давление на подачу Азаренко росло – Серена забивала ее то раз, то два, потом подобралась к счету «ровно» и наконец, при счете 4:3, заработала сразу двойной брейк-пойнт. Виктория, правда, завладела на нем инициативой и начала растягивать соперницу по корту, но, дождавшись короткого ответа, зачем-то решила сэлегантничать – вырезала у сетки укороченный. Не сказать чтобы он был совсем плохой, но надо же учитывать, кто будет его догонять! Уильямс спринтовала за левый коридор и ювелирно перенаправила мяч по линии. Ну, а подача на сет, когда Серена так сконцентрирована на достижении пункта назначения, превращается в формальность – 6:3.

Теперь на повестке дня, если исходить из опыта предыдущих полутора недель, значился серенин спад, связанный с ухудшением работы ног. Можно сказать, что он действительно наступил – во втором гейме второго сета Серена дважды неудачно подошла к мячу у сетки, в результате чего Азаренко едва не заработала брейк-пойнт. Но, во-первых, «едва» не считается, а во-вторых, уже в следующем гейме Серена засеменила, вспомнила про плечи и на своем брейк-пойнте убила подачу Вики выстрелом справа по линии – 2:1. Этот брейк был очень кстати, потому что подавать в середине второй партии Серена стала менее эффективно. Процент попадания первым мячом снизился на 10%, а ее реализации – аж на 30%. Этим обстоятельством Виктория воспользовалась в шестом гейме, очень активно действуя на приеме второго мяча и заставив Серену выковыривать мячи из-под ног. В следующем гейме Азаренка проиграла самый длинный розыгрыш матча, но оставила за собой решающие мячи, причем два из них – на брейк-пойнте и геймболе – она сама спасла благодаря подачам по прямой во второй квадрат.

Вообще, Вика могла бы больше мячей играть сопернице под разболтавшийся форхенд (иногда она слишком уж увлекалась разменами слева налево). Но сильно упрекать ее в этом было бы несправедливо, тем более что под занавес сета белоруска выдала свой лучший в матче гейм. Начался он с косого эйса, продолжился двумя великолепными виннерсами слева по линии, а завершился уходящей подачей во второй квадрат. Как видите, три первых удара действительно ушли Серене под правую руку, в заключительный походил на противоход.

Подача Серены к этому времени вновь обрела прежнее звучание, и по мере того как девушки двигались к тай-брейку, матч все больше напоминал их прошлогоднюю встречу на US Open. Столь захватывающих и продолжительных ралли на сей раз не наблюдалось, но по мячу обе били классно и в напряжении держали публику до самого конца. Тай-брейк же вообще вышел брутальным, мужчины бы позавидовали тому, как здорово обе теннисистки держали свои подачи. Математика сработала так, что первой до сетбола, а следовательно и матчбола добралась Серена. Но в розыгрыше она наткнулась на мяч и вынужденно исполнила укороченный, который Вика отыграла ей под проблемный форхенд. Несколько смутившись, Серена выбрала свечу в качестве обводки и ошиблась по длине.

При счете 6:6 состоялся первый и единственный в удлиненном гейме мини-брейк. Азаренко, атакуя по линии, отправила бэкхенд в трос (примечательно, что двумя днями ранее почти из этой самой точки в это самое место сыграла на скрытом матчболе Петра Квитова). На последнюю в матче подачу Серена настраивалась долго – и выдала фирменный эйс по прямой во второй квадрат. 24-я по счету подача навылет вывела американку в 18-й в карьере и второй после возвращения финал турниров «Большого шлема». В нем противостоять ей будет скромная и легковесная Агнешка Радванска.

«Она все делает стабильно хорошо, но против топ-игроков в больших матчах этого недостаточно», – так перед началом первого полуфинала охарактеризовала Радванску Линдсей Дэвенпорт. Годилась ли Ангелик Кербер под того самого «большого игрока»? Взлет немки ведь и начался с победы над Радванской на US Open-2011, то есть, как и чем польку обыгрывать, Ангелик должна была знать. Дебют матча вроде бы подтвердил эту гипотезу. Несколько очков Кербер набрала одним и тем же способом – в полуприсяде переводила плоский бэкхенд по диагонали. Ровно таким ударом немка заработала первый в матче брейк-пойнт. На нем подрастерявшаяся Радванска попыталась исполнить укороченный, но неудачно. Брейк Ангелик закрепила очень уверенно, почти демонстративно – остро, но с должным запасом атакуя сразу же после исполнения подачи. Радванска, уже пару раз попавшаяся на едва заметных противоходах, не знала, куда ей бежать.

Но уже гейм спустя полька начала играть чуть шире и попробовала изменить ритм, обозначая выходы к сетке. Это не должно было стать для Кербер такой уж большой проблемой – контратаковать на бегу, перехватывая инициативу, она любит. Именно это она и попыталась сделать, но два раза погорела на одном и том же. Дело даже не в том, что в идентичных ситуациях, выйдя на хафкорт, она отправляла с форхенда мяч на ракетку Радванской. И такое решение принесло бы ей успех, если бы она с места умела, извините за грубое слово, жахнуть. Но вместо этого она лишь подкручивала кроссовый форхенд к линии подачи. К тому же Радванской по традиции, заимствованной у Каролин Возняцки, повезло свалить нетбол на важном очке.

Потеряв подачу, Кербер потеряла и уверенность в своих силах. Бэкхенд еще пару раз принес ей успех, но форхенд задрожал. А Радванской только этого и надо было. Она перестала бить по мячу, вбрасывала резаные и укороченные, предлагая сопернице самой генерировать всю скорость, чего Кербер делать не любит, тем более когда из-за нервов все и так валится из рук. Помимо собирания ошибок, Агнешка еще и очень хорошо подавала первым мячом – после таких подач она и производила почти все свои виннерсы, а сет вообще закрыла эйсом – 6:3.

Это был тот редкий случай, когда Радванской просто необходимо отдать должное. Польская теннисистка, чей тактический гений обычно безбожно преувеличивается, умело высветила каждый недостаток игры соперницы – слабую подачу, пассивный прием, невеликую способность обрабатывать пустые и резаные мячи, недостаточно мощный (тем более для левши) форхенд. Кстати, нечто похожее, хотя и в других условиях, сделала две недели назад Сара Эррани.

В том же ключе проходили стартовые геймы второй партии. Число одинаково проигранных Кербер очков (хафкорт, форхенд, кросс, накидка мяча на ракетку Радванской) не вписывалось уже в концепцию самого плохого анекдота. Ключевые очки – это была единственная возможность Кербер попытаться переломить ход матча – были разыграны в шестом гейме. Сначала немка в описанной манере упустила первый шанс заработать брейк-пойнт. Потом выиграла цирковое ралли, включавшее полдесятка свечей, и добралась-таки до брейкового мяча, но на нем Радванска как ребенка обманула ее со второй подачи. Других шансов на приеме полька своей сопернице не предоставила. Если Кербер и удавалось возвращать мяч, Радванска уже стояла наготове со смэшем. А если ралли завязывались, Агнешка целенаправленно продолжала разваливать немецкий форхенд, вернее то, что от него к этому моменту осталось.

Радванска последней из лидирующей четверки «поколения Пепси» вышла в финал на турнире «Большого шлема», а набранных в Лондоне очков ей хватит, чтобы в понедельник подняться на вторую строчку рейтинга. Могла бы она стать и первой – в случае итоговой победы. Но Агнешка еще ни разу в жизни не доказывала, что против лома у нее есть прием. А Серена еще никогда не проигрывала два финала мэйджоров подряд.