6 мин.

Дебет и кредит шпор. Часть 1 – доходы

Идея написать подобный обзор для блога пришла не так давно, когда перевод заметки про финансовый фэйр–плэй вызвал большой резонанс среди читателей и подписчиков блога. И мелькнула мысль, что мы много говорим о команде, но как-то слабо собственно о клубе и его финансах.  Надеюсь, что обзор будет интересен как болельщикам, так и любителям порассуждать о футбольных финансах.

002

К сожалению клуб до сих пор не опубликовал отчетность за 2012 финансовый год (финансовый год длится с 1 июля по 30 июня, здесь и далее под понятием год понимается финансовый, а не календарный год), так что придется ограничиться периодом до 30/06/2011 и финансовой отчетностью за 2006-2011 годы. Это, конечно, не самые свежие данные, но все пятилетний период  позволит сделать оценку развития клуба и проанализировать тренды. В итоге остановимся на периоде 2006-2011, а как только клуб опубликует отчетность за 2012 год, сделаю более короткий отчет за 2012 год, если тема вызовет интерес.

Председатель правления клуба г-н Леви в обращении к акционерам в годовом отчете за 2011 год отметил, что “десять лет назад мы приступили к созданию команды, которая могла бы побороться за самые высокие трофеи, как внутри страны, так и в Европе, построить новый центр подготовки и стадион более высокой вместимости. Я рад сообщить о значительном прогрессе, которого мы добились в этих областях” (Ten years ago we set out to create a First Team squad that could compete for the highest honours both domestically and in Europe, to deliver a new Training Centre and an increased capacity stadium. I am delighted to report on the substantial progress we have madein all these areas)

За последние годы клуб сделал важные шаги к достижению целей, поставленных правлением, и что особенно радует, сделано это не за счет массированных вливаний наличности собственниками и оформления ее как долги акционерам, как у некоторых конкурентов, а за счет средств, заработанных собственно клубом. Хотя следует отметить, что не всё так радужно, особенно в части трансферной деятельности и расходов на содержание основной команды.

За период 2006-2011 выручка от основной деятельности выросла на 60% и достигла 163 млн фунтов (здесь и далее все цифры в ф.ст, по умолчанию я буду упускать валюту, если суммы указаны в фунтах). Среди европейских профессиональных футбольных клубов, Тоттенхэм уверенно находится в второй десятки команд по величине доходов, занимая места с 11 по 15 в ежегодном обзоре Делойта о доходах футбольных клубов.

Таблица 1 показывает динамику основных показателей выручки от основной деятельности за период 2006-2011 по Международным стандартам учета IFRS (примечание: доходы от основной или операционной деятельности -  не включают в себя доходы от продажи трансферных прав футболистов).

003

Рассмотрим каждый показатель и его динамику за 5 лет:

Билетная выручка (Премьер-лига)  – когда-то основа финансирования любого футбольного клуба, сегодня приносит лишь небольшую долю (16% в 2011 году) от доходов, несмотря на то что у нас второй по дороговизне сезонный абонемент в Англии и цены на билеты растут из года в год. К сожалению ввиду ограниченной вместимости стадиона и невозможности его реконструкции, по доле билетной выручки в доходах Шпoры  далеки от ведущих клубов континента и этот разрыв может быть ликвидирован только переездом на новый стадион. Кстати, лидер среди ведущих клубов Европы – соседи и конкуренты, у которых этот показатель по данным Делойта равен 41%  (для примера: Мадрид - 31%, Челси -30%, Ливерпуль – 24%, не исключено что Делойт считает все матчи во всех турнирах, но даже если добавить ~5-6 млн выручки в кубках, то показатель все равно будет ниже 20%). Бесконечно повышать цены на билеты невозможно, хотя спрос велик и билеты на все домашние матчи до конца текущего сезона уже проданы.

Доходы от кубковых турниров – доходы от продажи билетов на кубковые матчи и призовые от организаторов турниров (ФА и УЕФА). Традиционно клуб снижает цены на билеты на ранние стадии кубков (кроме Лиги Чемпионов), например билеты на групповой турнир Лиги Европы стоят 20-25 фунтов, на матчи плей-офф этого сезона от40 фунтов, что дешевле самого дешевого билета на матч премьер-лиги. Так как билеты на плей-офф Лиги Европы не входят в абонемент, то каждый матч приносит клубу около 1.2 млн выручки от продажи билетов, четыре домашних матча в весенней стадии плей-офф  (Лион, Интер, Базель и верится полу-финал) могут принести около 5 миллионов дополнительного дохода. Рост доходов на 33 млн в 2011 по сравнению с предыдущим годом - магический эффект участия в плей-офф Лиги Чемпионов, небольшой пик в 2007-2008 связан с успешным выступлением в кубках и победе в Кубке Лиги. Как видится именно успешное выступление в кубках, и в первую очередь в Лиге Чемпионов, является залогом дальнейшего развития клуба и роста его доходов.

Доходы от спонсорства и корпоративные мероприятия (хоспиталити) – рост доходов в 2011 году связан с эффектом нового спонсорского пакета и заключения двух спонсорских соглашений: с банком Инвестек, который является титульным спонсором клуба в кубках, и софтверной компании Аутономи, которая спонсор только в матчах премьер-лиги. Единственную информацию, которую я нашел до договору с Инвестек, то что размер выплат зависит от кол-ва матчей и от раунда, который клуб достиг в каждом из кубков, других деталей, к сожалению, найти не удалось. Будем надеяться, что клуб их раскроет в отчетности 2012 года. К этой же статье относятся доходы от аренды корпоративных лож на стадионе.  

Медиа и броадкастинг – доля клуба в доходах премьер лиге от продажи телеправ и от подписка на клубное ТВ. На механизме распределения средств останавливаться не будем, так как об этом писали неоднократно на sports.ru, также желающие  могут посмотреть данные непосредственно на сайте премьер-лиги.

Мерчандайзинг – доходы от продажи атрибутики у сувениров. Пик в 2008 связан с победой в Кубке Лиге, рост в 2011 связан с новым дизайном формы. С сезона 2012-13 поставщиком формы для первой команды стал UnderArmour, и как следствие - полное обновление ассортимента и дизайна, в том числе три дизайна футболок в кубковом и премьер-лиговом вариантах.  Мне лично продукция и ассортимент UnderArmour  нравится намного больше, чем у предшественников, особенно детские товары и линия casual. Как минус клубу, стоит отметить недостаточное использование потенциала мерчандайзинга и ограниченное количество магазинов (всего три) за пределами N17, например Арсенал открыл большой магазин атрибутики в торговом центре Брент-Кросс на северо-западе Лондона, а магазина Шпор там нет, хотя в зоне, где находится молл, больше болельщиков Шпор, чем Арсенала.

Прочее – все прочие доходы, включая гонорары за участие выставочные матчах и туры по стадиону.

Коммерческие доходы клуба (спонсорство, мерчандайзинг и прочее) принесли в 2011 году 50 млн или 30% от  оборота, что в принципе неплохо в относительном измерении, но в абсолютном мы все еще далеки от Челси и Арсенала (80 и 65 млн соответственно). 

В заключении первой части привожу график, который демонстрирует долю каждого показателя в структуре выручки в 2011 году.

004

Во второй части я планирую остановиться на анализе расходов клуба и динамике показателей прибыли (EBIT, footballtrading и прибыль до налогообложения), оценить наследие Харри Реднаппа с финансовой точки зрения. В третьей, заключительной части рассмотрим особенности акционерного капитала и структуру задолженности TottenhamHotspurplc, а так же как г-да Льюис и Леви за довольно короткий период времени смогли превратить клуб с самым большим количеством миноритарных акционеров в частную компанию.

Автор материала Yasik (Leonid Prujanski)

Наши обзоры на  SpursArmy.com

016