4 мин.

На фоне творчества масс

Сегодняшний матч чемпионата России «Спартак» – ЦСКА занимает в умах особенное место вне зависимости ни от чего, и вас, возможно, поэтому удивит, для чего я вам рассказываю, что жду игры с особым чувством. А как же ещё? 

Как практически не пропускавший подобные матчи почти двадцать лет, могу сказать вам, что бывало всяко. Неинтересно, особенно на стадии ожидания, вправду не бывало. Это же всегда как минимум другой звук. Что на стадион прийти, что телевизор включить – уровень шума совершенно иной; придет всякий, кто способен сказать «мама», это как перепись активных болельщиков на данный момент времени. Кстати, в общем, могло бы это развиваться и быстрей – пока, что ни говори, а и «Лужники» не всякий раз заполняются. И не во всякий день... Пока пресловутая «активная часть» за пределы этой чаши, в общем, не выплескивается. А пора бы. На словах развитие происходит вроде как более бурно, или мне так на слух кажется?

Практически никогда не был интересен результат. Потому, что предсказуем был. В описанном промежутке, который я выделил для себя в связи с началом карьеры спортжурналиста как раз восемнадцать лет назад, сперва всегда побеждал «Спартак» с некоторыми ничьими, потом ЦСКА с аналогичными издержками. Кстати, обе серии прервались тоже без особенных понтов: ЦСКА переломил спартаковскую гегемонию периода О. И. Романцева, когда у «Спартака» из-за дисквалификации не играли основные полузащитники, если не ошибаюсь – Цымбаларь с Титовым. А «Спартак» прервал гегемонию времен В. Г. Газзаева в матче, в котором был абсолютно возим, и осталась героическая вроде бы страничка без героя – где теперь тот тренер Лаудруп, где теперь тот голеадор Баженов... А ведь оба молоды.

Всякие антуражные зарубы вроде той, что в прошлый раз кто-то кого-то поломал и теперь месть, или кто-то что-то сказал и теперь дело чести, меня никогда не интересовали. Не аксакал я, конечно, но как-то я ни разу не видал, чтобы это прямое воздействие оказывало на что-нибудь, кроме градуса ругательств с трибун. Творчество масс в виде баннеров или их похищения либо уничтожения в пику сопернику меня тоже не занимает дольше, чем на пару минут. Признаюсь, я даже иногда, вернувшись с матча, читал вопросы в конфе – как вот такой-то баннер, как такой – а сам вспомнить не мог: то ли по ходу игры не заметил, то ли забыл уже. Странное устройство памяти, в общем. Или внимания.

Мне вообще кажется, что на баннеры смотришь, когда игра неинтересная. И непонятно, было и есть, каково человеку под баннером, когда он пришел посмотреть футбол, а ему тканью обзор закрывают; не хочется же думать, что он не за этим на футболе? Я, кстати, в Европе и в мире никаких таких развлечений, кроме как, может быть, на выходе команд перед матчем, не видал давно уже... Но это не нравоучение, не думайте. Развлекуха безобидная, нравится – так велкам. 

Так о чем я хотел сказать: мне в последнее время очень интересен матч ЦСКА – «Спартак» не антуражем, не историей и не перфомансом, а буквально спортивной стороной и тем, как и что случится. Вот и сегодня – прямо изнываю. Жду. 

ЦСКА, на мой взгляд, сейчас команда сильная, но какая-то банальная. Редко ловишь себя на неожиданностях в том, как играют, чего хотят. Вы скажете – «Зенит» тоже не удивляет. Тут правда. Но у «Зенита» есть другое качество, которое у ЦСКА прежде было, а теперь нет – не в каждом матче, но порой «Зенит», понатужившись, просто сметает своего соперника. Да, не каждый день, так ведь и команда – не бульдозер. Но в этом году, хотя игр было не так много, это уже происходило дважды – я бы так назвал домашнюю победу над «Бенфикой», и, конечно, разгром «Динамо» в Москве. 

Вы помните армейский матч, начиная с прошлого года, в котором ловили себя на чувстве: пошло – не остановишь? Я не помню. Ну, может быть, московская игра с «Анжи»; но там соперник все-таки в классе уступал значительно. Сейчас такой мощью ЦСКА не обладает. 

Естественно, это не может звучать упреком. У меня, во всяком случае, совершенно нет ощущения, что это качество пылится, невостребованное, под неким спудом.

«Спартак», наоборот, команда постоянно меняющаяся, но скорость перемен иногда такова, что ловишь себя на недоумении. В прошлом году команда играла в два форварда, купила прекрасного нападающего в пару к имевшемуся прекрасному – и... Сезон начинается, один нападающий играет справа, оттуда налево вытеснился острый атакующий хав и справа несколько потерялся, доросший слева до сборной ещё один хав теперь играет в центре. Так бывает, конечно, и игроки должны действовать там, где говорит тренер, и тренер должен смотреть не только на ближайшую перспективу... И время покажет, безусловно. Но какая моя-то реакция? Пока – недоумение. 

Все это в очном противостоянии команд создает ситуацию-мечту: ни одна команда не имеет козырей, которые способны обеспечить перевес вообще, по определению. Наиболее вероятно, что и те, и другие в какой-то момент должны будут искать «вариант Б». Причем речь не обязательно о тактическом перестроении; речь, скорее всего, идет о том, что должен найтись герой вечера, который возьмет на себя игру. Ничто не решено «до», все решится только в процессе игры. Как проведут её тренеры Слуцкий и Карпин, как проявят себя те, от кого этого ждут, или же, наоборот, из тени выйдут другие, почитаемые на данный момент лишь статистами... 

Всё это и есть предчувствие игры, которая, может быть, и не обещает феерии от первой до последней минуты, но смотреть которую нужно не отрываясь. Потому, что это ведь самое приятное для вечно сомневающегося от недостатка информации и жизненного опыта наблюдателя – уловить вовремя тот самый ключевой нюанс.