Где вы, гладиаторы?
Просматривая накануне выступления Алексея Ягудина разных лет и одновременно мысленно представляя себе грядущий чемпионат Европы, я поймал себя на мысли, что ностальгия всё-таки вещь нужная. Чтобы там ни говорили про все мыслимые и немыслимые преимущества новой системы судейства, всё равно мы все сравниваем. А сравнивают обычно, как известно, с лучшим.
Алексей Ягудин, Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 2002 / Фото: Karen Gesell
Для меня, такой точкой отсчёта для современного одиночного катания мужчин является именно Алексей Ягудин. Вчера у меня не было прямой цели просматривать его выступления. Я читал одну статью, посвящённую известному скандалу в парном катании на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, и решил в очередной раз просмотреть некоторые спорные моменты. А сервис YouTube просто не мог не выдать в результатах поиска блистательного выступления Алексея на той Олимпиаде.
Просмотрев одну программу, захотелось посмотреть и другую. И так далее… “Зима”, “Человек в железной маске”, “ Гладиатор” просто не хотели отпускать от монитора. А ведь я сам себе обещал, что лягу спать пораньше. Тем более что утром надо было рано вставать. Но когда я закончил это своеобразное путешествие в прошлое, было уже далеко заполночь. Несмотря на это, утром я проснулся отдохнувшим и в прекрасном настроении. Не уверен, что чьё-либо катание на европейском первенстве может вызвать желание многократного просмотра, причём ещё и через несколько лет.
По-настоящему мужское катание постепенно превратилось во что-то либерально-безликое. Вроде бы есть фигуристы, но нет борцов, не видно сильных характеров, ярких и запоминающихся личностей. Нет тех, при одном появлении которых на льду, трибуны встают и зрители находятся в ожидании настоящего события.
Стиль Ягудина невозможно описать в одной статье, но то, что это был стиль высочайшей техники, музыкальности в сочетании с креативностью, думаю ни у кого не вызывает сомнений. Это были программы, в которых присутствовало абсолютно всё: повторяющиеся каскады сложнейших прыжков, изумительные дорожки шагов, воплощенные образы на льду, великолепно и гармонично подобранное музыкальное сопровождение, соответствующие костюмы и многое, многое другое.
Но было что-то ещё, что-то большее… Был настоящий дух борьбы, соревновательности. А высокий артистизм исполнения был его неотъемлемой частью, а не простым приложением. Куда всё это подевалось? Вопрос риторический.
И кто бы и как бы ни критиковал сегодня Ягудина за сложный характер, за разное “то и сё”, их слова не весят абсолютно ничего перед масштабом этого фигуриста. В истории, и не только фигурного катания, нет выдающихся личностей с обычным, простым характером. У всех них он нелегкий. Возможно, это является результатом того, что на пути к своему триумфу им пришлось пройти через боль, непонимание, отчуждение, расставляемые на пути препятствия, одиночество и далеко нелегкую внутреннюю борьбу.
Касательно Ягудина я бы посоветовал критикам посмотреть записи его выступлений, где комментаторами выступают зарубежные журналисты. А потом пусть ответят, многих ли так искренне, тепло и восторженно принимают в разных частях света? Не думаю, что подсчёт займёт много времени.
А вот то, что мы можем наблюдать сегодня: часть фигуристов катают просто “для себя”, иногда им самим непонятные программы; кто-то прекращает всякое сопротивление после первого же срыва; кто-то считает себя “креативным”, пусть даже эта креативность лучше подходит для шоу. Все стали какими-то изнеженными, огламуренными.
“Учиться новому? Усложнять программы? Пытаться сделать то, что раньше не делал? А зачем? Это ведь дополнительных усилий требует и вообще – у меня свой стиль!” - именно такие слова представляются, смотря на многие программы.
Таков мой, конечно же, субъективный, взгляд на нынешнее состояние европейского мужского фигурного катания. Мне бы очень хотелось убедиться, что я ошибаюсь и всё совсем не так. В противном случае чемпионат Европы можно смело переименовывать в какое-нибудь очередное заурядное Trophy.
Видео по теме
Алексей Ягудин, Солт-Лейк-Сити 2002, короткая программа
Алексей Ягудин, Солт-Лейк-Сити 2002, произвольная программа
Алексей Ягудин, финал Гран-при 2001
Вы точно сказали, что надо посмотреть выступления Ягудина с комментариями зарубежных журналистов. Ни один европейский (а тем более российский) фигурист не получал столько хвалебных эпитетов и восхищенных отзывов. Ни один фигурист на ОИ2002 не получил от американской публики таких аваций, кроме Алексея. В катании Ягудина я вижу его душу, его состояние в момент проката программы. Он искренен с публикой и с самим собой. И иногда, просматривая его программы, я плачу. Плачу от эмоциональной составляющей программ, от по-настоящему мужского духа на льду, от удивительной пластичности его тела, невероятной легкости ног. Его можно назвать величайшим фигуристом, потому что только великие заставляют плакать.
И чисто технически - посмотрите на его триксель. Там еще хороший запас для четвертого оборота есть)) ИМХО, Ягудин - единственный фигурист, который выиграл бы все золото мира даже при новой системе.
Спасибо вам, Владислав, еще раз!
Спасибо за прекрасную статью и воспоминания :-)
Как же несправедливо, что именно Ягудин вынужден был уйти, да, на самом гребне Славы, да, конечно, невероятно красиво уйти!, но, если б не его травма КАКИМ могло бы быть продолжение!..
А я и до сих пор восхищаюсь катанием Алексея. Сейчас, когда он не прыгает ничего сложнее тройных тулупов. Потому что, когда он катается, это уже не важно. Я где-то прочитала, что он катается в симбиозе со льдом. И это так. :)
Но и сейчас, исполняя программы по качеству очень далекие от программ Тарасовой и Морозова, на старых дорожках, он все равно остается настолько точным в эмоциях... и способен одним движением передавать такую гамму чувств, и затрагивать очень глубокие слои человеческих переживаний, что я покупаю билеты, если знаю, что катается Ягудин.
Его сегодняшние выступления по прежнему отличаются информационной и эмоциональной наполненностью. Он по-прежнему может рассказать нам все о нас самих. Без слов. Одним вскидыванием головы, разворотом плеч или просто сжимая ладонь в кулак.
И поэтому меня совершенно не обижают какие-то его резкие слова, например. Потому что он выходит на лед, и говорит мне о мире и про людей такое, что в меня это входит по перышки, что меня переполняет какая-то счастливая боль, ощущение свободы и даже ... полноценности, даже больше! - величия этого мира.
Вот смотрите, блин, как трудно мне выразить словами то, что он выражает одним движением... :)
http://www.youtube.com/watch?v=RxY564fDPvc&feature=related
Ну и показательная пр. ОИ-2002»Overcome»
http://www.youtube.com/watch?v=kHxBvJgKLgA&feature=related
Возможно, если бы он не соревновался почти в каждом турнире с Плющенко, все было бы не столь ярко (накал я имею в виду), а это соперничество сделало годы их катания незабываемыми.
Но Ягудин - он для меня навсегда номер Один в ФК...
«Революционный этюд» - очередной, далеко нелёгкий образ, блестяще выраженный на льду!
Когда эмоции так глубоко проникают, это признак настоящего мастерства исполнителя! Причём только искренне выраженные чувства способны на такое. Громадное спасибо вам за такой отзыв!
Приятно, что у нас всех сохранились такие воспоминания...
Уже и Большой Театр превратили в нечто «модерновое»? Я слышал, что уже ставят классику на современный лад. Как такое стало возможным в одном из величайших театров мира!? Эх, наверно это отражение состояния общества в целом.
Нет никого в мире после него похожего хоть издали. А жаль, хорошего много не бывает.
Из всех видов ФГ мне нравился всегда мужской, но после ухода Леши, я перестала им интересоваться, как многие. Мне безумно жаль, что в то время наша пресса всегда отдавала предпочтению Плющенко. Наши журналисты и корреспонденты всегда с невыгодной стороны освещали именно Ягудина. А ведь именно его любили все! Странно, не так ли? Люди вставали на его выступлениях. Как жаль, что он так быстро закончил свою спортивную карьеру, как много мы не увидели, как много всего он не успел нам показать и доказать. От чего нет в мире второго Ягудина? Вот, например, на Московском ЧМ я увидела копию Плющенко - Гатчинского! Сначала изумилась и расстроилась, но потом сделала вывод - Ягудина скопировать невозможно при любых стараниях! Вот потому нынешнее ФК так безлико в большинстве своем. Надо быть столь же талантливым как он,только тогда можно быть хоть чем-то на него похожим. Жубер изо всех сил старался, но... безуспешно, но, именно Жубера любит сейчас публика :) Зрителей не обманешь, они не судят, они сердцем проживают каждое выступление достойного спортсмена!
Я очень рада, что в конце своей спортивной карьеры Леша выиграл золото олимпиады. Это было бы несправедливо, если б случилось иначе.
Часто смотрю в записи его выступления и как многие, плачу. От чего катятся слезы..
Как жаль, что он больше не выступает! НО! Как хорошо, что он смог так много и добрался до таких высот за свою короткую карьеру. И как здорово, что я в это время за него болела и наблюдала своими глазами, как Российского фигуриста приветствовал ВЕСЬ мир! Потому что, он великий фигурист!
И сердце мое, в фигурном катании одиночников-мужчин, навсегда отдано Ягудину Алексею. Нет у него соперников, ибо те, кто сейчас катается, просто царапают лед..