4 мин.

Гонки отличные, но как насчет телевизионной картинки?

«Формула-1» тратит кучу времени на разговоры о том, что нужно повысить зрелищность Гран-при. Независимо от вашей позиции по «Пирелли» и DRS, с ними, бесспорно, заезды все же стали драматичнее. Однако по-прежнему есть много примеров, указывающих на то, что гонки не оправдывают возлагающиеся на них ожидания.

В частности, можно отметить качество освещения Гран-при телевидением. Несмотря на продвинутые идеи, которые рождаются в ФОТА, фантастические инновации проявляются слишком редко. Возможно, самым показательным и интересным является сравнение поведения пилотов на трассе на отдельно взятом ее участке.

На Гран-при Европы 2009 года мы увидели увлекательное наложение картинки поведения болидов Кими Райкконена и выступавшего тогда в «Феррари» Луки Бадоера, которое решительным образом развеяло миф о том, что более позднее торможение перед поворотом – это все, что нужно пилоту, чтобы как можно быстрее проехать круг. Сравнение показало, что Бадоер – который был стабильно медленнее Райкконена на круге на пару секунд, – гораздо позже тормозил перед поворотом, в результате чего быстрее добирался из пункта «А» в пункт «Б». Однако Райкконену удавалось проходить поворот намного быстрее, гораздо раньше нажимая педаль газа, и оставляя незадачливого итальянца позади, и в результате финн значительно раньше добирался из пункта «А» в пункт «В».

Если картина стоит тысячи слов, то эти несколько секунд стоили всех десяти тысяч. Тем не менее, подобную новинку вскоре упразднили – она появилась на экранах всего несколько раз.

Такой способ определенно был информативным и доступным в освещении столь сложного вида спорта. Необычно то, что картинка предлагала огромное количество информации как случайным зрителям, так и многолетним поклонникам автогонок. Слишком часто появляющиеся на экранах болиды «Формулы-1» двигались как по рельсам, и разницу в стилях пилотирования гонщиков было просто невозможно понять. Для случайных зрителей сравнение, о котором говорилось выше, позволяло моментально понять, за счет чего пилоты добиваются успеха и способны опережать соперников. Для более осведомленных любителей автогонок это сравнение становилось увеличительным стеклом, доказывающим превосходство комбинации болид/гонщик над конкурентами в отдельно взятом повороте. Именно таких моментов в трансляциях должно быть как можно больше.

Отсутствие подобных новшеств в трансляциях в течение трех последних лет вряд ли способствовало привлечению в «Формулу-1» новых поклонников или же удержанию у телеэкранов зрителей со стажем.

Как много изменилось в освещении событий, происходящих на трассе, за последние двадцать лет? Да, появилась телекартинка с бортовых камер, закрепленных на болидах (впервые это произошло в сезоне-1985 на «Нюрбургринге», когда зрители увидели гонку глазами пилота «Рено» Франсуа Эсно), на экранах стало появляться больше информации о телеметрии, в частности использование пилотами систем KERS и DRS. Однако предоставляемой информации может быть намного больше.

В основном речь идет о том, что можно назвать вспомогательными элементами: специальные вставки, экспертные мнения, интервью, умственный и технический анализ – в этих областях произошла революция. Но по сравнению с успехами, которые были достигнуты в показе такого спорта, как крикет – который для случайного зрителя является сложным с технической точки зрения, – «Формула-1» данный прорыв не поддержала.

Важным позитивным моментом стало освещение «Формулы-1» на территории Великобритании телекомпанией Sky, чьи трансляции доказали полезность подобных инноваций. Их трансляции включают в себя отличные возможности для зрителя понять больше, наблюдая за тем, как Энтони Дэвидсон и Карун Чандок разбирают какие-то интересные технические моменты с помощью Sky Pad, а размещенный в студии виртуальный болид «Формулы-1» позволяет зрителю быстрее разбираться в особенностях технических деталей.

Но Sky не под силу преобразовывать изображение в режиме реального времени – когда машины находятся на трассе. Происходит это потому, что между «Формулой-1» и такими видами спорта как крикет или футбол есть одна существенная разница – контроль над камерами, расположенными на трассе, все еще остается в руках ФОМ.

Поскольку ФОМ продает телекартинку на разные рынки, стимул тратить больше денег на дополнительные возможности довольно ограничен. Это свидетельствует о более широкой проблеме в развитии «Формулы-1». Спорт состоит из отдельных лиц – ФИА, владельцев коммерческих прав, и самих команд, – поэтому «Формуле-1» по-прежнему не хватает инвестиций и внимания со стороны возможных рекламодателей. Представители двенадцати команд могут придумать массу интересных идей по улучшению освещения «Ф-1» и рекомендовать их для освоения, но у них слишком мало влияния для их реализации.

Аналогичным образом ситуация обстоит и с вопросом продвижения и развития в целом. Команды занимаются продвижением своих интересов и спонсоров, аналогичным образом поступают организаторы Гран-при, то же самое касается и телекомпаний, однако у «Формулы-1», как у единой структуры, нет конкретного человека, задачей которого было бы усиление зрительского интереса. Было бы неправильно просто сказать, что ответственность за это несет ФОМ, потому что все это части одного большого вопроса, который заключается в том, как «Формула-1» должна поставлять наилучший продукт.

Существует затертое клише, что автоспорт должен бороться за зрителей на переполненном рынке, чтобы потенциальные болельщики как посещали автодромы, так и смотрели «Формулу-1» по телевизору. Раньше воскресенье считалось тихим днем отдыха с ограниченным количеством развлечений, но сегодня во многих странах оно превратилось в просто еще один день недели. Это означает, что «Формуле-1» нужно больше работать, чтобы радовать своих зрителей, и в то же время привлекать новых.

Телевизионные трансляции по определению имеют решающее значение в успешности «Формулы-1». Если качество передаваемой картинки не соответствует последним достижениям в области технологий, то за внимание зрительской аудитории могут побороться и другие виды спорта.

В данный момент показ «Формулы-1» находится на очень хорошем уровне. Но может стать превосходным. А «Формула-1» и слово «превосходный» идут рука об руку.