8 мин.

Человек из Кемерова

Сегодня вечером в составе сборной Германии дебютирует Андреас Бек – 21-летний правый защитник, родившийся в Кемерове, сформировавшийся в Штутгарте, а заблиставший в Хоффенхайме. А еще он поклонник Достоевского, немецкого рэпа и подержанных шведских автомобилей.

Правый край обороны принято считать ахиллесовой пятой сегодняшней сборной Германии. Клеменс Фриц в нынешнем сезоне играет под стать своему клубу (то есть, мягко говоря, неважнецки), а Арне Фридрих с годами все меньше соответствует уровню национальной команды (не говоря уж о том, что последнее время он все чаще недужит, а когда здоров – играет в «Герте» центрального защитника). Боль за правый фланг усиливается при взгляде на противоположную бровку – Лам, Янсен, Пандер, Шефер… Кажется, Йоахим Лев мог бы сформировать сборную из одних только левых защитников. Ясно, что без обращения к новым именам этот дисбаланс не устранить. Вот и неудивительно, что на сегодняшний товарищеский матч против сборной Норвегии вызов получил Андреас Бек – второй, по разумению оценщиков издания Kicker, бровочник бундеслиги после Филиппа Лама.

Карьерный подъем 21-летнего «правозащитника» слегка меркнет на фоне умопомрачительного взлета его «Хоффенхайма», но оттого не становится менее удивительным. Еще в прошлом году Анди лишь от случая к случаю подменял в «Штутгарте» Рикардо Осорио, а сейчас ему уже нет равных во всей Германии – и вполне вероятно, что именно Бек в октябре схлестнется с Юрием Жирковым в нашем московском противостоянии с немцами. Тамбовчанин против кемеровчанина – даже за 8 месяцев до матча это звучит интригующе.

Родители Анди сменили запад Сибири на юг Германии на излете восьмидесятых. Тихий и уютный Вассеральфинген показался чете Беков идеальной средой обитания – однако стоило Анди и его брату Артуру добиться маломальских успехов в тамошней детской команде, как их мама тут же задумалась о переезде. Осознавая, как нелегко будет выманить ребят из привычного коллектива, Марина Бек пошла на уловку. «Мальчики, едем за покупками!» – возвестила она и тотчас же заполучила обоих братьев в свой автомобиль. Правда, путешествие оказалось чуть более продолжительным, чем ожидали Анди и Артур. Преодолев 30 миль, Марина Бек пронеслась мимо всех попадавшихся на пути супермаркетов и остановилась только у ворот базы клуба «Кенигсбронн», славного своей умелой работой с юными кадрами. «Вы останетесь здесь, парни», – объявил оторопевшим мальчуганам тренер команды.

Скитания уроженца Кемерова продолжились летом 2000-го. На одном из юношеских турниров Анди примелькался скаутам «Штутгарта», которые вмиг переманили его в свою академию. Следующие два года Бек только и делал, что кочевал: утром ходил в школу, затем мчался на поезд до Штутгарта, а в половине десятого вечера возвращался домой. И так – каждый день! К счастью, когда Анди исполнилось 16, его мучениям настал конец. Закончив школу, он окончательно перебрался в Штутгарт. Тогда же Бек всерьез увлекся литературой и философией – да так, что недавно получил негласный титул хедлайнера интеллектуального поколения немецких футболистов. Начав с «Братьев Карамазовых», Анди уже вскоре замахнулся на произведения Фридриха Ницше.

Бек только и делал, что кочевал: утром ходил в школу, затем мчался на поезд до Штутгарта, а в половине десятого вечера возвращался домой. И так – каждый день!

«Да, Ницше – это достаточно тяжелое чтиво, – признается Бек в интервью zeit.de. – Порой я застреваю на какой-то странице на целую неделю, осмысливая прочитанное. В книге «Так говорил Заратустра» Ницше предъявляет систему ценностей, которая отличается от моей. Принять это не очень легко».

На штутгартской странице своей биографии Бек застрял на целых восемь лет. Его дебют в главной команде случился в начале 2006-го. Андреас Хинкель травмировался, Мартин Штранцль укатил в Москву, и новому тренеру «Штутгарта» Армину Фе пришлось идти на поклон к своему коллеге из молодежной команды Райнеру Адриону. «Попробуй Бека, он хороший мальчик», – посоветовал наставник резервистов. Следующая неделя в жизни «хорошего мальчика» вышла на редкость событийной – на смену региональной лиге пришли бундеслига и Кубок УЕФА, где Анди дебютировал в 18-летнем возрасте в матче с «Мидлсбро».

Однако в отличие от молодежной сборной Германии в «Штутгарте» Беку так и не удалось стать основным игроком. Во время немецкого мундиаля на его пути в стартовый состав появилось непреодолимое препятствие – менеджер клуба Хорст Хельдт заплатил мексиканскому «Крус Асулю» 3,5 млн евро за латераля Рикардо Осорио, за спиной которого Бек и проскучал следующие два года. Впрочем, этот период вместил в себя несколько радостных историй, которые Бек с удовольствием вспоминает и поныне, – например, дебют в Лиге чемпионов и предшествовавшее ему событие: «В мае 2007-го, когда мы стали чемпионами, в Штутгарте творилось настоящее безумие. Я никогда не забуду, как мы вместе с болельщиками обмывали нашу серебряную салатницу на улицах города. Это было потрясающе».

В «Штутгарте» Беку было с кем подискутировать о книжных новинках. «Томас Хитцльшпергер так же, как и я, любит скоротать часок-другой за чтением. Вопреки сложившемуся стереотипу, далеко не все футболисты в свободное время режутся в PlayStation. Я читаю по несколько книг в месяц и для меня это такое же хобби, как для кого-то игра в футбольные симуляторы и просмотр DVD. Я считаю, что именно книги формируют личность человека и развивают его мышление. Вообще-то я всеяден и потребляю как развлекательную, так и серьезную литературу, но больше всего меня привлекают биографии знаменитых и успешных людей. Моя любимая книга – «Миллиард долларов» Андреаса Эшбаха, это 900 увлекательнейших страниц о политике, финансах и духовном развитии. Сейчас я дочитываю 1200-страничное произведение о жизни богатейшего человека мира Уоррена Баффета, а в моих ближайших планах – автобиографии Тайгера Вудса и Лэнса Армстронга. Безумно интересно узнавать подробности жизненного пути этих уникальных людей», – поведал Бек в беседе с корреспондентом Stuttgarter Zeitung.

Бек стал твердым «троечником» по киккеровской шкале

Перед глазами у Анди – живое воплощение успешности и уникальности: «немецкий Уоррен Баффет» Дитмар Хопп из обыкновенного деревенского паренька превратился в мультимиллионера и за 20 лет поднял «Хоффенхайм» из восьмого дивизиона в высший. Готовясь к дебюту в элите, Дитмар отщипнул малую толику своего состояния (3,5 млн евро) ради белокурого фулбека – и хотя целесообразность одного из самых дорогих трансферов Хоппа была тогда повсеместно поставлена под сомнение, по эффективности сделка оказалась сопоставимой с покупкой Ведада Ибишевича, зафрахтованного годом ранее в «Алемании» за миллион евро. Команда из деревушки с населением в три тысячи человек наотрез отказывается снимать желтую майку лидера бундеслиги, а Бек стал твердым «троечником» по киккеровской шкале. Вообще в двадцатке лучших игроков лиги лишь два баварца и семеро (!) подопечных Ральфа Рангника. «3,5 млн евро многим казались завышенной ценой, но я изначально был уверен в Анди, – хвалится главный тренер главной сенсации европейского сезона. – Его развитие происходит в полном соответствии с моими ожиданиями. Впрочем, нет – он играет даже лучше, чем я мог себе представить». Прошляпивший Бека Хорст Хельдт также не остался в стороне от всеобщего восхищения: «Мы можем только гордиться тем, что воспитали такого прекрасного игрока».

«В «Хоффенхайме» совершенно неповторимая атмосфера, – раскрывает секрет личного и командного успеха сам Анди. – Здесь у каждого ощущение, что он действительно нужен клубу и что он может сделать его сильнее. Все игроки стремятся прогрессировать – и я не исключение. У нас молодая и голодная команда и с каждой игрой мы становимся все голоднее. Мы бьемся за победу в каждом матче – дома или в гостях, против «Энерги» или мюнхенской «Баварии». Ну, а наш замечательный новый стадион лишь усиливает нашу мотивацию».

С обрушившейся на голову популярностью Бек справляется без проблем. «Известность? Нет, я не считаю себя очень уж знаменитым. Скажем, в википедии есть Андреасы Беки и поизвестней меня – например, автор богословского писания из Шварцвальда и теннисист из Равенсбурга».

Скромность однако же не мешает Анди становиться все более медийным персонажем. На прошлой неделе он вслед за Хитцльшпергером и Ламом стал колумнистом издания Zeit, причем в своих заметках он размышляет не на узкоспециальные футбольные темы, а на куда более отвлеченные. Для начала Бек упомянул о своей загадочной любви к автомобилю Saab 900 1989 года выпуска, чудесном спасении самолета на реке Гудзон и угрозе тотальной гегемонии компании Google, а в будущем пообещал высказать свое отношение к Ангеле Меркель и Бараку Обаме.

Кроме того, на своем официальном сайте любознательный книголюб в охотку общается с болельщиками, раскрывая им свои музыкальные пристрастия (немецкий рэп) и полиглотные планы: «Я очень хорошо понимаю русский язык, но мне бы хотелось научиться говорить на нем получше».

«Я очень горжусь своими российскими корнями»

А неделю назад Анди Бек на мгновение стал самым счастливым человеком на свете.

«В детстве я мечтал играть за сборную, затем мечта стала целью и вот я оказался в шаге от ее достижения. В среду в три часа дня мне позвонил Йоаким Лев. Мы пообщались несколько минут и он признался, что уже давно следил за моим прогрессом. Не успел я повесить трубку, как на меня отовсюду посыпались поздравления: от подруги Мануэлы, родителей, брата, нынешних и бывших партнеров. Уверен, что мой вызов в сборную связан со взлетом «Хоффенхайма» – ведь еще летом сложно было спрогнозировать такое развитие событий. В преддверии дебюта я абсолютно спокоен и не поддаюсь никакому давлению. Я просто нахожусь в ожидании скорой встречи со своими давними друзьями – Сердаром Ташчи, Марио Гомесом и Томасом Хицтльшпергером».

Став третьим (после Марвина Комппера и Тобиаса Вайса) резидентом «Хоффенхайма» в сборной Германии, Анди не устает почти в каждом обширном интервью – а за минувшую неделю он роздал их с десяток – вспоминать свою историческую родину, на которую в октябре будет повод вернуться, и бабушку, живущую в Санкт-Петербурге.

«Я очень горжусь своими российскими корнями. Однако передо мной никогда не стояло дилеммы – за какую сборную играть. Поймите меня правильно: я ведь сыздетства в Германии, здесь я вырос и сформировался как личность и именно эту страну я считаю своей родиной»