Переболеть синегранаткой
Юрий Цыбанев прав: в темные времена хочется просто поговорить о футболе. А тут как раз коллега и тезка Рынкевич написал текст о том, как обыграть «Барселону».
Мне интересно, как будет выглядеть футбольный мир, переболевший нынешней «Барсой». Я слежу за европейским футболом без малого двадцать лет и не припомню столь продолжительного доминирования одного клуба над всеми прочими. «Галактикос» с Зиданом и Фигу побеждали равных, и в этом была прелесть, например, 2002 года или следующего за ним. Ребята Пепа Гвардиолы деклассируют соперников. Они играют на одном уровне третий сезон подряд, не переживая сколько-нибудь продолжительных спадов, и все ждут, кого же «Барселона» отметит как равного себе.
Оговорюсь для тех, кто, дочитав до конца второго абзаца, примется писать комментарий (такие всегда находятся): я смотрю на болезнь «Барсой», или синегранатку, оптимистично, смотрю, как на благо, как на агента трансформации футбола, и восхищаюсь «Барселоной», как может счастливо женатый мужчина восхищаться умной и красивой женщиной.
В «Барселоне» меня восхищает то, что я назвал бы культурой. Это не эстетика двух- или трехгодичного проекта, завязанного на конкретного тренера, задачу, группу игроков. Это именно «окультуривание» поколений мастеров. Рональдиньо стал великим именно в рамках барселонской культуры. То же самое касается и Лео Месси. Футбольная культура это принципы, методы, нормы, традиции, отличительные признаки, стиль, манера; это проект, разворачивающийся в бесконечность.
Мне кажется, что, переболев синегранаткой, футбольный мир придет к противостоянию футбольных культур. Точнее, суперкультур. Культур с потенциалом доминирования. Становление такой культуры невозможно без способности выбирать лучших исполнителей или удерживать их. Поэтому в обозримом будущем «Аякс» не станет суперкультурой. Или «Глазго Рейнджерс».
Недавно мы с коллегой обсуждали, как изменился футбол за последние десятилетия (он свидетель большего числа этих десятилетий). Не в плане тактики, скоростей, физики и проч. в общекультурном плане. Так вот, футбол стал структурно куда более мобильным. Постоянное перемещение и обмен людьми и идеями, постоянное разрушение старых конфигураций и созидание новых. Для складывания культур не лучшая среда. А синегранатка такую среду создаст.
Откуда появятся эти культуры?
Найдет себя как культуру, например, мюнхенская «Бавария». И какой-нибудь из итальянских клубов. Мне кажется, что переосмысление себя этими командами совпало с кризисом идентичности как немецкого, так и итальянского футбола. Немцы кризис уже преодолели. Итальянцы только-только вступили в этот период.
Культурами могут стать «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал». «Могут» не значит «станут». Сейчас это квазикультуры. Все признаки культур у них есть, но связано это с тем, что и «МЮ», и «Арсенал» долгоиграющие тренерские проекты. Все то, что в культуре делают надличностные структуры, здесь делают воля и работа конкретных людей. Испытание сменой тренеров ни тот, ни другой клуб не проходили.
Еще один вариант проекты, запущенные при участии Жозе Моуринью. Например, «Челси», в котором, на мой взгляд, видимость культуры поддерживается группой ключевых для проекта игроков (Чех, Терри, Лэмпард, Эссьен, Дрогба) и своего рода легендой о нереализованной цели (я имею в виду Лигу чемпионов). При этом «Челси» команда с почерком. Она стала такой.
Возможно, аналогом «Челси» станет нынешний «Реал». Моуринью сажает культуры. Но пока ни об одном саженце нельзя сказать: «О, смотрите, дерево!»
Соревнование суперкультур приведет к их трансформации и эволюции.
А пока суперкультура одна. Она берет свое. Не только в виде трофеев. Благодаря нынешней «Барсе» сотни, нет, тысячи людей должны были полюбить футбол.
Есть только одна проблема: не проводится граница между «суперкультурой» и «поп-культурой». И ведь вся фишка в том, что из сегодняшнего дня сделать это решительно невозможно. «Битлз» видится только на расстоянии. А массовость и глянцевый блеск сейчас легко принять за стиль, традиции и манеры. Кто знает, не развернули ли вы в бесконечность этакую «Бритни Спирс» от футбола?
Как только будет создана модель неубыточного существования Милана, Берлускони перестанет комментировать после каждого матча, каким числом нападающих должна играть его команда. Берлускони часто представляется идиотом, но он, прежде всего, очень хороший бизнесмен. Он первым заинтересован в том, чтобы замолкнуть и исчезнуть. Но он не замолкнет пока Милан остается феодальной конюшней с болельщиками, болезненно травмированными итальянским футбольным феодализмом 90-х. Ни в какой другой стране невозможно себе представить, чтобы 20 тысяч человек отказывались от сезонного абонемента из-за того, что руководство клуба продает золотого тельца (с огромной выгодой, кстати) и взамен не водружает нового - по той же цене. Как это было в истории с продажей Кака.
Нужно, чтобы поколение итальянских болельщиков развращенных, убитых «золотыми» 90-ми, полностью сменил новый, другой зритель. Тогда «Милан» встанет вровень с «Барсой».
Ну и не могу в тысячный раз произнести - Карфаген должен быть разрушен. Нынешний формат Лиги чемпионов максимально сдерживает развитие суперкультур. Плодородная, дружелюбная почва для Суперкультур - это надмирная, вненациональная Суперлиге, где должны быть только равные в своем могуществе. Где они должны состязаться постоянно, а не раз в год по воле жребия.
помню барсу десятилетней давности, конечно была по-слабее,
но тоже играла блестяще, лидировала в чемпионате,
вынесла челси 4:1 в лч, и уолдсокер выдает:
ван гал-единственный топтренер, который может не беспокоиться о своем контракте.
через месяц валенсия выбивает барсу из ЛЧ, барса проигрывает чемпионат,
и ван галю указывают на дверь.
трижды стучу по дереву: месси пока обходят травмы.
культура в барсе была всегда, а ЛЧ взяла первый раз только в 90-х
барса дерево такой же величины как и реал, сейчас цветет она,
а завтра
логичнее было подобрать другое слово и им оперировать.
проекты в вечность - это аякс 70-ых и интер 60-ых. все остальное в послевоенный период и до начала 21 века - вряд ли. оценить же последние несколько лет пока не представляется возможным; впрочем, это дискуссионные утверждения.
думаю, надо четко определиться: спортивные достижения, возникновение и наличие традиций, многолетние успехи дюсш и селекции - это не есть культура, это результаты конкретных видов деятельности, которые могут сформировать имя и образ, сплотить людей, занять значимое место в истории спорта или города, в повседневной жизни.
говоря о культуре, надо в первую очередь выделить какие-то символы или архетипы, затем прикинуть, каков элемент нового, творческого есть в том, что мы наблюдаем. 75% владения мячом, имхо, не символ: сводить культуру к чему-то численному - это можно, но вряд ли нужно; месси - это не есть культурный символ или архетип, это клубный символ и выдающийся футбольный мастер; подобного уровня игроки были, есть и будут (пусть редко).
даже юные любители спорта могут вспомнить несколько феноменальных серий или образцов игры: арсенал-04, сборная голландии марвейка-10, манчестер-99, лион в нулевые годы. разве корректно говорить о том, что в моменты окончания этих чудесных «локальных эр» единый общий взгляд участников этих коллективов или отдельных их звезд/руководителей был устремлен в вечность? вряд ли. многое уже забыто; что-то драматическое еще будет жить в памяти - но через 20-50-100 лет будет всплывать в статьях типа «знакомимся с историей футбола, часть 17» или «топ-10 драматических моментов вековой давности». это история, но не культура.
я не пристально наблюдаю за барсой; увиденного же мне не хватает для того, чтобы можно было сделать четкий вывод: «да, после барсы останется не только n трофеев, но и ...(что-то во-о-от такое)». возможно, кто-то из фанатов или внимательных зрителей что-то подобное видит и о чем-то подобном думает.
А потом был феноменальный проект ван Гаала в Аяксе, который сместил Милан с европейского трона. Они выиграли Лигу Чемпионов 94-95, не проиграв ни одного матча! И чемпионат Голландии, кстати, в том же году, не проиграв тоже ни разу. И в следующем сезоне до финала ЛЧ дошли.
Так что были, были великие непобедимые команды в Европе, и не так давно. Не надо об этом забывать. Не надо ослепляться Барселоной! :)
ПС: примечательно, что все три «доминантных» проекта европейского футбола последних 20-25 лет, а именно «Милан» (Сакки), «Аякс» (ван Гаал), и нынешняя «Барселона» (Райкаард/Гуардиола), основаны на идеях «тотального» футбола. Интересно, что будет дальше?
и про культуры не совсем.. культура барселоны сложилась не вчера, а много раньше.. так же, как реала.. мю.. интера, милана, ювентуса,ливерпуля, аякса, баварии.. чья-то сейчас в упадке, чья-то на подъеме.. и ничего особенного с «футбольным миром, переболевшим нынешней «Барсой»», уверяю, не произойдет.. проходил мир это.. и не раз.. как развивались футбольные школы каждая своим путем - так и будут.. никто не бросится все перестраивать под барсу.. есть и другие пути не менее успешные..
Вчера все рубились на блоге Рынкевича, сегодня дружно перейдут сюда и будут снова и снова обсуждать избитое и понятное для всех.
Барса хороша, у нее великолепная школа, которую сейчас можно считать лучшей в мире. Когда такой школой был Аякс, помните? Перечислять их можно долго, этих аяксидов, больше половины которых между прочим именно в Барсу и попадали в какой-то период своей карьеры. Так вот, Барса - это суперклуб на всех уровнях, сильна не только первая команда, но и будущее у нее есть. Что доказывает омоложение состава - в прошлом сезоне окончательно себя зарекомендовали Бускетс и Педро. Совсем недавно мальчики вынесли Рубин. Сам Гвардиола впитал каждой своей клеткой дух Барсы, ему легко там работать. И плюс ко всему потрясающая сыгранность команды. Ушел Ибра, пришел Вилья - и завертелось все с новой силой. Просто Ибра индивидуально круче чем «Гуахе», но не подходил стилю каталонцев. В общем, это СОСТОЯВШАЯСЯ КОМАНДА.
Пожалуй, на этом всё.
Не соглашусь с вот чем - что за превосходство в Европе ??? Не думаю. Для сравнения советую вспомнить «Реал» 50-60х годов. ПЯТЬ КУБКОВ ЧЕМПИОНОВ ПОДРЯД. Вот это превосходство!!!
И вообще в последнее время стало модно писать про красоту и совершенство Барселоны, вроде серьезные люди, а все равно переходите к каким-то «глористым» материалам, читать иногда трудно, это о футболе или это ОДА очередная???
Все видят истинно лицо Интера сейчас. Все познаеца во времени.))
Из нынешних суперклубов только Арс имеет в составе заметное количество взрощенных игроков, остальные и того меньше. Но этот Арсенал выращивает игроков на продажу, тот Аякс попросту разбежался, а из этой Барсы, страшно подумать, никто никуда не собирается уходить!
Насколько мне нравилась Барса Раайкарда, настолько не нравится Барса Гвардиаолы. Этот футбол он бездуховен. Механизирован. Это красота возведенная в абсолют до тошноты. Там не осталось ничего человеческого. Вот он джойстик от плей-стейшн на поле, кнопки которого нажимают сами игроки. И в этом нет никакой красоты. В этом есть прямолинейность от отбойного молотка с острием похожим на произведение искусства. Торжество технологии за ширмой культуры. Это тот самый фокус, на который мы все повелись и восторгаемся тем, что нынешняя Барселона идеал. Третий сезон восторгаемся.
Статья небезынтересная, но мне эти рассуждения не близки.
И не согласен что это и есть как здесь пишут «Суперкультура»
Я твердо убежден что нет в природе футбола «Суперкультура»
В футболе всегда найдется вершина куда можно стремиться (невозможно попасть), и поверьте Барсе очень далеко до этой вершины, но намного ближе чем остальным .....
Статья очень хорошая. То, что мы наблюдаем сегодня в «Барсе» - это именно феномен суперкультуры. Но только это не какой-то новый феномен, это, наоборот, восстановление на новом уровне старого. Что более всего поражает - «Барса» давно уже могла бы начать бешено скупать «суперзвезд», но вместо этого там играют стабильно 8-9 человек из собственной молодежной структуры. В этом отличие с «МЮ» и «Арсеналом», которые и впрямь сейчас - тренерские (а не клубные) культуры.
Но в истории бывали подобные феномены. Прежде всего, «Аякс» эры Кройффа и Ко. «Барселону» вообще нельзя воспринимать иначе, как в неоголландском (команда Гвардиолы играет в абсолютно неиспанский футбол, зато он как две капли воды похож на футбол эры Кройффа-тренера) контексте. Потом, «Бавария» с Беккенбауэром - это другая история. Конечно же, «Ливерпуль» эры Пейсли и Шенкли - кто бы ни тренировал, ничего с «Ливером» не делалось, а доконал его только кризис «Эйзеля» и британские футбольные выродки-хулиганье.
NB. «Барса» именно что доминирует на европейском уровне. Тем, кто хочет от нее 5 кубков чемпионов подряд: «Реал» их выигрывал в годы, когда в Кубке играли только чемпионы. То же и «Аякс»; одно дело, скажем, играть, когда в Кубке только «Бавария» и «Ливерпуль», другое - когда (по современной системе) с ними там были бы и «Боруссия Менхенгладбах», «Кельн», «Лидс» и «Тоттенхэм». Шансов на победу было бы куда меньше. И, наоборот, если бы сейчас играли по старой схеме, «Барса» и выиграла бы три-четыре кубка чемпионов подряд.
За последние двадцать лет не бывало такого, чтобы основа успешного клуба равным образом успешно выступала и на чемпионатах Европы и мира. Франция-98 и 2000 - сборная солянка. Бразилия-2002 - также. Италия-2006 - то же самое. Голландия на базе игроков феноменального «Аякса» ничего не выиграла. То же самое и «миланистская» Италия-94. Не говоря уже об игроках «Ман Юнайтед».
Я не болельщик «Барсы». Просто поразительно, что в эпоху, когда сильные клубы - типа «Арсенал», «Интер», да и «Челси» с «Манчестером» - это абсолютно коммерчески составленные «сборные мира», блестящих результатов в «Барселоне» и сборной добивается состав, укомплектованный собственными воспитанниками. Это и есть «суперкультура», если я правильно понял автора.
Барсахэйтерам не беспокоить! )))
PS. «Интер» при Моуринью действительно играл в образцовый футбол, но культуры там не было - просто собранные из разных мест сильные игроки, которые у сильного тренера заиграли. А у другого тренера вот не играют!..
«Футбольная культура – это принципы, методы, нормы, традиции, отличительные признаки, стиль, манера» это слишком общая фраза нужны конкретные примеры хотя бы на Барсе каждого пункта.Отличительные признаки есть почти у кажого чемпионата а следовательно клубов которые в нем играют.Традиции есть у всех.А что за методы?нормы?
Интер
Чемпион Италии - 3 раза (2008, 2009, 2010)
Лига Чемпионов - 1 раз (2010)
Манчестер Юнайтед
Чемпион Англии - 2 раза (2008, 2009)
Лига Чемпионов - 1 раз (2008)
Барселона
Чемпион Испании - 2 раза (2009, 2010)
Лига Чемпионов - 1 раз (2009)
Реал
Чемпион Испании - 1 раз (2008)
Лига Чемпионов - 0 раз
Челси
Чемпион Англии - 1 раз (2010)
Лига Чемпионов - 0 раз
Хотелось бы услышать Ваше мнение по поводу «культур» в нашей родной РФПЛ. Вроде бы набираем обороты. Традиции традициями, но сможем ли мы через пару лет говорить и о культурной значимости Зенита, ЦСКА, Спартака и пр.
Спасибо!
откуда автор это взял?
в этом годе в полуфинале уступили интеру (хотя и в отчаянной борьбе), в прошлом еле-еле прошли челси. и даже в финале фаворитами не считались, хотя все же ими являлись по сути.
имхо, во многом сия статья написана под впечатлением от прошедшего КМ, где испания в виде «барсы плюс минус 2-3 других игрока» прошлась катком по соперникам.
барселона со стоичковым, бегиристайном, куманом под руководством кройфа имхо была не слабее. а по разнообразию - даже лучше нынешней.
хотя, это конечно, как ригель с фомальгаутом сравнивать, крутясь рядом с маленьким солнышком :)