5 мин.

Сборная начинает

В общем, этакая атмосфера продолжения любимого фильма. Мы с вами, публика, то есть – мы точно знаем, что пойдем на этот фильм, потому что мы смотрели первый. Но он будет другим. Вот что важно. Прселовутые слова о традиционном неуспехе сиквелов-продолжений – именно в том, что публика хочет воскресить свои старые эмоции...

Но это невозможно.

Да, наша сборная начинает новый цикл. Поменялось все. Два сезона назад у нас не находилось сколько-нибудь опытного вратаря на замену основному – Акинфееву. У сборной не было иных вариантов в обороне, кроме связки братья Березуцкие – Игнашевич, причем не было даже тогда, когда эта связка начала зримо сдавать. В то время казалось, что англичане спокойно возьмут первое место, а мы с хорватами поборемся за второе так или иначе. Позапрошлой осенью я искренне считал, к примеру, что цикл к Евро-08 – это последний шанс старой гвардии, и не обойтись без нее в составлении костяка команды. А еще год назад слова о том, что Торбинский станет одной из ключевых фигур в сборной, вызывали заливистый смех у подавляющего большинства, и меньшинство присоединилось бы к ним, если б узнало, что – не просто ключевым, а на позиции центрального полузащитника.

В последний раз на конференции у себя, тут, по соседству, я получил маленькое гнусное письмо о том, что я явно не просто так продвигаю Торбинского в общественном мнении, аккурат утром матча с Грецией в приснопамятном Зальцбурге.

Ну, и ладно. Все равно никто не угадал. Так что давайте честно сделаем из этого единственно возможный вывод: и сейчас тоже никто не угадает.

Кстати, особенную пикантность непредсказуемому будущему сообщает маленький нюанс-перчинка: все успехи Гуса Хиддинка со сборными покамест были разовыми. И на пике успеха он уходил. Тут нет тенденции, так просто получалось; важно здесь другое – ему не приходилось на уровне сборных сталкиваться с проблемой новой мотивации для команды. Мотивации после успеха. Это ключевой вопрос наступающего отборочного цикла.

Гус не начал ломать команду сразу. Мне страшно понравился его ответ про невызов Денисова, кстати; Хиддинк сказал, что сейчас для того, чтобы вызвать Денисова, нужно оставить кого-то дома, а для этого не было оснований. Это правильный и тонкий ответ. В истории Денисова со сборной России просматривается петлястая параллель с доктором Груздевым; тому, как помнится из классического фильма, следовало вовремя со своими женщинами разбираться и пистолеты не разбрасывать, где попало. И отсутствие сходства между Глебом Жегловым и Гусом Хиддинком только подчеркивает универсальность этой простой максимы. Например, кто накануне старта Евро мог подумать, насколько подходящий игрок для сборной Саенко? Ну, а сейчас? Как-то без него даже пустовато кажется, верно? Так ведь это могло быть и с Денисовым, не включи он топора и отправься на сбор сборной. Он отлично играет, и его время придет; но сейчас – см. выше.

Команда есть. Ее бессмысленно разрушать под лозунгом поиска новых лиц – поиск этот не начинается только потому, что перевернулся листок календаря. Нет, поиск этот просто-напросто никогда не останавливается. И сейчас вокруг сборной мы видим куда более многочисленный и плотный круг тех, кто может в нее попасть уже в ближайшем будущем. Это и уже упомянутый Денисов, это и нападающий из Казани Бухаров, уже вызван вратарь Рыжиков (а почему нет), вполне можно уже размышлять о Глушакове, о Дзагоеве, о Мамаеве, о Файзулине...

Возвращается к нормальной жизни Шишкин. Поправится Ефимов. Встрепенется Ребко. Дело не в том, кого мы сейчас назовем, а кого забудем. Дело в том, что каждому, у кого есть глаза, и футболистам тоже, стало видно, как близок успех. Для этого и требуется всего-то – работа. Тяжелая работа изо дня в день. Скажете, не так уж это и легко? Может быть. Ну, да все ведь от тебя самого зависит. Ну, и паши.

И ведь вспашут! Не одни, так другие.

Мне кажется очень интересной борьба в отборочной группе. По-моему, мы можем очень удачно сыграть против немцев. Один на один – можем. Это команда, которую мы обыграем при условии полнейшей самоотдачи; а, учитывая интерес к матчу со всех сторон, недостатка в мотивации у наших местами избалованных (я беру самый крайний вариант) «звезд» не будет. А раз так, то мы, вспоминая лучшие образцы игры сборной России, легко вспомним, что свои лучшие матчи мы проводим против того соперника, который – сильный ли, средний – поддается просчету. Так вот сборная Германии – считаемая. И мы могли бы победить ее по личным встречам.

Но парадокс в другом. Сила немцев – в том, что они очень серьезно подходят к каждому матчу. И практически не допускают ошибок в играх с теми, кто уступает им в классе. Так и выходит, что ключ к победе в отборочном турнире (а чистого выхода со второго места, я напомню, нет, там непредсказуемые стыки) – в том, чтобы не терять очков в матчах с менее классными участниками турнира. И вот тут мы, наоборот, не сильны...

В кадровом же отношении мне страшно интересно, как, когда, какими приемами, в общем, вообще все интересно про то, как будет перестраиваться центр полузащиты. Потому что Семаку, Семшову и Зырянову на троих скоро сто лет. И хотя каждый из них тот ещё огурец – свежи и пупырчаты, но вот в целом тридцатилетнюю линию полузащиты Гус наверняка захочет потрясти в эти два года. И потрясет.

Но главное сейчас все равно – старт. Если вы помните, в прошлый раз мы именно осенью потеряли в матче с Израилем те самые два очка, которые потом и вынули из нас все нервы. Вот не надо бы их сейчас терять. Очень неприятно и почти безнадежно – гнаться за немцами. Нужно заставить гнаться их – тогда больше вероятность ошибки с их немецкой стороны, ведь даже им ведом страх...

В добрый путь.