Кирьяков – уникальный номинант на «ЗМ» из России. Доводил до слез Зидана и отказывал «Барсе»

Получил два балла от немца, бежавшего из французской тюрьмы.

С 1956-го по 2010-й обладателя «Золотого мяча» определяли голосованием журналистов из разных стран – за полвека число выборщиков выросло с 16 до 96. 

До распада Союза последним российским игроком в анкетах стал Ринат Дасаев, набравший три балла в 1988-м. В 1989-1991 годах советский футбол в списках France Football представляли украинцы – Александр Заваров, Олег Кузнецов и Алексей Михайличенко. 

С тех пор и до 2008-го, когда шестым стал полуфиналист Евро Андрей Аршавин, за российского игрока проголосовали только раз – в 1993-м. В год триумфа Роберто Баджо. 

В 1993-м топ-4 «Золотого мяча» угадал только один журналист – из России

Журналисты называли пятерку лучших, причем могли голосовать за своих. Например, бельгиец поставил на пятое место Жоржа Грюна, грек – Стилианоса Маноласа, а ирландец – Пола Макграта. Неплохо выступил и австрийский журналист Ханс Хубер, назвавший третьим игроком Европы Андреаса Херцога.

Загружаю...

А вот как проголосовал Константин Клещев из «Спорт-Экспресса»: 5) Костадинов 4) Бокшич 3) Кантона 2) Бергкамп 1) Р. Баджо. Анкеты заполнялись в конце года, и Клещев не скрывал, что голосовал под впечатлением от пролета Франции мимо ЧМ после домашнего поражения от Болгарии 17 ноября 1993-го. 

В пояснительном абзаце Константин назвал Эрика Кантона единственным французом, кто не виноват в проигрыше, а Эмила Костадинова – бомбардиром, который распял Францию на ее поле. 

Из тридцати участников опроса с итоговым топ-4 совпал только Клещев, да и с пятым местом он почти попал – Костадинов стал восьмым, причем занял бы его даже без очка от России. 

А теперь сравните объективность Клещева с волеизъявлением немецкого дуэта журналистов (от некоторых стран голосовали двое, выдавая единый топ-5). 

Первый у них Роберто Баджо, а вот пятый – норвежский защитник Руне Братсет (он, как и Херцог, чемпион Германии-1993 с «Вердером»). Кроме немцев, за него проголосовали Норвегия и Люксембург, назвавшие Руне четвертым. Трогательно, что он признавался лучшим игроком Норвегии в 1991, 1992 и 1994 годах, но не в 1993-м. 

Третьим у немцев шел швейцарский форвард дортмундской «Боруссии» Стефан Шапюиза, которого даже соотечественник – Норберт Эшманн из 24 Heures – поставил пятым.  

Вторым стал защитник Базиль Боли. Кроме немцев, его отметила лишь пара болгар – у них Базиль пятый. В 1993-м он выиграл ЛЧ с «Олимпиком», но после матча с Россией 28 июля не играл за сборную из-за травмы колена. Немцы отметили, что отсутствие Базиля и стало причиной французской боли в конце отбора ЧМ. 

Но, кажется, куда сильнее, чем Франция – Болгария, на дуэт журналистов из Германии повлиял матч «Карлсруэ» – «Боруссия» Дортмунд, состоявшийся через полторы недели после дубля Костадинова на «Парк де Пренс». 

Уже к 18-й минуте команда Хитцфельда вела 3:0 после 2+1 Стефана Шапюиза, но к перерыву растеряла преимущество. В последние 17 минут первого тайма хет-трик оформил Сергей Кирьяков, которого немецкие журналисты сочли четвертым игроком Европы.

Загружаю...

Исторические два балла (за четвертое место) 23-летний Кирьяков получил от Райнера Кальба и Ханса Бликенсдерфера. Как и Клещев, они какое-то время жили во Франции и сотрудничали с France Football. 

Бликенсдерфер старше коллеги на 31 год: родился в 1923-м, участвовал в оккупации Франции, а после войны, опасаясь русского плена, осел в Эльзасе, притворившись местным. Но Ханса разоблачили и посадили в руанскую тюрьму Бон-Нувель, где он ощутил как ненависть к немцам, так и сострадание французских сокамерников.

Потом сбежал, скрыв бритую голову под беретом, снова задерживался, опять ускользал и добрался-таки до Германии. Все это Бликенсдерфер описал в автобиографическом романе «Берет», который перевели на 18 языков и экранизировали в 1990-м.  

Через три года Бликенсдерфер с Кальбом водрузили Сергея Кирьякова на одну ступень с Джузеппе Синьори, Франком Созе, Дино Баджо и Дэвидом Платтом, также набравшими два балла в голосовании France Football-1993. 

Загружаю...

В следующем году от Германии голосовала та же пара, и их список уже не так сильно контрастировал с общим настроением. В него попали Христо Стоичков, Юрген Клинсманн, Томас Бролин и Георге Хаджи, а Кирьякова на четвертом месте сменил Роберто Баджо. 

До отъезда в Германию Кирьяков выиграл Евро U20, выкинул Зидана из Кубка УЕФА и плюнул в судью

Десятью годами ранее Кирьяков приехал в Москву из Орла, где царил настолько, что ездил – под чужой фамилией – на «Кожаный мяч» для игроков старшего возраста и стал там MVP. У его родителей до сих пор хранится тот его приз – правда, на имя Андрея Лебедева. 

Из московской ФШМ Сергей быстро пробился в юношескую сборную, чей тренер Борис Игнатьев говорил: «Отдайте мяч Кирьякову и чтобы к нему никто не подходил! Дайте ему остаться один в один – пусть сам разбирается!» 

В семнадцать Кирьяков уже забивал за «Динамо» в Высшей лиге и дивился своеобразию тренера Малофеева, который устраивал двусторонки без мяча, надевал в мороз на тренировку женские трусы с начесом, а на утренней зарядке говорил: «Что уставились? Да, выпил вчера! Плохо играете – вот и пью с горя!»

Загружаю...

В «Динамо» Кирьяков не забивал больше пяти мячей за сезон, но все равно выделялся – дерзким дриблингом и картинными падениями. Обгоняя соперника, он часто притормаживал, провоцируя фол, и настаивал, что это хитрость, а не симуляция. 

В отличие от других талантов «Динамо» конца восьмидесятых Сергей не курил, но в остальном от компании не отрывался. Вернее отрывался, по его же словам, на полную катушку – с Кобелевым, Добровольским и Колывановым. Да так, что однажды всю четверку арестовали, а узнав место работы – извинились и отпустили. 

Поводов для веселья у друзей хватало: осенью 1990-го, например, обыграли в финале Евро U20 Югославию (с Бобаном, Просинечки, Шукером, Михайловичем и Миятовичем) и, по воспоминаниям Кирьякова, прилично погудели после 3:1 в Симферополе. 

Через год Сергей забил за «Динамо» победный мяч «Каннам» в 1/16 Кубка УЕФА, и администратор французского клуба Ален Рувье вспоминал, что после поражения (0:1) увидел в раздевалке стадиона имени Пьера Кубертена плачущего Зидана. 

19-летний Зинедин только-только закрепился в стартовом составе и впервые попал на обложку программки, но нарвался на Орловскую Ракету и простился с Кубком УЕФА.   

Загружаю...

Через полгода после победы в Каннах Кирьяков путешествовал в Ставрополь и Тюмень в рамках первого чемпионата России. Эти вояжи будоражили Сергея так слабо, что он ограничился одним голом – зато Филимонову из «Факела» – в десяти матчах. 

Последний из них состоялся в Находке. Девять часов на самолете и пять часов на «Икарусе» слегка деморализовали молодого бомбардира. На 40-й минуте – при счете 1:1 – он получил желтую за симуляцию хитрость и поинтересовался у арбитра Безубяка: «Что, упасть нельзя?» 

Полученный ответ Кирьяков счел резковатым и, отринув дипломатию, плюнул в судью. Впаяли десять матчей дисквалификации, но Сергей избежал ее с присущей ему хитростью – подписал трехлетний контракт с «Карлсруэ» и вылетел в Германию.   

Звали и «Ланс» с «Брешией», но требуемую сумму (около $1,2 млн) потянули только немцы. По условиям сделки динамовцы еще и провели на базе «Карлсруэ» три сбора. 

Годом ранее за другого форварда – Колыванова – «Динамо» получило от «Фоджи» вдобавок к деньгам пятнадцать «Фордов Скорпио», один из которых достался Кирьякову. 

В 1993-м Кирьяков попал в шорт-лист «Барсы», но выбрал немецкую стабильность

Благодаря поддержке Валерия Шмарова и тренера Винфрида Шефера Сергей стартовал в Бундеслиге без раскачки. Во второй его игре «Карлсруэ» уступал к пятнадцатой минуте «Вердеру» 0:2, но Кирьяков забил три мяча и заработал пенальти для Манфреда Бендера.

Загружаю...

Проигравшему 2:5 Отто Рехагелю только и оставалось, что жаловаться в послематчевом интервью: «Теперь «Карлсруэ» в каждой игре будет бить пенальти. Кирьяков и в России славился тем, что дурачил арбитров».         

Сергея прозвали в Германии футбольным Нуриевым, а Bild включил в сборную первого круга. Вдохновение нападающего подпитывалось зарплатой, взлетевшей по сравнению с Москвой в десятки раз. 

Открылись новые возможности! Сергей вспоминал, что, подражая Достоевскому, махнул в казино Баден-Бадена и выиграл 4000 марок, но наутро прочел, что продул целое состояние. А после убийства владельца его любимого русского ресторана – что Кирьяков связан с мафией. 

Шефер поражался: «В тебе явно ирландская кровь! По характеру на русского не похож!» Тренер поддержал Кирьякова, когда тот подрался с одноклубником Гюнтером Метцем, и отпустил в Москву, заметив хандру: «Развлекайся изо всех сил».    

Выполнив указание тренера, Сергей вернулся таким свежим, что заинтересовал «Барсу». Помощник Кройффа Карлес Рексач прилетал на матчи «Карлсруэ», а журналист El País Рафаэль Карбонель писал летом 1993-го, что Кирьяков фигурирует в списке потенциальных новичков «Барсы» вместе с Ромарио и Кантона. 

Переговорам содействовал Игорь Корнеев, игравший за «Эспаньол» и помогавший с переводом. По словам Кирьякова, «Барса» сулила зарплату в три-четыре раза выше, но босс «Карлсруэ» Роланд Шмидер после лучшего сезона в истории клуба (шестое место) футбольного Нуриева не продал. 

Загружаю...

Сергей потом сокрушался, что не бастовал, не добивался трансфера, а выбрал немецкую стабильность, хотя болельщики «Барсы» даже прислали ему кассету с его голами за «Карлсруэ» под испанский комментарий. 

Упустив орловчанина, Йохан Кройфф утешился бразильцем Ромарио, а Кирьяков начал сезон-1993/94 с одного гола в десяти турах Бундеслиги: не забил даже в игре с «Валенсией» в Кубке УЕФА, когда «Карлсруэ» победил 7:0. 

Зато через пятнадцать лет было о чем поговорить с Хиддинком, которого уволили из «Валенсии» через неделю после разгрома. «Откуда немецкий знаешь?» – удивился Гус при знакомстве со вторым тренером молодежной сборной России. – «Карлсруэ». Матч с «Валенсией». Помнишь?» Гус шутливо отвернулся: «Нет, не помню!»

Кирьяков вспоминал, что во втором немецком сезоне раззабивался после новых обвинений в симуляции – от тренера «Боруссии» Хитцфельда. Сделав тот самый хет-трик за 17 минут, Сергей через полторы недели забил и «Бордо», снова выставив Зидана из Кубка УЕФА. 

Загружаю...

«Карлсруэ» достиг полуфинала, но в этот раз с «Казино» не повезло: Кирьяков не забил, и дальше прошли австрийцы. В Бундеслиге тоже вышло обидно: шли третьими, но в последнем туре проиграли аутсайдеру «Ваттеншайду» 1:5 и выпали из пятерки. Годы спустя Кирьяков списал разгром на трюки югославской мафии.

На ЧМ-1994 Кирьяков отказался играть за сборную, а на Евро-1996 – выходить на замену против Германии

Утешением мог стать чемпионат мира, но форвард «Карлсруэ», подписав в конце 1993-го письмо четырнадцати, подпись – в отличие от Карпина и других игроков – не отозвал.  

Павел Садырин до последнего ждал Кирьякова (лучшего бомбардира сборной в отборочном турнире!), но тот, по его словам, не хотел подводить друзей, с которыми играл с середины восьмидесятых, и упорно отказывал – в 24 года думал, что еще сыграет на ЧМ.  

После замены Садырина на Романцева Сергей вернулся в сборную и выступал в ней успешней, чем в Бундеслиге: в 1994-1996 годах забил в отборочном турнире и товарняках перед Евро те же шесть мячей, что и в двух чемпионатах с «Карлсруэ», хотя за клуб сыграл втрое больше матчей.  

Загружаю...

Кирьяков объяснил клубный спад тоской из-за сорвавшихся трансферов (после «Барсы» звал «ПСЖ»), привыканием к нему соперников по Бундеслиге и приходом из «Ромы» Томаса Хесслера, ставшего новой главной звездой «Карлсруэ». 

Сергей мечтал сразиться с Томасом на Евро, но Романцев не выпустил в старте на матч с Германией и велел разминаться лишь за пять минут до конца, когда Россия уступала 0:2 и играла в меньшинстве. «Сам разминайся и выходи», – бросил тренеру обиженный Кирьяков. На следующий день его выгнали из сборной. 

На Евро Сергею было всего двадцать шесть лет, но с тех пор он сыграл за сборную только 80 минут товарняка с Испанией при Бышовце.  

Осенью 1996-го Кирьяков сломал лицевую кость в игре с «Дуйсбургом», а весной 1997-го порвал кресты, неудачно приземлившись после верховой борьбы с защитником «Баварии» Маркусом Баббелем. Связку трансплантировали с левого колена на правое, но неудачно – и Кирьяков промучался еще полтора года. 

Летом 1998-го он перешел в «Гамбург» и осенью забил три «Дуйсбургу», но потом полгода обходился без голов. Зато подружился с полузащитником Берндом Холлербахом, с которым гонял на мотоциклах по Америке.

«Гамбург» Кирьяков оставил ради воссоединения с Шефером в «Теннис-Боруссии» и втрое большей зарплаты, но берлинская команда из Второй Бундеслиги обанкротилась – пришлось судиться, чтобы получить обещанное. 

Так его немецкая карьера и закончилась. К тридцати годам Сергей только в одном чемпионате – первом с «Карлсруэ» – забил больше десяти голов. При этом уверен, что достоин включения в Клуб Григория Федотова – нужно только учесть мячи за три сезона в Китае. 

Там Кирьяков не только забивал, но и ел суп из змеи, посещал на правах знаменитости тюрьму смертников в Куньмине и складывал зарплату в чемодан, который раз в год вывозил в Берлин. Чтобы не мучиться с декларациями, сдавал в багаж, но однажды чемодан потерялся и нашелся только через два дня. 

Загружаю...

Сергей отмечал, что это были довольно волнительные 48 часов. 

Кирьяков говорил, что заработал достаточно, чтобы не хвататься ради денег за любую тренерскую работу. Сохранив квартиру в Германии, он жил на две страны: иногда летал из Москвы в Берлин одним днем – погулять и выпить кофе. 

Сергей называл себя на тридцать процентов немцем, но в последние пятнадцать лет тренировал только в России. В 2011-м возник вариант с японским «Роассо Кумамото», но незадолго до вылета там случилось землетрясение, и Сергей остался в Москве.

Осенью 2016-го он сменил сборную U16 на тульский «Арсенал», и уже через полгода болельщики собирали подписи за его отставку. 

«Сначала Кирьяков оскорблял игроков, которые были набраны [предыдущим тренером] Павловым, теперь судей. Он никогда не считает себя виноватым. Что это за тренер, который не несет ответственность за результат, а пытается свалить вину на других?», – говорилось в фанатском заявлении. 

Через год после ухода из «Арсенала» Кирьяков ударил журналиста «Спорт-Экспресса» Игоря Рабинера и в РПЛ больше не работал. Через тридцать лет после номинации на «Золотой мяч» Сергей идет в зоне вылета ФНЛ с «Ленинградцем».    

Почему Кирьяков так долго был единственным нашим в списках France Football?

Бессменный резидент France Football в России Константин Клещев говорил: «Некоторые журналисты из чувства патриотизма предлагали игроков из своих стран. Поскольку все так поступали, я тоже включал то Карпина, то Мостового, то Цымбаларя».

Это не так.  

Клещев впервые участвовал в голосовании в 1993-м, когда выбрал Костадинова, Бокшича, Кантона, Бергкампа и Баджо, а в следующем году – когда, скажем, Олег Саленко получил Золотую бутсу ЧМ – отправил в France Football такой список: 5) Бролин 4) Мальдини, 3) Клинсманн 2) Р. Баджо 1) Стоичков. 

Загружаю...

С 1995-го журналисты выбирали уже не кого угодно, а из 50 игроков, предложенных редакцией France Football, и до 2008-го российские игроки в рекомендательный список не попадали. 

Жирков попал в 2008-м, но не получил ни одного балла, так что после Кирьякова из наших игроков голосовали только за Аршавина – после полуфинала Евро и в 2009-м. И, когда Сергей говорит, что даже десятилетия спустя гордится 21-м местом в опросе France Football 1993 года, его можно понять. 

Юран в «Спартаке»: советовал Романцеву состав, обвинял Тихонова с Титовым в интригах и продавливал трансфер Станича

Тайны Олега Саленко: как стал рекордсменом ЧМ и почему не играл за сборную после пяти голов Камеруну

«В раздевалку вошел Тони Адамс, и я сказал: «Будет драка». Как Юран стал одним из двух лучших снайперов Кубка чемпионов-91/92

Фото: /Martin Rose, Elisenda Roig; РИА Новости/Владимир Федоренко

Популярные комментарии
Bag2879
Яркий представитель золотого поколения игроков, не реализовавших себя и наполовину
Oleg Olegov
У Черенкова, например, ни одного ЧМ и ЧЕ, но много ли личностей такого уровня было в нашем футболе? А Кирьяков из поколения игроков хоть и прекрасных, но колючих и скандальных, к сожалению. И тренерами стали такими же быдловатыми и хамоватыми. И неизвестно сами они такими выросли, или то время их сделало такими. И чего могли бы добиться, если бы меньше скандалили.
Ответ на комментарий SuperStarrrr
К вопросу о личности в футболе. Личность? Личность, но возникает вопрос, много ли у него потом было Чемпионатов Мира и Чемпионатов Европы?
Evincive
Хорошо его помню - дриблёр от Бога.
Еще 56 комментариев
59 комментариев Написать комментарий