4 мин.

Зри в Корнеева

Противостояние Адвоката и Корнеева в «Зените» вновь натолкнуло на мысль, что сам класс спортивных директоров в России еще не сформирован.

Причем я очень уважительно отношусь к Корнееву, считаю, что в нашумевшей ситуации к нему не может быть никаких претензий, и мне очень нравится его поведение на пресс-конференциях. Наблюдая за его работой на тренировках сборной России, и вовсе рискну сказать, что Корнеев не может быть не профессионалом в футболе. В пользу Адвоката у меня один аргумент. С таким уважаемым человеком всегда нужно обходиться максимально вежливо и не забывать о том, что самые приятные минуты в истории «Зенита» связаны именно с этим классным специалистом. Оставлять его в неведении клубных процессов, пусть и логично нацеленных уже на жизнь без Адвоката, – халатность питерского менеджмента.

Конечно, этот скандал – случай частный. А кто из вас назовет с ходу несколько имен спортдиректоров клубов премьер-лиги? Я лично без шпаргалки вспомню лишь… Корнеева и Шикунова из «Ростова». При том, что спортивной организацией дела в клубах я интересуюсь очень внимательно. Но остальных с ходу не воспроизведу. Потому как не знаю, чем они занимаются. Тут мне подсказывают, что Панченко – спортивный директор ЦСКА. Знаю Виктора, но каковы его функции в ЦСКА, не в курсе.

Спортивный директор по-нашему – это какой-то помощник по более мелким вопросам у гендиректора или президента, которые, как правило, и занимаются приглашением в команду игроков и которые, как правило, не обладают должной компетентностью.

Посмотрите на «Томь» и «Крылья Советов». Там тоже есть спортивные директора, и я наверняка знаю этих людей лично, но не знаю, что именно они работают на этих должностях в этих клубах в это время. Почему в «Томи» и «Крыльях» кризис? Вам скажут, что кризис во всей стране, а то и в мире. Не верьте. Кризис в работе этих клубов, и конкретно в той ее части, которую должен вести спортивный директор.

Безусловно, покупки Ярошика или Коллера – акции, возбуждающие интерес болельщиков. Да мне тоже очень интересно посмотреть на человека, переодевшегося из черно-желтой майки «Боруссии» в знакомую и ставшую родной бело-синюю самарскую. Но как же можно рассчитать траты так, чтобы в середине чемпионата не знать, чем платить игрокам? Или у компании, принимающей решения в отношении своего футбольного клуба, такой менеджмент, который не предвидел кризис до появления новостей о нем в программе «Время»?

При этом «Крылья» борются за зону УЕФА и даже, если допускать, что команда прошла бы еще несколько раундов в Лиге Европы, то кто меня убедит в том, что для этих целей необходимы миллионные траты на игроков, которых затем уже адекватно не продать ни при каких обстоятельствах? Исключение лишь одно – продать в такой же российский клуб, где спортивная работа системно не выстроена. Однако вряд ли, покупая Коллера, в «Крыльях» думали: вот сейчас он у нас поиграет, а потом мы его выгодно сбудем в «Зенит» или «Рубин». Это было сиюминутное усиление «под российский чемпионат», Коллер прагматично подкрепил состав новой команды, заменив своим мощным торсом деятельность профессиональных селекционеров. Также наличие опытного гиганта никак не сказалось на прогрессе молодых самарских футболистов. Хотя тот же Кулик вполне способен выйти на следующий уровень, в том числе при помощи Коллера, а сам Коллер при помощи таких, как Кулик, избавился бы от клише «столб на острие». По-моему, дорогой футболист должен решать ряд задач, а не просто взламывать защитные порядки таких же проблемных отечественных команд.

В «Томи» ситуация еще плачевнее. Этот клуб обращался к руководителям страны, комментируя ситуацию о спасении во всех изданиях, при этом не отвечая, зачем ими был куплен форвард Архипов, по моим данным, за миллион евро, который в итоге не попадал в состав? Здесь я целиком и полностью на стороне губернатора Томской области Виктора Кресса, который не планировал вновь выделять «Томи» деньги. И у тех компаний, которым позднее указали помогать клубу, уверен, нашлись бы более важные и действительно социальные проекты. А если уж «Томь» признана предприятием социально важным, то с руководства клуба его новые содержатели обязаны потребовать план развития клуба, подразумевающий именно РАЗВИТИЕ и выход на качественно новый уровень, а не просто способность ежегодно геройски бултыхаться в подвале таблицы и не проваливаться в первую лигу.

Бюрократия в управлении предприятием дедовскими методами приводит к заглатыванию самого важного элемента в строительстве футбольного клуба – выстраивании «живой» команды, которая прогрессирует вместе со своими игроками, а не вместе с агентами, устраивающими ненужных Европе футболистов по завышенным в пять раз ценам. В результате мы получаем оболочку в виде классных сытых игроков и говорим, что уже почти в топ-пятерке европейских чемпионатов, но, когда эта оболочка протекает, вновь окунаемся туда, откуда не можем выбраться без посторонней финансовой помощи.

Я назвал Шикунова в самом начале этого поста, потому что при нем в «Ростове» спортивное ведомство клуба вклинилось между высшим руководством и тренерским штабом путем органичного соединения. Шикунов ведет не только переговоры по трансферам с балканскими агентами, но и очень серьезно занимается детско-юношеской школой и дублем, и, что принципиально важно, отвечает за результат.

Следующий пост – о самом профессиональном спортивном директоре на моей практике, человеке, которого я не видел с десяток лет, но от работы с которым у меня остались самые добрые воспоминания.