11 мин.

«Матч», часть. 8 вещей, которые мы узнали за год работы главного спортивного канала

С днем рождения, любимое телевидение.

«Матч ТВ» – год. На эту тему 1 ноября канал устроил целый эфир имени себя, куда позвал спортсменов, которые должны были их хвалить. Даже интересно, кто же все 4,5 часа смотрел, как атлеты и сотрудники «Матча» усиленно говорят, как многого они добились за эти 12 месяцев. Это был один большой пресс-релиз, на который зачем-то потратили почти пять часов федерального эфира. А кто читает пресс-релизы? Узкая группа журналистов, но точно не 1,3% всех телезрителей страны, которые регулярно смотрят «Матч ТВ» (если верить среднесуточной доле канала).

Давайте посмотрим предметно, что же вышло через год на шестой кнопке с логотипом «Матч». Важно уточнить, что я говорю хорошее или плохое только про ТВ (ну, практически) и про то, на что могут повлиять боссы. «На меня рушится некоторое недовольство, в той или иной степени связанное с профессиональным спортом, – справедливо заметила Тина Канделаки в интервью радио «КП». – За этот год я уже привыкла к тому, что во многих проблемах спортивной индустрии в России виновата я».

Я не фанат и не хейтер Канделаки и Натальи Билан, но мне глубоко противно, что большая часть критики – да, мы так громко называем срачи в соцсетях и комменты Sports.ru – направлена на то, на что один телевизионный менеджер никак не может и не должен повлиять. То есть на поле стадиона в Самаре, на спортсменов с тремя классами образования, на тренера Петракова, который за 90 минут использует до миллиона матерных междометий. Это не работа Канделаки и Билан. Если они (в широком смысле они) как-то делают русский спорт лучше, то это лишь косметический ремонт, но никак не капитальный. Такие апдейты точно делаются не за 365 дней.

Итак, ниже – 8 моментов, которые мы поняли (или должны понять) за год жизни нового русского спортивного телевидения.

Спортивное телевидение стало приятно смотреть

Студия Матч ТВ

Все 25 лет новой России передачи о спорте выглядели как что-то маргинальное – некрасивая картинка, неприятные мужчины, ужасный язык, понятный только фрикам и гикам. Огромный плюс «Матчу», что он сделал большую студию, поставил туда операторские краны, с которыми все выглядит эффектнее, и не пускает в кадр людей с пересвеченными лицами. Если раньше Михаил Мельников с бородой полярника и в вечном свитере легко мог вести какой-нибудь ночной обзор Лиги чемпионов на НТВ, то сейчас в эфире – костюмы-тройки и указание магазинов одежды как спонсоров «Все на матч».

Программы не стали такими же рейтинговыми, как трансляции

«Проблема в том, что на наших каналах нет спортивного сторителлинга, – объясняла Тина Канделаки в интервью РБК за три дня до старта канала. – А самое интересное, что связано со спортом, – это жизнь не только в момент победы или поражения, а все, что происходит до трансляции и после трансляции. […] Наша задача – приучить зрителя интересоваться спортом не только в момент трансляции матчей. Но она требует времени».

Пока ясно, что 12 месяцев каналу недостаточно. «Матч ТВ» не сделал из новостей Sky Sports News, а из «Все на Матч» – русский SportsCenter. В первую очередь, это отражают рейтинги. Россия по-прежнему смотрит исключительно трансляции, остальные программы не становятся событием и не оставляют людей у экранов вне больших матчей. Вот простой пример: график рейтингов и долей «Матча» 30 апреля 2016 года.

Рейтинги

Скромное ковыряние в районе статистической погрешности, а потом бац – скачок больше чем в три раза: фанаты пришли посмотреть «Локомотив» – «Спартак». Футбол прошел, часть зрителей осталась на хоккее, а затем снова цифры упали на уровень 0,2%.

Я не подгоняю задачу под ответ, без крупного события поблизости программы «Матча» не собирают приличных рейтингов, зайдите на сайт TNS Russia и найдите там какой-нибудь студийный эфир в бесфутбольном пространстве. Не могут быть все новости и все передачи быть одинаково плохими – для качественного рывка изменения просто необходимы.

В кадре появились не только комментаторы, но и полноценные эксперты

На постоянные вопросы, где же русские линекеры, гэриневиллы и оливерыканы боссы «НТВ-Плюс Спорт» во времена правления Анны Дмитриевой и Дмитрия Чуковского отвечали приблизительно одно и то же: «Не уродились». Из флэш-интервью футболистов РФПЛ это, в принципе, понимали все. При этом в эфир КХЛ-ТВ запускали только-только завершивших хоккеистов, которые сразу были прирожденными телеэкспертами, а Сергей Гимаев уже лет 10 готов для трехчасового формата «Прямая линия с Сергеем Гимаевым». Почему в хоккее густо, а в футболе пусто?

За этот год футбольные трансляции «Матч ТВ» стали обвязывать не только разговоры двух комментаторов в студии, но и эксперты из бывших футболистов. Смотреть такие эфиры стало чуточку интереснее и выглядят они, ммм, солиднее, даже несмотря на то, что Дмитрий Булыкин говорит о футболе в 40 раз скучнее Александра Шмурнова, хотя забил в Премьер-лиге на 40 мячей больше. По-хорошему Булыкина, Сенникова, Пименова и других мужчин из эфира «Матча», поигравших на серьезном уровне, следует запереть за три дня в одной комнате с парнями из «Англия, Англия».

Пока уровень банальности там велик, но без этих попыток не было бы блестящего Валерия Карпина, уверенного Андрея Талалаева, раскованного Владислава Радимова, а Евгений Савин не получил бы премию GQ и не стал бы Пелагеей русского спортивного ТВ. В этом отличие и преимущество «Матча» над «Плюсом» – когда старики попробовали, проиграли и бросили, новички пришли, проиграли и не сдаются до сих пор. Дорогу осилит идущий, аплодирую «Матч ТВ» за это упорство.

Обзор тура РФПЛ действительно смотрят

Черданцев

Я лично был скептиком того, что в 2016 году на федеральном канале кому-то нужна программа обо всех матчах российской Премьер-лиги. Я ошибался. «После футбола с Георгием Черданцевым» красиво упакована, хотя внутри там по-прежнему какая-то белиберда и банальщина. Но итоговая передача об РФПЛ собирает отличные рейтинги. Не в последнюю очередь из-за грамотного выбора эфирного времени (сразу после последнего матча в воскресенье – аудиторию привязывают к телевизору, она не успевает никуда уйти), но сам факт – «После футбола» стабильно попадает в топ-10 рейтинговых программ канала.

Наверное, это единственная передача «Матча», которая показывает приличные цифры. Сильно сомневаюсь, что шоу Черданцева достигало бы уровня хотя бы средней доли канала, передвинь его по сетке, скажем, в прайм-тайм понедельника, но это тоже заслуга программных директоров и менеджеров – выбрать эфирное время так, чтобы встретиться со зрителем на его территории.

«Матч» подарил нам самую незабываемую формулировку при расставании

«Мы благодарим Владимира за сотрудничество и желаем ему удачи в дальнейшей карьере. Руководство «Матч ТВ» приложило все усилия, чтобы Владимир Стогниенко остался на телеканале. К сожалению, Владимир принял другое решение по причинам, которые невозможно объяснить широкой аудитории. Мы бы не хотели давать пищу пересудам, сплетням и домыслам».

Кто родил эту гениальную фразу, боссы «Матча» так официально и не объявили. Ее можно использовать везде – от расставания с девушкой до вежливого отказа брать бананы в «Пятерочке». Мне кажется, Боб Дилан поделился бы частью Нобелевской премии с этим человеком. «Матч ТВ», назовите же имя этого героя широкой аудитории!

Принцип монополиста не работает

«Есть поручение президента, по которому «Матч ТВ» является единым окном для закупки международных спортивных телевизионных прав. Эта модель доказала свою эффективность при закупке прав на Олимпийские игры», – Дмитрий Чернышенко, безусловно, отличный наместник Владимира Путина в хоккее и телевидении, но решение первого лица о монополии в правах на спортивные трансляции не выглядит хорошей идеей. И кому-то нужно было об этом Путину сказать.

Это значит, что весь спорт сосредоточен только на одном канале. То есть возникла та же ситуация, что с просветительным вещанием. Большие теленачальники отказываются от программ про Мандельштама, Прокофьева и Айвазовского под предлогом, что про это уже есть отдельная частота – «Культура».

Такая же логика и со спортивными трансляциями. Зачем покупать плохо лежащие футбольные матчи, если это все равно покажет «Матч ТВ». Если раньше возникали дыры в бюджете «Плюса», и зрители рассчитывали на ВГТРК (а еще раньше – на 7ТВ, «Рен-ТВ» и ТВЦ), то к концу 2015-го «Матч» окончательно взял на себя ответственность за показ ВСЕГО спорта на русском телевидении. Это потом стало ясно, что Eurosport наращивает мощь, но к декабрю все выглядело так, будто движение будет исключительно односторонним.

Первый сбой произошел уже на старте канала, когда в России пропали трансляции Бундеслиги. Потом неожиданно появились и так же неожиданно исчезли матчи НФЛ. Сейчас «Матч ТВ» ковыряется с показом чемпионата Испании по футболу – готовьтесь искать класико в интернете, а не в телевизоре.

Телеканал про русский футбол – при смерти

Матч ТВ, Черчесов, Каррера, Трабукки

«Что касается платного потребления контента, это ни у кого в России пока не работает, – признал Чернышенко в интервью Ъ. – Мы хотим, чтобы заработало. Тут у нас тяжелая миссия, и момент истины настанет на спортивном проекте «Матч». Федеральный канал, обязательный для распространения, будет работать как витрина. […] Мы планируем самое интересное и вкусное показывать на доступном канале. При этом он может служить и ресурсом для продвижения платного контента».

Не очень понятно, как подобная тактика поможет каналу «Наш футбол». Федеральная кнопка откусывает у него 4-5 матчей тура и оставляет непотребное нечто, которое смотрят только в регионах. По состоянию на ноябрь 2016 года непонятно, кто в здравом уме заплатит за «Наш футбол» 220 рублей, если самые вкусные игры можно посмотреть в открытом эфире. Что же остается зрителям платного ТВ? Программа «Разогрев»? Матчи оренбургского «Оренбурга»?

Я бы понял, если бы на канале постоянно кипела жизнь, стартовали бы самые безумные программы и было бы что-то, за что «Наш футбол» можно смотреть в будние дни, когда на нем нет прямых трансляций. Но сейчас телеканал словно замерз и существует по инерции. Убейте уже этот «Наш футбол», отдайте частоту под мультиспортивный канал, назовите его «Матч! Спорт 2», а игры «Урала» да «Терека» распихайте по остальным спутниковым кнопкам.

И это не говоря уже о том, что массовый вынос привлекательных трансляций на «Матч ТВ» автоматически снижает и без того крошечный контракт РФПЛ с телевидением и лишает клубы заработка, который в Европе составляет серьезную часть доходов.

Денег за рекламу все меньше, но рекламы все больше

Да, спортивное телевидение невозможно запрограммировать на 100% – овертаймы и регламент отдельных видов превращают эфирные путевки какого-нибудь большого канала в хлам. Sports.ru часто идет за инфоповодами и генерирует хайп вокруг очередной задержки на какой-нибудь важную футбольную трансляцию. «Матч» сам обрек себя на это – невозможно уместить весь спорт, который есть у холдинга, на одной кнопке с учетом прописанных контрактов с FIA и нигде не зафиксированных, но от этого не менее обязательных для выполнения пожеланий Сергейборисыча и Дмитрьниколаича.

Понятно, что дело в рекламе. Ее цена значительно ниже, чем у главных китов рынка (во время Евро Первый и «Россия 1» продавали минуту эфира за 11 млн рублей, «Матч» – за 285,6 тысяч), поэтому лучше брать количеством. Но боссы сами признают эту специфику спортивного ТВ и никак с ней не борются. Конечно, у зрителя возникает ощущение, что менеджерам важнее бабки, а не удобство и качество показа. Грустно кивать на покойников, но ни у «РТР-Спорта», ни у «России 2» не было таких проблем с рекламными блоками. Они не были в полной мере стартапами, как называют «Матч» Канделаки и Чернышенко, но точно так же зависели от государственных денег.

Давайте включать рекламу в другие, тоже привлекательные, но куда более свободные слоты. Сокращать количество промо при переборе времени предыдущей трансляцией. Договариваться с рекламодателями. В какие-то дни можно притормозить футболистов «Спартака» и «Урала» в уютненькой подтрибуночке «Открытие-Арены», но условные «Ювентус» и «Наполи» никого ждать не будут.

***

На закуску еще 5 вопросов в воздух – ответы на них даже не так существенны, как само произнесение этих сентенций вслух.

Зачем вы, Наталья и Тина, постоянно обманываете публику, что не показываете фильмов неспортивной тематики? Покажите мне человека, который реально считает, что «Рокки-5» или «Путь дракона» с Брюсом Ли – это про спорт? Тогда куда мы отнесем «Трансформеров» – к ММА или киберспорту?

Кому нужен был гимн канала, написанный Бастой и Смоки Мо? Нет, серьезно, кто-то слышал его по радио? А кто-то помнит, что у «Матч ТВ» есть гимн от Басты?

Почему «Матч» постоянно притаскивает на стадионы и дворцы спорта ребят из шоу-бизнеса и насилует их вопросами в перерыве? Я попал на трансляцию «Химки» – «Локомотив-Кубань» и увидел, как певица Элина Чага (окей, я знаю, кто это, и даже напою две ее песни, а вы знаете?) мучительно тянет время, чтобы придумать какой-нибудь баскетбольный элемент, который ей нравится. От этого страдают артисты, комментаторы, корреспонденты и зрители. Не надо так больше, пожалуйста.

Для кого вы написали этот стоп-лист со всеми этими «наставниками» и «подопечными»? Чтобы Константин Генич еще месяц троллил вас постоянным упоминанием «Как с белых яблонь дым»? Те, на кого была направлена модернизация русского языка, все еще используют все эти «игры от ножа», «голы в раздевалку» и прочие пыльные конструкции.

Вы и правда делаете так много стыдного для пиара? Ругань Уткина с Канделаки, слова Канделаки о паралимпийцах, слова Губерниева про Дика Паунда, отстранение Кирилла Дементьева абсолютно ни за что, бои детей Кадырова в октагоне – наверное, русский ESPN строится немножко не так. Да, «Матч ТВ» таким образом постоянно залезает в топ «Яндекс.Новостей», но все эти ходы про что угодно, но не про телевидение.

«Матч ТВ»: год самого шумного канала страны

Television-Sport.com — главное место в русском интернете, где говорят о спортивном телевидении

Топовое фото: РИА Новости/Максим Блинов