8 мин.

Новые материалы об эстонском лыжном допинге

В сентябре 2020 года стало известно, что бывшему национальному лыжному тренеру Мати Алаверу предъявлено обвинение в содействии в виде запрещённого кровяного допинга и использовании незаконных гормонов роста для четырёх лыжников - трёх эстонцев и одного казахстанца. Как сообщает ERR News, деятельность Алавера велась с лета 2016 года по 26 февраля 2019 года, когда он был задержан австрийской полицией.

Опубликованные в настоящее время дополнительные части судебных материалов показывают, что один из эстонских лыжников, сотрудничавший с Алавером, Карел Таммъярв, вместе с главным спонсором Тоомасом Аннусом, были вовлечены в допинговый скандал больше, чем это было ранее известно общественности. Сама схема была гораздо более вопиющей, чем было известно ранее, сообщило ETV во вторник, 26 января, вечером в телепередаче "Pealtnägija" («Очевидец»).

Новые доказательства из уголовного дела были опубликованы в начале недели. Материал состоит из писем и сообщений между Карлом Таммъярвом и печально известным немецким допинг-доктором Марком Шмидтом, недавно заключённым в тюрьму в своей родной стране, которые ранее не публиковались.

Основные факты

В конце февраля 2019 года на чемпионате по лыжным видам спорта в Зеефельде в Австрии разразился скандал после того, как полиция задержала пятерых спортсменов по подозрению в незаконном переливании крови с целью повышения работоспособности во время рейда под названием «Операция Aderlass». Постоянными клиентами Марка Шмидта и его сообщников были Мати Алавер, Карел Таммъярв, Андреас Веерпалу и Алго Карп, что стало шоком для многих в Эстонии.

Поскольку сеть была международной, расследование было разделено между странами. Главный герой Шмидт вместе с четырьмя помощниками предстал перед судом в Германии, где в основном гнездился и действовал. Спортсменов, в том числе трёх эстонских лыжников и Андруса Веерпалу, который был тренером своего сына, судили в Австрии, где есть отдельный раздел о спортивных мошенничествах.

Мати Алавера судили в Эстонии, где законом предусмотрено наказание за разжигание допинга.

Уголовное дело Алавера первым дошло до финиша, когда отставной тренер в 2019 году согласился на сделку о признании вины, равную году лишения свободы условно. Однако все судебные материалы были опечатаны. Общественная телекомпания ERR и еженедельник-исследователь Eesti Ekspress оспорили опечатку, и часть материалов, около половины, была опубликована (подробнее здесь). Eesti Ekspress пошла дальше и добилась того, что суд теперь опубликовал ещё несколько сотен страниц из того же дела.

Карел Таммъярв ​​играл активную роль

Новые материалы пролили свет на других деятелей, в первую очередь на Карела Таммъярва, который получил положительные оценки своими признаниями, но на самом деле сообщения, письма и признания показывают, что в организационном плане он был вовлечён не меньше, чем Алавер.

«Из новых материалов дела видно, что Мати Алавер был инициатором разговоров о допинге, но Карел Таммъярв ​​явно принимал активное участие в практике незаконного применения допинга крови», - рассказал «Pealtnägija» государственный прокурор Таави Перн.

Сотни страниц изображают удивительно крупномасштабную, но в то же время причудливую аферу. Например, участники использовали псевдонимы, иногда довольно забавные.

Псевдоним Шмидта был «Дэвид Новак», Алавера называли «Генерал» или «Тренер», но некоторые из имён пользователей его электронных писем были «Роджер Федерер» или «Лука Модрич». Карел Таммъярв ​​в основном появлялся под именем «Принц Чарльз», Алго Кярп использовал имя «Макс», Андреас Веерпалу - «Андрей», а член казахстанской команды Алексей Полторанин использовал псевдоним «Эйнштейн».

«Прежде чем отправить уголовное дело в суд и получить материалы, я прочитал книгу о допинговой схеме Лэнса Армстронга, и у меня возникло чувство дежавю, потому что попытки сокрытия и использования псевдонимов были такими же в схеме Лэнса Армстронга», - сказал Перн.

Сегодня мы знаем, что тренер солгал, когда говорил только об установлении контактов. Сначала только кровяной допинг - то есть практика увеличения количества красных кровяных телец в кровотоке для улучшения спортивных результатов - затем оказалось, что также использовались гормоны роста, альбумин и инсулин.

Первые встречи со Шмидтом состоялись в конце лета 2016 года. В этот момент Алавер остался вне эстонского лыжного мира и официально работал с казахстанской командой; в то же время видно, как Алавер тайно тренировал команду «Haanja» в Эстонии.

Согласно переписке, членами правления команды «Haanja» были Таммъярв ​​и Кярп, но финансы были организованы Алавером и в основном из девелоперской компании Merko и её главы Тоомаса Аннуса.

«Насколько нам известно, часть спонсорских денег для команды «Haanja» была затем переведена непосредственно на личный банковский счет Таммъярва, где он взял деньги наличными и затем заплатил Марку Шмидту за эту так называемую услугу», - сказал Перн.

Таммъярв сказал на допросе: «Финансовую поддержку организовал Мати Алавер, и я проинформировал Алавера об использовании денег. Мати Алавер организовал её таким образом, что я платил Марку Шмидту со своего личного счета, а также за Алго Кярпа и Андреаса Веерпалу».

Письма указывают на то, что Алавер координировал более широкую картину и согласовывал основные направления, но Таммъярв ​​несёт ответственность за организацию фактического использования допинга и его оплату.

Таммъярв ​​сказал, что первый сезон стоил 4-6 тысяч евро, в дальнейшем - 8 тысяч евро, а в год Олимпийских игр в Пхенчхане - 10 тысяч евро на спортсмена.

Формально главным тренером команды «Haanja» был Анти Саарепуу, который утверждал, что ничего не знает о допинговых схемах.

Тоомас Аннус настроен воинственно

Все главные герои - Таммъярв, Кярп, Веерпалу и Алавер - отказываются давать комментарии.

Главный спонсор даже несколько воинственен: «Не звоните мне, пожалуйста... Я даже не хочу знать, о чём идет речь. Никогда больше не звоните мне по поводу этой передачи!» Почему так? «Спросите [ведущего передачи] Кярмаса… Пока там работают такие люди, как он, не звоните мне. Это нечестные люди», - сказал Аннус исследователям.

В своих сообщениях Аннус подтверждает, что он не знал, что спонсорские деньги использовались для допинговой деятельности.

«Я не знал тогда и не знаю сейчас, сколько было денег, и куда они пошли. Думаю, никто из спонсоров не знал», - сказал Аннус.

Все стороны, которым не были предъявлены прямые обвинения, заявляют, что ничего не знают о схемах, что с учетом всех аспектов звучит удивительно.

Например, в 2011 году выяснилось, что покинувший эстонскую команду врач Тарво Киудмаа выдал Алавер бланки рецептов.

Киудма считал, что Алавер покупает разрешённые витамины и общеукрепляющие средства из-за границы.

«Карел Таммъярв ​​и Мати Алавер в некотором смысле работали вместе. Когда мы были в Эстонии, нам удалось привлечь Алавера к ответственности за содействие использованию допинга, но материалы в наших руках также указали на роль Карела Таммъярва в облегчении использования допинга», - сказал Перн.

Часто у спортсменов возникали проблемы со средствами Шмидта, или допинг не работал так, как предполагалось. В июне 2017 года Шмидт пишет о порошке следующее: «С ним что-то не так!!! Туть два варианта: либо таможня добавила к нему что-то, и произошла реакция, либо он хранился неправильно. Но он больше не работает. … Прошу прощения за провал в прошлом сезоне!».

Роль Андруса Веерпалу

Что ещё более странно, как сообщает "Pealtnägija", это то, что, хотя Таммъярв, Кярп и Веерпалу имели проблемы со здоровьем в том сезоне, было много проблем с организацией всего, и не было значительного роста, все они продолжали принимать допинг.

Последние сообщения пришли с чемпионата мира по лыжным видам спорта в Зеефельде. Таммъярв 19 февраля: «Тренер ”Андрея” считает, что можно сделать один завтра вечером и два в субботу. Не слишком ли много за короткое время? Сможет ли тело справиться с этим?» В формулировке указано, что тренером считается Андрус Веерпалу.

Вопрос становится ещё яснее вечером 26 февраля, когда обсуждается, должен ли Андреас принимать допинг в тот же вечер или на следующее утро. Когда Шмидт говорит, что это не имеет значения, Таммъярв ​​пишет: «А, это больше беспокоило его отца. ”Андрей” говорит, что всё в порядке, учитывая, сколько времени до старта. Так что завтра в 9 утра для нас обоих».

В материалах также есть письма, в которых Таммъярв ​​передает Шмидту решения, принятые в отношении Андреаса Веерпалу; Таммъярв уверяет Шмидта, что Андреас Веерпалу принимает решение о применении допинга не сам, а вместе со своим тренером. Как всем известно, и как упоминалось в переписке, Андреаса Веерпалу тренировал его отец Андрус Веерпалу.

«На мой взгляд, нет оснований просто спрашивать, сознательно ли отец позволил своему сыну заниматься допингом, а скорее, почему сам отец участвовал в возможном применении допинга», - сказал Перн.

Карел Таммъярв

Карел Таммъярв, эстонский лыжник, пойманный на допинге в Зеефельде, Австрия, сказал тогда на пресс-конференции, что употребление допинга началось в 2016 году, когда в разговоре с Мати Алавером последний предложил связаться с немецким врачом, который занимается такими вещами. Андрус Веерпалу тоже знал об этом. «Во второй половине лета 2016 года у меня был разговор с Мати Алавером, который сказал, что в Германии есть врач, который организует такие вещи. Я решил, что хочу получить помощь в виде допинг крови », - признал Карел Таммъярв.

Таммъярв ​​рассказал, как он использовал кровяной допинг крови в течение последних трёх лет выступлений: «Впервые в конце лета 2016 года мы взяли кровь и вернули её на чемпионате мира в Лахти (зима 2017 года). Но это не принесло успеха, потому что я был болен».

Таммъярв сказал на пресс-конференции, что для него было хорошо обнародовать этот вопрос, но признал, что очень сложно говорить об этом с тренером, товарищами по команде, болельщиками, а также с мамой и бабушкой и всеми остальными, кто надеялся, что эстонский лыжный спорт находится на подъёме. По его словам, он надеялся, что его лучшие результаты откроют возможности для эстонского спорта и лыж.

Таммъярв начал думать о допинге, потому что он выигрывал в юношеских разрядах у тех же лыжников, которые боролись за медали в элитном классе. «Я думал, что смогу достичь того же уровня, что и они», - признался Таммъярв. При этом «врач своим профессионализмом давал понять, что все устроено так, что нет риска попасться».

«Использование гормона роста довольно распространено, поэтому я не помню, когда оно началось», - сказал Карел Таммъярв. «Я вводил его под кожу живота поздно ночью. Я вводил его через день или три раза в неделю в течение трёх недель, а затем был перерыв».

Опровержение Тоомаса Аннуса и заявление Урмаса Сыырумаа

Крупный собственник Merko Ehitus и Kapitel Тоомас Аннус разослал пресс-сообщение, в котором объявил, что прекращает помогать соревновательным видам спорта в Эстонии. Postimees публикует письмо Аннуса в изначальном виде.

Затем Postimees опубликовал ответное заявление президента Олимпийского комитета Эстонии Урмаса Сыырумаа – «Тоомас, я надеюсь, ты передумаешь»

По материалам: https://news.err.ee/1608087613/new-ski-doping-case-files-tammjarv-and-annus-more-involved-than-thought , https://www.err.ee/1608087337/alaveri-toimiku-uued-materjalid-tammjarv-ja-annus-olid-asja-enam-segatud , https://sport.err.ee/915809/tammjarv-veredoping-sai-alguse-aastal-2016-jutuajamisest-mati-alaveriga , https://sport.ohtuleht.ee/1024185/karel-tammjarv-sustisin-kasvuhormooni-kohunaha-alla-hilisohtul , https://sport.postimees.ee/7168230/urmas-soorumaa-mihkel-karmas-jai-infodopinguga-vahele