9 мин.

Россия обвиняет норвежцев в узаконенном допинге (через ТИ) – не только средства от астмы, но и стероиды. Разбираемся, есть ли тут обман

В финале зимнего сезона люди из наших лыжных гонок и биатлона набросились на WADA, развив тему терапевтических исключений (ТИ или TUE, как удобнее). 

Если предельно коротко, ТИ – это право/возможность использовать запрещенные препараты в связи с определенными болезнями.

Глава Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) Елена Вяльбе возмутилась, что норвежцы почти поголовно сидят на ТИ, причем речь не только про препараты от астмы (уже привычные в этой риторике), но и про куда более мощный допинг: анаболические стероиды и эритропоэтин.

Вяльбе поддержал и тренер Александра Большунова – Юрий Бородавко. А двукратный олимпийский чемпион по биатлону Дмитрий Васильев вообще весь сезон трясет норвежцев за ТИ: «Это главное, что помогает норвежцам быть такими мегабиатлонистами и мегалыжниками! Причем препараты против астмы – самые безобидные в этих списках. Там есть, скорее всего, и стероиды, и тяжелые анаболические препараты. Я в этом почти не сомневаюсь».

Дело дошло до того, что WADA и Международная федерация лыжных видов (FIS) выступили с опровержениями: все на самом деле не так страшно, как считают в России.

Давайте разберемся, почему Вяльбе и остальные в данном случае действительно не правы.

Что такое ТИ и как их получить?

ТИ – это, по сути, разрешение на использование запрещенных препаратов по медицинским показаниям. Бывает так, что спортсмену ради лечения необходим прием запрещенки (разово или курсом), но дисквалификацию, конечно, никто не хочет. 

Получить это разрешение трудно. Впервые WADA определило стандарты выдачи ТИ в 2004 году – с тех пор многое изменилось, но проще система точно не стала. Для каждого заболевания есть критерии. Например, вот какую информацию должен собрать спортсмен, чтобы выбить ТИ на использование сильных противоастматических средств:

1) Полная медицинская история: симптомы, условия, при которых они развиваются, отягчающие факторы, периоды обострения, возраст спортсмена на начало болезни, чем лечился.

2) Результаты осмотра врачом: обструкция дыхательных путей в состоянии покоя, исключение дифференциального диагноза.

3) Сводка результатов диагностических тестов: спирометрия; если спирометрия в норме, включить тест на обратимость бронхообструкции; если оба в норме, включить провокационный тест.

4) Интерпретация симптомов, признаков и результатов анализов пульмонологом.

5) Список запрещенных препаратов, которые выписаны спортсмену, и их дозировка (в данном случае речь о бета-2-агонистах и глюкокортикоидах).

6) Как организм спортсмена реагирует на лечение этими препаратами (в случае, если ТИ получают уже после начала лечения).

7) Все предоставленные документы должны иметь подпись сертифицированного пульмонолога и должны быть написаны его рукой.

Все эти документы отправляют в соответствующий орган. Выдавать ТИ могут национальные антидопинговые агентства (чаще всего), международные федерации и само WADA.

Вы наверняка видели, как Бьорндален финишировал в слюнях. Считалось, что это признак допинга – а как на самом деле?

Обычно спортсмены обращаются в свое антидопинговое агентство. Если вопрос с ТИ решен положительно, то спортсмен отправляет данные об этом в международную федерацию, а также вносит в систему ADAMS. Большинство федераций принимают ТИ, выданные агентствами, автоматически – например, FIS и Международный союз велосипедистов (UCI). Хотя есть исключения – Международная федерация водных видов (FINA) все решения по ТИ проверяет самостоятельно.

Но в любом случае все выданные ТИ проверяет еще и специальный комитет WADA. Поэтому даже если национальное антидопинговое агентство попробует схитрить и раздаст своим спортсменам ТИ без медицинских показаний, то схему быстро раскроют.

Получается, каждое решение о выдаче ТИ проходит минимум двухэтапную проверку: сначала национальное антидопинговое агентство, а потом WADA. Иногда этапов три – в том случае, если в проверку включается еще и федерация. И если что, WADA может отклонить любое решение о выдаче ТИ без объяснения причин.

С таким контролем получить ТИ без веских медицинских показаний практически нереально. И уж тем более делать это неоднократно и, например, для всей сборной разом.

Действительно ли по ТИ можно получать стероиды и ЭПО?

Стероиды – точно нет; непонятно, откуда Васильев это взял. А ЭПО – возможно, но в крайне редких случаях. По этому поводу у WADA тоже все прозрачно – есть список болезней и запрещенных препаратов, которые могут потребоваться для лечения.

Препараты действительно серьезные (тестостерон, гормон роста), но никаких анаболических стероидов. ЭПО присутствует, но показан только при пересадке почки – вряд ли кто-то сможет получить ТИ просто так. Еще ЭПО назначают для лечения хронической почечной недостаточности, но сложно представить, что человек с таким заболеванием выступает в спорте высших достижений.

Да и остальные препараты получить без медицинских показаний практически невозможно – система вряд ли пропустит такое нарушение.

Правда ли, что у всех норвежцев есть ТИ из-за астмы?

Скорее всего – нет; и этому есть несколько подтверждений. Сами норвежцы на Олимпиаде-2018 в Пхенчхане заявляли, что у них нет ни одного лыжника в команде с терапевтическими исключениями (а сейчас выступают практически те же спортсмены). Герой биатлонного сезона Стурла Лагрейд ответил на прямые обвинения Васильева, сообщив, что у него нет ТИ.

Даже если не верится норвежцам на слово, можно поизучать факты. Например, то, что на применение большинства противоастматических препаратов (сальбутамола, сальметерола, формотерола и вилантерола) ТИ вообще не требуется – они и так разрешены.

Единственное ограничение – нельзя превышать порог дозировки, установленный WADA. Но этот порог настолько велик, что даже производители препаратов не советуют перебарщивать – могут проявиться симптомы передозировки. А симптомы передозировки у бета-2-блокаторов не из приятных: снижение давления, тахикардия, тремор, рвота и, что особенно важно для спортсменов, лактоацидоз (превышение уровня молочной кислоты в организме).

Злит, что Норвегия правит в лыжах и биатлоне? Допинг ни при чем, помогают технологии – в том числе тренажер, о котором мечтает Большунов

В здравом уме спортсмены сами не захотят играть с дозировкой этих препаратов. Здесь только один риск – если использовать тот же сальбутамол через небулайзер (специальный ингалятор), то можно случайно превысить дозу. Именно из-за этого в 2015-м получил дисквалификацию лыжник Мартин Йонсруд Сундбю.

Для использования более мощных противоастматических лекарств уже потребуется ТИ. Правда, получить его нелегко, даже если астма у спортсмена действительно диагностирована – нужно еще доказать, что требуются именно сильные препараты.

Еще раз – большинство противоастматических препаратов не запрещены и не требуют ТИ, при желании и по необходимости их точно так же могут использовать российские лыжники и биатлонисты.

Сейчас в сборной Норвегии по лыжам наверняка можно сказать только об одной спортсменке, которая получала ТИ – Хелене Марие Фоссесхольм с декабря-2014 по январь-2017 проходила лечение гормоном роста, так как очень медленно росла.

Астма на самом деле так часто встречается в спорте?

Да. Хотя здесь не стоит путать обычную астму (когда человек, например, реагирует на аллергены, или болезнь наследственная) и астму физической нагрузки (именно тот вид, от которого страдают спортсмены).

Исследование WADA показало, что такая астма очень часто проявляется из-за нагрузки на соревнованиях: у атлетов временно сужаются дыхательные пути, начинается недостаточность дыхания. Именно поэтому некоторые (в том числе – лыжники и велосипедисты) используют бета-2-агонисты перед стартом гонки – в качестве превентивных мер.

Несмотря на то, что подобным видом астмы страдают многие спортсмены, WADA все равно рекомендует не заниматься самолечением, а при первых же случаях бронхоспазмов идти к врачу.

Сильные противоастматические препараты назначают только тогда, когда обычные средства не помогают либо дают жесткие побочные эффекты. Но на основании одних только симптомов ТИ все равно не выдают – для этого нужно пройти обследование и ряд тестов.

Насколько распространено использование ТИ?

Не так широко, как многие думают. WADA проводило исследования, рассмотрев период в пять Олимпиад (Ванкувер-2010, Лондон-2012, Сочи-2014, Рио-2016 и Пхенчхан-2018), и пришло к следующим выводам:

• На этих Играх в общей сложности выступили 20 139 спортсменов, у 181 из которых были ТИ, что составляет 0,9% от общего числа.

• Эти спортсмены завоевали 21 медаль из 2062 всего.

• Чаще всего спортсмены использовали ТИ на противоастматические препараты (93 случая) и глюкокортикоиды (47). На ЭПО исключений не получал никто.

• В биатлоне на трех Олимпиадах (Ванкувер, Сочи, Пхенчхан) было 13 спортсменов с ТИ – у всех разрешения на препараты против астмы. Больше всего спортсменов в ТИ в лыжных гонках и двоеборье – 41 атлет (30 – с астмой). WADA посчитало, что причина в том, что в этих видах велико влияние холодного воздуха на легкие и бронхи – отсюда астма физической нагрузки.

И нет, далеко не все эти спортсмены с ТИ из-за астмы – норвежцы. На пяти Олимпиадах и во всех видах спорта у сборной Норвегии только 15 спортсменов с терапевтическими исключениями (всего 3% от общего числа норвежцев, выступавших на Играх). У России таких спортсменов 5.

Россия и правда меняла базу данных – стерли 121 файл с положительными пробами. После вопроса о манипуляциях наш эксперт рассмеялся в суде

• Нет явной связи между получением ТИ и шансами на подиум. Спортсмены с исключениями выигрывали медали чуть чаще, чем атлеты без, но разница настолько несущественная, что ей можно пренебречь.

На самом деле, факт существования ТИ не особенно влияет на современный спорт. Действительно сильные запрещенные препараты выдают крайне редко, контроль за процессом очень строгий.

Пора признать, что российские спортсмены могут проигрывать не только потому, что остальные обманывают.

Фото: Gettyimages.ru/Clive Rose, Matthias Hangst/Bongarts, Jonathan Ernst; РИА Новости/Александр Вильф, Алексей Витвицкий