3 мин.

Переболеть синегранаткой

Юрий Цыбанев прав: в темные времена хочется просто поговорить о футболе. А тут как раз коллега и тезка Рынкевич написал текст о том, как обыграть «Барселону».

Мне интересно, как будет выглядеть футбольный мир, переболевший нынешней «Барсой». Я слежу за европейским футболом без малого двадцать лет и не припомню столь продолжительного доминирования одного клуба над всеми прочими. «Галактикос» с Зиданом и Фигу побеждали равных, и в этом была прелесть, например, 2002 года или следующего за ним. Ребята Пепа Гвардиолы деклассируют соперников. Они играют на одном уровне третий сезон подряд, не переживая сколько-нибудь продолжительных спадов, и все ждут, кого же «Барселона» отметит как равного себе.

Оговорюсь для тех, кто, дочитав до конца второго абзаца, примется писать комментарий (такие всегда находятся): я смотрю на болезнь «Барсой», или синегранатку, оптимистично, смотрю, как на благо, как на агента трансформации футбола, и восхищаюсь «Барселоной», как может счастливо женатый мужчина восхищаться умной и красивой женщиной.

В «Барселоне» меня восхищает то, что я назвал бы культурой. Это не эстетика двух- или трехгодичного проекта, завязанного на конкретного тренера, задачу, группу игроков. Это именно «окультуривание» поколений мастеров. Рональдиньо стал великим именно в рамках барселонской культуры. То же самое касается и Лео Месси. Футбольная культура – это принципы, методы, нормы, традиции, отличительные признаки, стиль, манера; это проект, разворачивающийся в бесконечность.

Мне кажется, что, переболев синегранаткой, футбольный мир придет к противостоянию футбольных культур. Точнее, суперкультур. Культур с потенциалом доминирования. Становление такой культуры невозможно без способности выбирать лучших исполнителей – или удерживать их. Поэтому в обозримом будущем «Аякс» не станет суперкультурой. Или «Глазго Рейнджерс».

Недавно мы с коллегой обсуждали, как изменился футбол за последние десятилетия (он – свидетель большего числа этих десятилетий). Не в плане тактики, скоростей, физики и проч. – в общекультурном плане. Так вот, футбол стал структурно куда более мобильным. Постоянное перемещение и обмен людьми и идеями, постоянное разрушение старых конфигураций и созидание новых. Для складывания культур – не лучшая среда. А синегранатка такую среду создаст.

Откуда появятся эти культуры?

Найдет себя как культуру, например, мюнхенская «Бавария». И какой-нибудь из итальянских клубов. Мне кажется, что переосмысление себя этими командами совпало с кризисом идентичности как немецкого, так и итальянского футбола. Немцы кризис уже преодолели. Итальянцы только-только вступили в этот период.

Культурами могут стать «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал». «Могут» – не значит «станут». Сейчас это квазикультуры. Все признаки культур у них есть, но связано это с тем, что и «МЮ», и «Арсенал» – долгоиграющие тренерские проекты. Все то, что в культуре делают надличностные структуры, здесь делают воля и работа конкретных людей. Испытание сменой тренеров ни тот, ни другой клуб не проходили.

Еще один вариант – проекты, запущенные при участии Жозе Моуринью. Например, «Челси», в котором, на мой взгляд, видимость культуры поддерживается группой ключевых для проекта игроков (Чех, Терри, Лэмпард, Эссьен, Дрогба) и своего рода легендой о нереализованной цели (я имею в виду Лигу чемпионов). При этом «Челси» – команда с почерком. Она стала такой.

Возможно, аналогом «Челси» станет нынешний «Реал». Моуринью сажает культуры. Но пока ни об одном саженце нельзя сказать: «О, смотрите, дерево!»

Соревнование суперкультур приведет к их трансформации и эволюции.

А пока суперкультура одна. Она берет свое. Не только в виде трофеев. Благодаря нынешней «Барсе» сотни, нет, тысячи людей должны были полюбить футбол.