6 мин.

ТВ-рейтинги биатлона: секрет популярности

Международный союз биатлонистов (IBU) весной подписал контракт с Европейским вещательным союзом (EBU) на ближайшие четыре года (до 2014-го). EBU гарантирует 1400 часов показов. Предложение EBU на 60 процентов превысило сумму предыдущего контракта, по которому IBU получал в год около 10 миллионов швейцарских франков.

1. Телерейтинги и количество трансляций

С 1999 года популярность биатлона на телевидении выросла более чем в три раза (график слева). Если в сезоне-1999/2000 общее число телезрителей составило чуть больше 200 миллионов, то спустя десять лет уже 650 млн. Естественно, в годы проведения Олимпийских игр интерес к Кубку мира снижался.

Игры в Солт-Лейк-Сити были более популярными, чем в Турине. В целом же два последних олимпийских цикла собрали одинаковую аудиторию � около 500 млн. Но уже в следующие неолимпийские сезоны рейтинг Игр был побит более чем на 100 млн.

На своей первой пресс-конференции президент СБР Михаил Прохоров предположил, что «биатлон попадет в прайм-тайм тогда, когда преодолеет рубеж в 2 миллиарда зрителей». Нынешние 650 млн составляют около 1/3 плана.

Количество сезонных трансляций (в часах) за десять лет выросло в четыре раза � от 300 до почти 1200 часов в последнем сезоне (график справа).

Практически каждый год на телевидении все больше биатлона. Исключением стали лишь сезон-2002/03 и два последних сезона. На графике отсутствует сезон-2006/07, который, скорее всего, был рекордным.

Рисунок 1. Общее количество телезрителей в сезонах с 1999 по 2009 гг. и общая длительность трансляций (LIVE, записи, репортажи)

2. Интерес к гонкам в течение сезона

Интерес зрителей к биатлону на протяжении сезона не является стабильным. Например, за три последних года второй этап Кубка мира был дважды менее привлекателен для зрителя, чем первый (график слева). Интерес болельщика к этапам можно оформить в виде мини-таблички, где «+» � это прирост количества зрителей, а «-» � их уменьшение. Для последнего сезона он будет таким: = (1-й этап) � (2) + (3) + (4) � (5) � (6) � (7) + (8) + (9).

Интерес достигает пика во время этапов в Оберхофе и Рупольдинге, постепенно уменьшается к 6-7 этапам и снова растет к заключительным гонкам. Самый низкий рейтинг трансляций за три года � у этапа в Ванкувере-2009. Гонки начинались ночью по европейскому времени. Серьезный аргумент, чтобы не отдавать заранее столице будущих Игр новый рекорд.

Объем трансляций по этапам частично повторяет график зрительской популярности. Пожалуй, самая интересная деталь � снижение объема к заключительным этапам не влияет на количество зрителей. Для сравнения � объем трансляций первого этапа Кубка мира-2008/09 составил 105 часов, заключительного � 75. Однако количество зрителей 9-го этапа было больше.

Важный момент � по количеству зрителей сезон-2006/07 превосходит минувший сезон.

Рисунок 2. Общее время трансляций Кубка мира (в часах) и количество зрителей, просмотревших прямые трансляции или передачи. Нижний график � соотношение времени прямых трансляций к повторам, новостям, репортажам, сюжетам спортивных передач

3. Рейтинг чемпионатов мира

Чемпионат мира-2008 в Эстерсунде � самый популярный за три последних года (400 млн зрителей), хотя объем трансляций был меньше по сравнению с двумя предыдущими турнирами. Чемпионат-2009 в Корее чуть проиграл по аудитории Антхольцу-2007 (график посередине).

Любопытно, но этап Кубка мира в Оберхофе в 2007-м собрал 240 млн, а ЧМ-2009 � 300 млн. Почти равнозначные цифры.

Рисунок 3. Объем трансляций (в часах, слева) и количество зрителей (в миллионах, посередине) чемпионатов мира. На графике справа � процент прямых трансляций и других программ

Live � прямые трансляции

News � новости

Delayed � повторы

Sports magazine � спортивные передачи

Highlights � обзоры

О рейтингах биатлона, которые зимой-2009 затмили футбол и хоккей, � в блоге Дмитрия Навоши.

4. Интернет-рейтинги

Количество зрителей интернет-трансляций на официальном сайте IBU за три сезона выросло в пять раз � с момента введения видеоконтента � от 100 миллионов до 550 (график справа). Популярность Кубка IBU (Европы) в рейтинге отдельных видов не должно вводить в заблуждение. Это суммарная цифра за все этапы. Среди лидеров по отдельным видам гонок находятся мужские эстафеты, женские и мужские спринты. А вот женская эстафета не так популярна (7-е место, не считая Кубок IBU).

Рисунок 4. Количество просмотров в интернете (biathlonworld.com) и просмотры отдельных видов

Из следующего графика интернет-трансляций на сайте IBU видно, что есть постоянная аудитория, которая смотрит гонки в повторе. Эта часть просмотров выделена желтым цветом. С учетом рейтинга чемпионата мира, который отображен здесь, получается иная картина роста зрительского интереса � он увеличивается к главному турниру года, а затем падает. Впрочем, у интернета свои законы. 450 миллионов людей смотрели гонки «вживую», среднее время просмотра � 15,4 минуты.

Рисунок 5. Количество зрителей интернет-трансляций трех последних сезонов по этапам и количество зрителей сезона-2008/09 (в миллионах)

География просмотров на сайте IBU начинается Аляской и заканчивается Новой Зеландией. Участки темного цвета отображают наиболее активные страны. Интересная деталь � в южной части Северной Америки биатлон смотрят больше, чем на севере. Практически нет зрителей в центральной Африке, в отдельных странах Азии, а так � почти весь мир следит за соревнованиями на сайте IBU, в том числе и Южная Америка. Всего было зарегистрировано 200 миллионов уникальных посетителей из 146 стран.

Рисунок 6. География просмотров трансляций на сайте IBU в сезоне-2008/09

Наиболее активной страной в прошлом сезоне была Польша (21 процент), что не удивительно, учитывая успехи Томаша Сикоры. Россия в рейтинге занимает второе место (17), Германия и Украина делят третье (по 13). Причем здесь отсутствуют Норвегия и Австрия. Если у норвежцев есть канал NRK, то австрийцы не избалованы вниманием к биатлону, хотя в прошлом году команда провела блестящий сезон. Вполне возможно, австрийцы предпочитают немецкий канал ZDF.

Рисунок 7. Лидеры среди стран по просмотрам трансляций на сайте IBU в сезоне-2008/09 (в процентах)

Графики: официальный сайт IBU.

Данные телерейтингов: Европейский вещательный союз (EBU).