5 мин.

Трулли вместо Массы?

В том, что перестаешь писать о «Формуле-1» постоянно, есть свои недостатки. Потому что думать-то не перестаешь. И когда к тебе приходит мысль о том, что события будут развиваться так-то и так-то, об этом знаешь только ты. А когда потом так и происходит, ты вроде как собой доволен, но поделиться этим не с кем – глупо же говорить потом «а я знал, что так будет, просто сказать поленился».

Во время гонки в Мельбурне у меня появилась мысль, что если в «Феррари» таки решатся на отставку Массы по ходу сезона, то отличным кандидатом на его место станет Ярно Трулли. Выяснилось, что я не один такой – с таким же мнением выступили многие итальянские журналисты, хотя совсем недавно речь в основном шла о Пересе, Бьянки и Кубице.

Логика их, конечно, проста – в «Феррари» недовольны Массой, в «Феррари» любят итальянских пилотов, а самый успешный из действующих итальянских пилотов внезапно оказался свободен от обязательств (да, у Виталия Петрова есть удивительное свойство косвенным образом влиять на судьбу других гонщиков). Autosprint пошел еще дальше, назвав Трулли «идеальным кандидатом», и заявив, что он «пользуется уважением Фернандо Алонсо».

Вот тут давайте разбираться. Начнем с того, что Массу, конечно, пока никуда не увольняют. Более того – пока тон заявлений «Феррари» скорее извинительный – там полагают, что проблемы бразильца все же связаны с машиной. Вон, даже шасси ему поменяли, на всякий случай (бывало, что на разных шасси гонщики показывали совершенно разные результаты – вспомнить, к примеру, Феттеля в 2010-м). Правда, это палка о двух концах – если, несмотря на все это, результаты Фелипе не улучшатся, то виноватым окажется уже однозначно он. А ведь этот сезон с самого начала был для Массы проверочным – ему это совершенно прозрачно объяснил сам ди Монтеземоло.

Да, вот так и объяснял

В то же время «Феррари», вообще, не относится к командам, которые любят менять пилотов прямо по ходу чемпионата. Нет, такие случаи в истории Скудерии были, но история у нее длинная, а за последние 20 лет такое происходило всего четыре раза, и во всех этих случаях замены все же были связаны с форс-мажорными обстоятельствами. В 1994-м с травмой Алези на тестах, в 1999-м с переломом ноги у Шумахера, и в 2009-м дважды после повреждения, полученного Массой в Венгрии.

Причем стоит заметить, что во всех этих случаях, кроме 1999 года, на смену действующему пилоту приглашался итальянец: вместо Алези за руль сел Никола Ларини, вместо Массы – Лука Бадоер... Правда, вот в этом месте Фелипе стоит напрячься – Бадоер, как мы помним, с этой ролью не справился, и всего после двух гонок на это место был приглашен Джанкарло Физикелла. Тоже, к слову, итальянец. Вот сейчас, в некотором смысле, сам бразилец оказался в роли Бадоера...

Кстати, я нарочно взял период за 20 лет, а ведь добавь я к этому сроку еще пару лет, и в копилку ротаций пилотов по ходу сезона добавились бы еще сразу два эпизода – с Простом в 1991-м, и с Капелли в 1992-м. Однако сделал я это намеренно, но вовсе не для того, чтобы подтасовать факты – просто это была «дотодтовская» история Скудерии, и та команда существовала на совершенно других принципах, нежели сейчас.

Возвращаясь к вопросу, с которого мы начали: да, на первый взгляд, Трулли выглядит очень удачной заменой для Массы. Он быстр, он опытен, он свободен, и он итальянец – ничего лучше и придумать нельзя. Но все не так просто. Дело в том, что Трулли и Алонсо уже выступали вместе, в «Рено». И поначалу все действительно было прекрасно – отношения у них были замечательные. После сезона 2003 года я общался с обоими, и Ярно честно признался, что да, не все получалось, но «я постараюсь навязать борьбу Фернандо в следующем сезоне». Казалось бы, обычные слова, которые мы слышим каждое межсезонье, но тут было некоторое отличие – Ярно свое обещание сдержал. В 2004-м году он сделал почти невозможное – он начал опережать Алонсо.

Гран-при Монако 2004 года стал на тот момент сильнейшим ударом по самолюбию Алонсо

Не то, чтобы он был быстрее в каждой гонке, но давление на испанца оказывал значительное. Никто этого не ожидал, абсолютно никто. Верхом наглости со стороны Трулли, конечно, была победа в Монако. Учитывая, что все остальные гонки вплоть аж до Гран-при Венгрии выиграл Шумахер, нетрудно догадаться насколько силен был удар по самолюбию Фернандо. И вот тогда (точнее, где-то после Франции) начали происходит какие-то странные вещи. На Ярно внезапно ополчился Бриаторе, обстановка накалилась, Трулли начали зажимать, а его машина вдруг потеряла ход, да еще и принялась ломаться. Закончилось все, как мы помним, увольнением Ярно – вот уж Бриаторе замены по ходу чемпионата никогда не смущали.

Понятно, что Флавио – человек своеобразный, и учитывая, что для Алонсо он был не только шефом, но и менеджером, его реакция оказалась вполне ожидаемой. Однако в какой-то степени ее инициировал сам Фернандо, который оказался в очень некомфортной ситуации. Как мы убедились позже, когда он перешел в «Макларен», давления со стороны напарника испанец не переносит.

С этой точки зрения переход Трулли в «Феррари», которая сейчас уже откровенно выстроена под Алонсо, выглядит довольно сомнительным. Конечно, сейчас другая ситуация, Фернандо на коне во всех смыслах этого выражения, и бояться ему особо нечего. Но возможность сотрудничества с Трулли наверняка вызовет у него неприятные воспоминания, и испанец найдет способ донести эту точку зрения до своего руководства. А оно, руководство, сейчас к Алонсо очень даже прислушивается.

Потому, как бы мне не хотелось увидеть замечательного парня и отличного гонщика Ярно за рулем красной машины, я в такой вариант не верю.