6 мин.

В тупике

Динара прочно засела в мой мозг. Как в свое время ее братец) Ну никак я не могла понять – почему человек так много работает, а из этого ничего не выходит. А не выходит ничего, как бы ни убаюкивали иные ее победы, и этот финал с Янкович лучшее тому подтверждение. И у меня нашелся на этот вопрос только один ответ – если у человека несмотря на его феноменальную трудоспособность (которую не подчеркивает только ленивый), ничего не получается, значит он работает не в ту сторону. И вот вам доказательства моей теории, на истинности которой, впрочем и как всегда, не настаиваю.

Я узрела очертания некоего плана только в Портороже. Если вкратце, то план, по моему мнению, заключается в том, чтобы уйти от комбинационного стиля и начать играть как можно более агрессивно, всегда первым номером. Я узрела план с явным опозданием (раньше мне казалось, что это просто неоптимальная форма), и именно это сбило меня с толку. Я подумала, что раз план новый, то в Портороже Динара имеет право на муки рождения, и этими муками я и объяснила себе эту в прямом смысле вымученную победу. И хотя нынешняя Динара мне нравится гораздо меньше чем прошлогодняя, я немного успокоилась – тем хотя бы, что Динара не просто барахтается, а следует какому-то плану, и это уже хорошо.

Однако после финала с Янкович у меня открылись глаза. Я поняла, что этот план уже давно в действии, но заметить его вовремя мне помешало одно обстоятельство. Это матч против Винус в Риме, лучшее, что сыграла Динара в этом году. И этот матч спутал карты не только мне, но, как мне кажется, и самой Динаре. Факт победы в этом матче подарил ей надежду, вселил уверенность в правильности выбранного пути, и именно этим объясняется весь последовавший грунтовый успех вплоть до финала Ролан Гарроса. НО – Динара думала, что она выиграла этот матч благодаря плану, а на самом деле она выиграла вопреки ему – этот матч был кусочком прошлогодней игры, воплотившимся в материю воспоминанием о матче с Сереной в Берлине. Подмена вскрылась в финале Ролан Гаррос, план потерпел крах.

Он потерпел и до сих пор терпит крах, потому что Динаре планом навязано то, что ей чуждо. Теперь мне кажется, что чем такой план, лучше если бы вообще не было никакого плана. Я так понимаю, из нее хотят слепить еще одну богиню войны, а Динара явно не она. Она не может находиться в состоянии перманентной атаки, она может так играть гейм, ну два, и все, потому что не ее это, и именно отсюда огромное количество невынужденных ошибок. Это не бросается в глаза, если та сторона вообще вне зоны действия, но во время матчей с соперницами высокого уровня это становится очевидно.

В том, что из Динары попытались сделать богиню войны, есть определенная логика. Такое можно было провернуть на правах эксперимента – если у девушки рост 182 и мощный удар, то этим грех не попробовать воспользоваться. Попробовали? Хватит. Допустим, у вас острое обоняние, но вам же необязательно из-за этого быть парфюмером, если душа не лежит, может вы хотите быть оленеводом. Динара смотрится на корте органично, когда играет вторым номером, она типичный серый кардинал, и она, я вам скажу, лучший серый кардинал в туре, именно потому что у нее есть удар – ну так, на всякий случай.

Сломать можно любую манеру игры и построить новую, но это долгий процесс, и пока это будет происходить, результата не будет. Результат будет, но не там где надо, а там где надо его не будет, и даже если он будет там где надо (пусть это будет на US Open!), это будет случайный успех, потому что он будет порожден не внутренней логикой развития, а стечением обстоятельств. Стоит ли оно того? Не думаю. Динара психологически сломается раньше, чем это произойдет. Компенсировать это отсутствие адекватного ее трудовым вложениям и ее ожиданиям результата – нечем. Динара уже забыла, что такое получать на корте удовольствие. В прошлом году она была счастлива, а сейчас она тотально озабочена, потому что она не может просто отдаться своему чувству игры, ей все время, в каждом матче приходится перекраивать себя, реализовывать какие-то установки и это в обмен пока непонятно на что.

Как я понимаю, насчет краха плана Динара пока не в курсе. Хотя на уровне какого-то шестого чувства, она не может это не понимать. Вот, что она говорила после поражения на Ролан Гарросе:

«Я стала немного капризной на тренировках. Тренер мне что-то говорит, а я ему что-то отвечала в ответ. Сегодня я получила очень хороший урок. Я вижу, что нужно спуститься опять на землю. Спрятать язык за зубами и делать то, что говорит тренер. Он мне говорил, что в последнее время со мной стало тяжело работать, что ему смысла нет мне подсказывать, потому что я не слушаю».

Из этой цитаты можно сделать вывод, что трения между Динарой и Желько были, и причиной было вовсе не то, что Динара ленилась, а то, что она пыталась оспорить авторитет тренера, сказать ему, что по ее мнению что-то идет не так. Очевидно, что линия партии ее не то чтобы не устраивает, она может головой и согласна, но следуя плану она явно испытывает психологический дискомфорт, отсюда многочисленные провалы по ходу матчей. Она не понимает, не чувствует той игры, которую ей пытаются привить как дубовую ветку березе. И вот ее комментарий к матчу с Кузнецовой:

«Она давала мне шансы. Она не была сегодня настолько агрессивной, насколько она может быть. Но я не знала, что я должна делать».

В общем, Динара попыталась устроить бунт на корабле, но он был подавлен. Динара раскаивается и думает, что во всем виновата она сама. И действительно – кто еще виноват? Когда Желько на скамейке между сетами спрашивает «Динара, почему ты в защите, почему не входишь в корт, почему не идешь к сетке?», что ему можно ответить? Ведь он совершенно прав.

И Динара продолжает себя наказывать работой. Бубнит все время одно и то же – «работать, работать и еще раз работать». Из сегодняшнего: «Я очень хочу выиграть турнир «Большого шлема», и приложу все усилия, чтобы сделать это. Если не получится, то в следующем году я буду работать еще упорнее, чтобы добиться этого». Работать не помогает, поэтому надо работать еще больше.

Пусть это прозвучит парадоксально, но в сложившейся ситуации «работать» это самый простой путь, путь непротивления. Потому что гораздо сложнее признаться себе, что ты идешь, и уже довольно давно, неправильным путем. Потому что почти невозможно поверить, что тренер, который спас тебя от теннисной смерти и сделал первой ракеткой мира, может быть в чем-то неправ. Динаре в этой ситуации можно только посочувствовать. И мне честно говоря интересно, что обо всем этом думает сам Желько. Верит ли он, что они с Динарой идут верным путем? Может, он сам еще ничего не понимает. Все-таки он неопытный тренер, он закончил карьеру теннисиста незадолго до встречи с Динарой. А если сомневается, готов ли он признать перед ней свою ошибку? Это ведь тоже чертовски сложно. В общем, для меня сейчас главный вопрос в том, насколько Желько честен с собой и с Динарой, хватит ли у него силы духа признаться себе, а потом ей в том, что иногда лучшее враг хорошего.