10 мин.

Союз мяча и орала. Как легендарная «Дина» стала императорским клубом

Денис Романцов рассказывает о судьбе одной из самых титулованных команд в новейшей истории российского спорта.

Малая арена Лужников. Предельный ажиотаж – 12 тысяч болельщиков. Среди зрителей – сборная России по футболу в полном составе: Овчинников, Филимонов, Радимов, Онопко, Никифоров, Цвейба, все. Среди комментаторов – Сергей Белоголовцев. В таком антураже осенью 97-го «Дина» стала лучшей командой мира, обыграв бразильский «Интер» в Межконтинентальном Кубке – турнире, который инициировал основатель и президент «Дины» Сергей Козлов.

– Мы смоделировали Межконтинентальный Кубок в его нынешнем виде, а лично я – придумал название, – рассказывает Козлов. – До этого в Бразилии провели клубный Кубок мира, но самые сильные европейцы – испанцы, итальянцы, мы – туда не поехали, потому что в то же время у нас разыгрывался свой Кубок чемпионов. Мы стали лучшей командой Европы, обыграли на континенте всех, и получили спортивное право бросить вызов бразильцам, которые сами себя провозгласили лучшей командой мира. Добились согласия ФИФА, договорились провести три матча, чтоб без случайностей, и выиграли, а потом еще четыре года принимали Межконтинентальный кубок у себя. Именно тогда стало понятно, что мини-футбол в России – это серьезно. В наши клубы поехали бразильцы, родились новые команды, полились мощные инвестиции, в мини-футбол стали вкладываться «Газпром», «Норильский Никель».

Демиург «Дины» Сергей Козлов в юношестве занимался в школах «Динамо» и «Чертаново», служил в армии, работал слесарем, а в конце семидесятых пробивал за «Динамо» выезда.

– Я был одним из тех молодых людей, кто пытались организоваться в армию болельщиков. Ездили на поездах, на «собаках». Хулиганили по-своему. Некоторые из моих ровесников, с кем мы тогда колесили по Союзу, ездят за «Динамо» до сих пор. Все мои сыновья болеют за «Динамо». Старший, Роман, – главная движущая сила. Лет 6-7 назад пробил золотой выезд.

Козлов основал «Дину» в 91-м, то есть в тридцать лет, и вам наверняка не терпится узнать, как у вчерашнего слесаря и болельщика «Динамо» хватило на это средств.

– Мой отец – простой рабочий, поэтому после армии я и занимался тем, что умел делать руками – работал слесарем. Но мама посоветовала устроиться в банк. Это семейная традиция. Бабушка работала в банке до войны, мама шестьдесят лет отдала Госбанку. В двадцать три года я попробовал и к концу восьмидесятых стал заместителем управляющего банка. Появилась возможность помогать спортивной школе, в которой занимался, и любимому клубу. Я к тому моменту уже около десяти лет был знаком с Николаем Толстых и банк, в котором я работал в начале девяностых, стал акционером «Динамо», а «Динамо» – акционером банка. А еще мы вместе с Анатолием Воробьевым, который теперь генеральный секретарь РФС, создавали первый клуб болельщиков «Динамо».

В 1989 году директор чертановской школы попросил своего воспитанника Сергея Козлова профинансировать сборную Союза по мини-футболу – ФИФА как раз дала разнарядку развивать этой вид спорта. Сборную собрали по итогам первого чемпионата страны и отправили на турнир в Италию, а Козлов взял на себя расходы на перелет, проживание, питание и экипировку. Раз Козлов оказался внутри команды и имел приличное футбольное образование, ему удалось не только организовать первый выезд мини-футбольной сборной, но и сыграть за нее.

– Стелили искусственное покрытие прямо на главной площади города, возводили легкие трибуны, как сейчас на пляжном футболе, и играли. На сайте «Дины» написано, что я провел четыре матча за сборную, но я недавно нашел в архивах физкультурного диспансера отчет доктора сборной СССР Сигала – оказывается, шесть набралось.

В первом и последнем чемпионате СССР по мини-футболу схлестнулось 25 команд – в том числе из Эстонской, Латвийской, Украинской, Киргизской, Молдавской, Грузинской и всех прочих ССР, но после распада страны играть им стало особо не с кем и Сергей Козлов предложил лучшим игрокам чемпионата переехать в Москву. Другим источником пополнения стали ветераны большого футбола – Валерий Гладилин, Михаил Бирюков, Сергей Петренко.

– Трудно было уговаривать идти в новый вид спорта. Миша Бирюков, например, поиграл и решил вернуться в большой футбол. Олега Денисова в 1992 году где-то случайно присмотрели. Олег имел хорошее высшее образование. Стажировался в Америке. Должен был работать в отделении Сбербанка, а я стал уговаривать его играть в мини-футбол. Первые несколько лет ему было очень тяжело – закончил МГУ, зовут работать на перспективную должность, а он в мини-футбол играет. Многие игроки летом шли играть в большой футбол – Верижников, например, уезжал на летние месяцы в Финляндию. Но, когда мы выиграли Кубок Европейских чемпионов, стало ясно, что мини-футбол выходит на новый уровень. К тому же зарплаты у нас были хорошие – в начале девяностых в Москве можно было купить трехкомнатную квартиру за 5 тысяч долларов, а мои игроки получали около тысячи. К тому же мы активно работали с телевидением, наших игроков постоянно звали на какие-то прогораммы. В общем, пошел хороший спортивный маркетинг – о котором тогда никто и не слышал. Выстроили отношения с мэрией – Шанцев, Беляев, Толкачев и другие руководители города оказывали большую поддержку клубу. Правительство города дарило после побед квартиры – ордера Юрий Лужков вручал лично.

Кубок европейских чемпионов «Дина» брала трижды. Каждый из финалов Козлов помнит в деталях:

– Первый раз выиграли в Маспаломасе у местного клуба 6:5. Последние минуты были клоунадой – нам поставили 4 или 5 дабл-пенальти, но мы выстояли, выиграли в Испании у испанцев при отвратительном судействе. 1997 год. Огромная аудитория «Лужников», пропустили на последней секунде основного времени от итальянского БНЛ. Серия пенальти. Дошли без промахов до последних ударов – и только тогда они не забили, а мы попали. Через два года, снова в Москве, выиграли у «Лацио». Причем оба раза планировали так, чтоб финал состоялся 9 мая, так что давила двойная ответственность. На ту игру семь тысяч пришло.

Козлов признается, что никакой прибыли победы в европейских и мировых турнирах не приносили – «зато пополняли армию болельщиков». «Дина» играла в Кунцево, на улице Лавочкина, в Лужниках, в баскетбольном дворце ЦСКА и, когда в рамках чемпионата случались дерби со «Спартаком» или ЦСКА, на ее матчах собиралось по четыре тысячи человек. Близко к аншлагу.

– Мы многим известным людям были интересны. Приходили Михаил Шабров, Борис Клюев, Сергей Никоненко, Михаил Евдокимов, Юрий Шевчук, Лев Лещенко, кого только ни вспомнишь. Не только на трибунах болели, но и в раздевалку заглядывали. Посещали наши командные праздники. На десятилетие «Дины» сняли корабль и плавали по Москва-реке вместе с артистами. Делали какие-то совместные скетчи.

– В Москве тогда играло 5-6 команд, так что мы на какое-то время переехали в Чехов – Борис Громов отстроил там спортивный комплекс и пригласил нас. Сейчас ситуация со спортсооружениями в Москве не сильно изменилась. Изменилось только количество команд – мы остались единственной московской командой. Играем теперь в Троицке, где зал фактически сориентирован и построен под нас. А Троицк – это Новая Москва. Сейчас той аудитории, что была в девяностые у нас уже нет. Тогда интерес подогревали наши победы, но последний раз мы выиграли регулярный чемпионат в 2002-м – да и то потом проиграли в плей-офф. Обыграть нас в регулярке было трудно, вот клубы и придумали определять чемпиона в плей-офф – а там у нас до сих пор не получается.

Вышло так, что «Дина» заразила Россию мини-футболом, сделала его привлекательным для крупных компаний, но конкурировать с ними не смогла. Правление «Дины» в российской суперлиге на рубеже веков нарушил московский «Спартак» Евгения Ловчева – клуб, созданный двадцать лет назад начальником московской инкассации и звавшийся до 1999 года «Минкасом».

– Евгений Серафимович и сам в интервью говорит, что именно они развязали гонку зарплат. Получив такого спонсора, как «Уренгойгазпром», пригласили сильных бразильцев, «переманили» у нас Горина и Купецкова – ребят, на которых мы рассчитывали. Тех условий, что были в «Спартаке», и других клубах мы создавать уже не могли – и случился провал. Закончили Еременко с Денисовым, ушли Алекберов, Ткачук, Чугунов и несколько лет мы играли своими воспитанниками, которых поддерживали Верижников, Маркин, Самохин, Белый. Потом и они сошли. Сложный был период.

В девяностые «Дина» выиграла 23 трофея и кабинета Сергея Козлова хватает, только чтобы вместить самые важные из них. Между кубками белеет статуэтка Константина Еременко. Лучший мини-футболист XX века забил за «Дину» и сборную 1132 мяча, но в тридцать лет свернул карьеру из-за порока сердца и по просьбе Бориса Грызлова взялся за новорожденное мини-футбольное «Динамо» – клуб, который в итоге повторил и в чем-то превзошел достижения «Дины». Три с половиной года назад во время тренировки парламентской команды сердце Еременко не выдержало.

В середине нулевых мини-футбольную суперлигу сотряс скандал. Десяток основных сотрудников ее аппарата подали в отставку. На должность нового исполнительного директора Еременко, на ту пору президент не только «Динамо», но и суперлиги, предложил только одну кандидатуру – своей жены. Через несколько дней Евгений Ловчев опубликовал заявление, в котором рассказал, что Еременко нарушает регламент Суперлиги, подкупает судей, инициирует вызов в следственные органы своих бывших партнеров по «Дине» и организует преследование руководства «Спартака» прокуратурой.

Я спрашиваю у Козлова, не отразился ли тот скандал на интересе к мини-футболу в России, но в ответ слышу дипломатическое: «Любое упоминание в прессе идет на пользу». С куда большей охотой Козлов вспоминает Еременко-игрока.

– «Дина» родилась в августе 1991-го, но Еременко приехал позже. Костя и Олег Солодовник тогда играли за днепропетровский «Механизатор», но там получилась веселая история – избили администратора, их отчислили из команды и только тогда они приехали в «Дину». Кстати, Еременко – первый иностранец в истории «Дины». Он ведь уже был гражданином Украины, так что пришлось ему,  через Государственную Думу РФ делать российский паспорт.

Настоящие иностранцы возникли в «Дине» в начале нулевых. Козлов ориентировался на игроков с близким нам менталитетом, которые быстро выучат русский и привыкнут к местному климату – сначала на чешских братьев Марешей, что посвятили «Дине» шесть лет, затем на сербов – самого талантливого мини-футболиста Европы Перича и лучшего бомбардира Евро Райича. Когда «Дину» возглавил испанец Мигель Андрес, Козлов решился на эксперимент: впервые пригласил иностранцев с неславянской внешностью – испанцев и бразильцев. Через два года с Мигелем Андресом расстались, но бразилец Карлиньос и испанец бразильского происхождения Алемао остались – настолько они сдружились с местными и интегрировались в коллектив.

– Они помогали адаптироваться бразильцу Эскердинье, который приехал позже. Как выяснилось, ему очень интересна наша культура и он планирует надолго остаться в России. Интенсивно занимается с преподавателем русского.

Во многом благодаря одиннадцати голам Эскердиньи «Дина» идет сейчас в трех очках от лидера суперлиги, хотя еще недавно, во второй половине нулевых, редко оказывалась в пятерке. Финансовый кризис выкосил по ходу одного только сезона-08/09 аж пять клубов суперлиги, среди которых был и «Спартак» Ловчева, но «Дина» перетерпела смутные годы (хотя Козлов и признает, что причин бросить все хватало) и недавно позволила себе сенсационный трансфер одного из лучших русских мини-футболистов Дмитрия Прудникова, который уже забил дюжину мячей.

Самое удивительное произошло с клубом два года назад. В год двадцатилетия «Дины» Сергей Козлов обратился к Великой княгине Марии Владимировне с просьбой разрешить называть клуб Императорским.

– Государыня живет в Мадриде, ходит на матчи «Реала», который тоже на двадцатый год получил статус Королевского, учла наши заслуги перед российским спортом и одобрила мое прошение. Я познакомился с ней через моего близкого друга, который способствовал тому, чтобы Императорский дом появился в России. Мне очень интересно общаться с государыней. Дело в том, что по материнской линии у меня большая и славная ветвь рода Лыкошиных, которые служили Российскому престолу. Многие из них были известными людьми в Российской империи. Один из Лыкошиных занимался аграрной реформой и работал замом Столыпина. Были предки, которые сражались на Бородинском поле, в армии Суворова. Моя родная бабушка – столбовая дворянка, троюродная сестра мамы великого актера Кирилла Лаврова. У нас с ним в седьмом поколении один пращур. Незадолго до своей смерти Кирилл Юрьевич рассказал в интервью, что он тоже из рода Лыкошиных. Раньше мы много общались (он приезжал на игры «Дины»), но и не подозревали, что мы родственники.

Фото: РИА Новости/А. Федорец, Владимир Родионов, dina.ru.

Красные и Белый. Как коммунисты покоряют российский мини-футбол