11 мин.

Деньги и реклама, взгляд со стороны...

Money, money, money,

Must be funny…

Сегодня поговорим немного о деньгах и рекламе. Конечно, речь о глубоком анализе не идет, это достаточно поверхностный взгляд, но некоторыми мыслями хочу поделиться с вами. Данный пост это авторская точка зрения на происходящие процессы.

Доходы хоккейных клубов формируются из трех основных частей: продажа билетов, продажа прав на телетрансляции и различного рода коммерческие поступления. В идеале доходы клуба должны делиться примерно поровну между этими тремя направлениями. Клубы со столь гармонично развитой доходной составляющей способны более стабильно развиваться, не так сильно завися от внешних факторов. В Северной Америке факторы распределяются следующим образом: продажа билетов 50%, деньги от телетрансляций 20%, оставшиеся 30% приходятся на различного рода спонсорские соглашения и продажу атрибутики. В нашей стране аналогичные цифры равняются примерно 10-15% от продажи билетов, 0% от продажи прав на телетрансляции и 85-90% – это безвозмездные вложения владельцев команд. Европа занимает промежуточное положение между НХЛ и КХЛ, основное отличие состоит в том, что большую долю коммерческих поступления составляют рекламные контракты.

КХЛ сейчас находится на некотором распутье, о чем говорят противоречивые действия лиги и клубов. Механизм работы еще не отлажен и основная дорога не выбрана. Лига мечется из стороны в сторону, то позиционируя себя как бизнес проект, то как социальным проект, проводит редрафты и вводит потолок зарплат и одновременно с этим не карает за нарушения данного потолка. И так во всем, требуя от клубов одни хоккейные арены, но спокойно разрешает играть на других…

На мой взгляд, существует три возможных пути развития: ВХА, НХЛ, и европейский.

ВХА

Многие уже сравнивали КХЛ с канувшей в лету ВХА, особенно это сравнение любят по ту сторону океана. Да определенная схожесть есть. В первую очередь лиги пользуются схожим оружием – завышенными контрактами. Но поверьте, КХЛ не тянет на это сравнение.

Всемирная хоккейная ассоциация уводила из НХЛ реальных звезд в соку и самых талантливых юниоров, которые выбирая между ВХА и НХЛ, нередко предпочтение отдавали первому варианту. В ВХА успели поиграть: Гретцки, Халл, Мессье, Чиверс, Горди Хоу, Гартнер, Трамбле, появились там и лучшие европейцы того времени: Нильсон, Недомански, Хедберг… У КХЛ же не то, что не выходить переманить игроков НХЛовского уровня (я могу с уверенностью назвать лишь одного игрока, который сейчас будет востребован в НХЛ, это Радулов), но и собственные воспитанники бегут при первой же возможности, (чего например не происходит в Финляндии и Швеции, конечно, оттуда тоже идет определенный отток, но нельзя сказать, что прямо молодежь бежит, к примеру, вся молодежная сборная Швеции на последнем ЧМ, была представлена хоккеистами, выступающими непосредственно в Швеции).

ВХА являлась прямым конкурентом НХЛ и имела (если так можно выразиться) общий рынок сбыта, в то время как КХЛ если и можно назвать конкурентом НХЛ, то только косвенным.

Несмотря на обозначенные различия (которых конечно гораздо больше), на данный момент КХЛ из всех трех вариантов ближе всего как раз к ВХА, именно из-за схожей контрактной политики, да и крах команды ВХА событие было рядовое.

ВХА так и не смогла стать сильной организацией и ушла в небытие. Данный путь, как показала история – путь в никуда.

По оценке финансистов, за семь лет клубы лиги потеряли в сумме 50 миллионов $, выплатив хоккеистам в сумме 120 миллионов $ – огромные деньги по тем временам. При этом нельзя не сказать о положительных моментах, ВХА подняла интерес к хоккею в США, особенно в южных регионах, чем позже воспользовалась при своем расширении НХЛ. ВХА открыла дорогу в СА европейцам (правда, не все относятся однозначно к данному событию). Еще больше ВХА должны быть благодарны сами игроки, так как клубы НХЛ были вынуждены пойти на повышение контрактов. (Одно время я собирался показать формы команд ВХА, но это уже сделал задолго до меня, Слава Маламуд, за что ему огромное спасибо. А вот ссылка, обратите внимание, что формы не имеют рекламы).

(Кубок АВКО – самый ценный трофей почившей в небытие ВХА, название имеет в честь компании АВКО)

НХЛ

НХЛовским путем развития мы пойти не можем при всем желании, и даже пытаться не стоит, по крайней мере в ближайшие время точно, потому как в нашей стране невозможно продать права на трансляцию матчей КХЛ за схожую сумму (нет покупателя которому это было бы нужно за такие деньги), как невозможно заполнить 18 тыс. арену людьми, купившими билеты за сотню другую мертвых президентов (во-первых арен таких нет, во-вторых, и это более существенно, нет нужного количества людей, готовых заполнить дворец за такие деньги).

Конечно, у НХЛ есть чему поучиться: на форме команд НХЛ нет никакой рекламы, да и на льду ее абсолютный минимум, светлые арены и белый лед, множество камер, интересные абонементные программы – все для болельщиков и ТВ, что вполне логично, ведь лига зарабатывает именно на них, но реализовать такой проект сейчас у нас просто нереально, все это оттачивалось и притиралось долгие годы. Сейчас гораздо важнее выжить и окрепнуть, постараться по максимум научится зарабатывать самим, а не брать из губернаторских карманов и пытаться из себя строить конкурента НХЛ – рановато. Для выполнения это задачи лучше всего подходит следующий вариант.

Европейский вариант

Как я уже сказал выше, одним из основных источников дохода в Европе является реклама. Форма и арены европейских команд переполнены рекламой, конечно, выглядит это ужасно. Но, если бы наши клубы пошли по европейскому пути, и реклама действительно позволяла командам существовать без дотаций от комбинатов и областных бюджетов, то пусть хоть вся поверхность формы и льда будет покрыта мегафонами, согазами и прочими шевроле, я буду с удовольствием ходить на матчи «газпром-лиги» в новенькую яркую «лукойл-арену» и молчать в тряпочку. Между прочим, форма некоторых команд КХЛ и лед на аренах по количеству рекламы уже находиться примерно на одном уровне с Элитсерией, до чешской Экстралиги, конечно, еще далеко, но судя по направлению движения, все идет к этому.

(Лед на аренах: НХЛ, Элитсерии, Экстралиги и КХЛ)

(Пример формы команд: НХЛ, Элитсерии, Экстралиги и КХЛ)

Однако если для клубов из Европы это жизненно важные деньги, то клубы КХЛ по большей части просто портят свою форму, например я сомневаюсь, что рекламный контракт между «Магниткой» и чешской строительной фирмой «PSG» покрывает, хотя бы половину зарплаты Сергея Федорова, а отличную рибоковскую форму уродует достаточно сильно.

Билеты в Европе стоят немногим дороже чем у нас, например: что бы посетить матч «ТПС» придется потратить от 15 до 30 евро (от 600 р. до 1200 р. конечно не дешево, но это не астрономические суммы как в НХЛ, да и покупая абонементы можно сэкономить почти 50%, диапазоны цен пересекаются с КХЛовскими, и сравним, например, с билетами на «Зенит», который успешно собирает 20 тыс.), за матч «Юргордена» нужно отдать от 100 до 350 шведских крон (от 450 р. до 1575 р., ситуация схожа с финской), матч «Пардубице» обойдется от 95 до 300 чешских крон (от 160 р. до 500 р., прям как у нас). Условия же на европейских аренах никак не хуже наших, для европейских команд деньги от продажи билетов также имеют немалое значение, в то время, как большинству КХЛовских команд болельщики малоинтересны, тоже можно сказать и про тв-трансляций.

Конечно, не стоит забывать, что и уровень зарплат в этих странах куда выше, чем в России, но города где базируются команды КХЛ в большинстве своем гораздо крупнее, европейских. Сейчас КХЛ на билетах и рекламе долго не протянет и вот почему, затраты у нас не сравнимые. Как известно основные расходы хоккейных клубов идут на зарплату игроков. Предлагаю вам ознакомиться со следующей информацией:

Бюджеты зарплат игроков клубов СМ-Лиги на текущий сезон (Суммы приведены в €):

3 000 000 – Kärpät

2 650 000 – Jokerit

2 500 000 – Lukko

2 450 000 – HIFK

2 200 000 – Blues

2 000 000 – JYP

1 900 000 – HPK

1 750 000 – Tappara

1 734 000 – KalPa

1 700 000 – Ilves

1 650 000 – Pelicans

1 550 000 – Ässät

1 510 000 – TPS

1 070 000 – SaiPa

Каково? Когда у нас нижняя граница в 5 млн. € (200 млн. рублей) Условный «Автомобилист» был бы в Финляндии олигархом, при этом есть большие сомнения, что клуб из Екатеринбурга сильнее, например «Таппары» или «Йокерита». А тот же «Кярпят» не многим уступал на КЕЧ «Авангарду» и «Динамо».

Условный Морозов в КХЛ зарабатывает больше чем все игроки двух средних команд вместе взятых! Лучшие команды Элитсерии тратят на зарплаты примерно около 4 млн. единой европейской волюты. В то время как в КХЛ официальный потолок в 17,5 млн. € (700 млн. рублей) да еще и одна звезда выносится за скобки платежки и это только официально, но есть подозрения, что многие команды и эту цифру превышают, причем весьма существенно.

Как видно зарплата игроков в КХЛ выше зарплат в Европе примерно раз в пять, да конечно и уровень игры выше тоже, только точно не в пять раз, дай бог раза в полтора, но увидеть это сможет только любитель хоккея. А уровень зрелища как такового в Европе точно не хуже и для простого обывателя особой разницы не будет матч КХЛ или допусти СМ-Лиги, может даже СМ-лига произведет более приятное впечатление, за счет меньших площадок, на которых игра выглядит чуть более скоростной.

Другими словами, что бы выбрать этот путь нужно научиться тратить адекватные суммы. Но этот вариант реален и есть одна команда в КХЛ, которая пытается и не без успеха следовать этой дорогой, речь конечно о «Динамо Рига». Причем не факт, что сокращение расходов оттолкнет от нас качественных легионеров. Ведь лучший игрок чешского чемпионата обошелся Аве примерно в 500 тыс. €, и почему-то кажется, что БАФ не особо торговался, наверняка, можно и дешевле, а играет вполне себе прилично. Самое парадоксальное то, что во многих клубах олигархах игрок третьего звена получает больше Романа, особенно это касается аборигенов (спасибо лимиту, будь он не ладен!), причем больше так раза в два и не известно за что.

Во время локаута океан пересекли 388 НХЛовцев, в клубах Суперлиги выступало 78 игроков, в клубах Элитсерии 75. Посмотрите на игроков, которые играли в это время в Элитсерии, не считая самих шведов, лигу посетили: Йокинен, Хара, Хоркофф, Моррисон, Кнубл, Клири, братья Хоссы, Джастин Вильямс, Бойл, Сурей, Турко, Кипрусофф, Теодор, Фернандес, Филипс, МакКейб, Франтишек Каберле, Марк-Андре Бержерон… и за куда меньшие деньги, чем могли получить в Суперлиге.

Если в КХЛ будет уровень зарплат игроков сопоставим, например, с Элитсерий, то навряд ли мы потеряем много достойных хоккеистов, шведам и сейчас по силам переманивать заметных европейцев из той же Финляндии, нашим ветеранам, вроде Козлова или Федорова, все равно девается особо некуда, ведь едут по большой части, те кто не смог подписать контракты в НХЛ, то есть они в любом случаи поедут в Европу. При этом, даже предлагая равную зарплату по сравнению с теме же шведами, у нас есть неслабое преимущество в виде 13% налога, чистыми игроки в России получают раза в полтора больше (кому интересно тут сравниваются шведские и российские налоги).

Не очень понятно, зачем наши клубы любят так переплачивать, зачем Мареку Сватошу предлагать 1 млн. чистыми, если он нигде сейчас не сможет работу найти и на 500 тыс.? в СА столько платить ему никто не захочет, в Европе никто не сможет. И даже если нас покинут некоторые дорогостоящие игроки, неужели мы так много потеряем, неужели после этого уровень хоккея упадет в разы? Зато больше возможности получит молодежь, посмотрите на средний возраст команд из Европы (Чехию выносим за скобки, там явный кризис кадров) и сравните с КХЛ. И как итог многие клубы Элитсерии имеют малую, но прибыль, это о чем мечтает руководство КХЛ, может нужно перенять опыт у Скандинавов?

В дополнение несколько фото:

(Арена клуба «ХВ71»)

(Матчи «Юргордена» – правда красота, вы подобное в КХЛ видели?)

P.S. Уважаемые читатели, незабываем: подписываться на блог и оставлять свои комментарии. Помните о кнопке «плюс» и «минус», ваш голос очень важен.