4 мин.

Блеск и нищета дебютантов

Редко кому удается ее достигнуть. Еще меньше тех, кто громко заявляет о себе с первой попытки. Однако дебютантов не страшат плачевный опыт предшественников и сложности, с которыми предстоит столкнуться. Каждый надеется, что именно его имя навеки войдет в анналы Больших призов.

В сезоне-2006 сразу три новичка — Нико Росберг, Скотт Спид и Юджи Иде — вытянули счастливые билеты в соревнования элитного класса. По ходу чемпионата к ним примкнули еще двое. Роберт Кубица волею судьбы и Марио Тайссена заменил в БМВ-"Заубере» чемпиона мира-97 Жака Вильнева. А Сакон Ямамото защищал честь Японии под знаменами «Супер Агури» вместо изгнанного из высшего света Юджи Иде.

Бессмысленный и беспощадный

Юджи Иде наглядно продемонстрировал миру, сколь печальной может оказаться судьба спортсмена, не подготовленного к ответственным испытаниям. Отсутствие опыта работы с болидом «Ф-1» вкупе с организационным сумбуром «Супер Агури» привели к тому, что «самурай» психологически сломался задолго до первого Гран-при. Серия пируэтов в квалификациях, вождение на грани фола из-за того, что японец едва справлялся с машиной, и несколько глупейших аварий (в том числе с полетом Кристиана Альберса над Имолой) поставили крест на соревновательных перспективах камикадзе. В немалой степени его судьбу предопределило незнание английского: запомнился эпизод в Мельбурне, когда весь (!) капитанский мостик конюшни — включая Агури Сузуки — объяснял незадачливому гонщику, как включить заднюю передачу. Короче, затея с привлечением спортсмена, не закаленного  серьезными стартами (Формула Ниппон — не в счет), была изначально обречена на провал.

Сменивший соотечественника Сакон Ямамото выглядел не намного лучше. Посредственное пилотирование, излишняя осторожность и академичность в чрезвычайных ситуациях помешали сыну Солнца продолжить карьеру в топ-классе. Ясно, что в следующем сезоне напарником Такумы Сато станет кто-то из пилотов, понюхавших пороху серьезных баталий: Тьягу Монтейру, Энтони Дэвидсон либо Кристиан Клин.

Самоуверенный и дерзкий

Карьера Скотта Спида развивалась куда более поступательно. Пройдя горнило Формулы Рассела, американец продолжил спортивный путь в Формуле Додж и Серии Мазда. Шанс проявить себя пилот получил в 2003-м, победив в программе компании «Ред Булл» по поиску молодых пилотов. Спид пробовал силы в британской Формуле Три, а год спустя — в Формуле Рено. Апогеем странствий по низшим лигам стала проба в серии GP2, где Скотт финишировал третьим, пропустив вперед Нико Росберга и Хайкки Ковалайнена.

Впечатляющий список, не правда ли? Однако в королевских гонках хвастать Скотту пока нечем. Поразив пристойными результатами в начале сезона, затем американец снизил требования к себе и значительно ухудшил показатели. Если в Австралии пилот «Торо Россо» едва не пополнил очковую копилку команды, то в заключительной трети сезона с трудом  добирался до финиша.

Минусы Спида — слабая тактическая подкованность и вспыльчивость. Чего стоит штраф в 5000 долларов за оскорбление годящегося ему в отцы Дэвида Култарда прямо в офисе ФИА, где проходило разбирательство инцидента с участием гонщиков!

Пока Скотт, равно как и его напарник Витантонио Лиуцци, использует карт-бланш от шефа конюшни Герхарда Бергера. Но, если пилот не изменит отношения к делу, карающая десница неизбежно настигнет его уже скоро — талантов в программе подготовки молодых пилотов у «красных быков» предостаточно. Уж кто-кто, а Спид знает это наверняка.

Молодой да ранний

Дебютный сезон Нико Росберга разочаровал: череда ошибок  в заключительных состязаниях вылилась не только в огромные счета за починку искореженных «Уильямсов», но и привела к конфликтам с Марком Уэббером. А ведь в первой гонке немец попал в очки и заставил говорить о себе как о возможном открытии чемпионата! В принципе предпосылки к раскрутке были: к дебюту в «Формуле-1» пилот имел более 300 стартов, победу в серии GP2-2005, наивысший балл на инженерно-аэродинамических тестах за всю историю «синих» и вполне годился на роль вундеркинда. Однако светлой голове Нико не хватило опыта и мудрости, обретаемых на тестерских хлебах. Элитный класс — не младшие турниры, здесь скорости в несколько раз выше и цена мельчайшей погрешности вырастает стократ. Но нынешний марафон может стать хорошим трамплином для карьерного роста Росберга. Сумеет ли сын чемпиона мира-82 научиться на собственных просчетах и максимально раскрыть дарованный богом талант? Покажет время.

Быстрый и скромный

Истинное открытие года – Роберт Кубица. Первый в истории королевских гонок поляк не только закрепился в представительной команде, но и попал на подиум уже в третьем своем Гран-при. Поражают не столько манера вождения или тактическая выучка Кубицы — с ними проблем хватает (вспомним дождливый этап в Венгрии, где поспешные решения юного гонщика стоили команде зачетных пунктов). Зато Роберт тонко чувствует болид «БМВ-Заубер», уверен в самых рисковых маневрах и борется до финишного створа. С каким упорством противостоял он порой даже Шумахеру и Алонсо! В 21 год парню недостает спортивной наглости и гоночной злости. Но его потенциал, продемонстрированный во второй половине сезона, обещает  скорое появлении на формулическом небосклоне новой звезды.