9 мин.

Последний раз, когда «Челси» был чемпионом. Часть 1

Неудержимый Дрогба, непроходимый Терри и смелый Анчелотти – в «Rows about Chelsea» перевод рассказа о последнем английском чемпионстве, оставшемся за пределами Манчестера. 

Окунаясь в глубокий бассейн, наполненный счастливыми воспоминаниями, любой болельщик «Челси» из лучших моментов недавнего прошлого (если оставить в стороне триумф в Лиге чемпионов в 2012-ом) особенно выделяет золотой Дубль в сезоне 2009/10, включивший в себя победы в чемпионате и Кубке Англии. Тот раз был последним, когда мы могли называть себя чемпионами Англии. Да, 5 лет без золота – это несоответствие стандартам современного «Челси», однако мы были серьёзно заняты в течение этого времени покорением Европы.

Итак, зацепив наконец-то долгое время ускользавшую из-под носа Лигу чемпионов и её менее привлекательную сестру Лигу Европы, «Челси» твёрдо настроился на возвращение чемпионского трона Премьер-лиги, который был занят манчестерскими клубами. Об этом свидетельствуют последние покупки клуба, совершенные с учётом проблемных позиций. К сегодняшнему составу относятся так, что он «должен» сделать прыжок над пропастью и вернуться назад с трофеем над головой, но произойдёт ли это, мы узнаем лишь по итогам начинающегося сезона. А пока давайте предадимся ностальгии и насладимся лучшими моментами последнего сезона, когда нам удалось привезти чемпионский кубок домой.

Тогда, начиная с ухода Моуринью, «Челси» болтался на тренерских качелях. Авраам Грант никогда не казался соответствующим должности, Сколари не подкрепил слова делом, а временный управляющий Гус Хиддинк проделал хорошую работу, однако не имел возможности её продолжить из-за обязательств на другом месте работы. Для того, чтобы преодолеть тот период не пренебрегая скорыми успехами, в «Челси» был приглашён тренер с огромным и успешным опытом – Карло Анчелотти и его брови.

Под его руководством «Челси» стал использовать ромбовидное построение, являвшееся фирменным знаком Анчелотти и соответствовавшее набору полузащитников: Лэмпард, Баллак, Эссьен, Микел и Деку. Впереди действовала внушавшая страх пара форвардов: динамичный и беспощадный Дидье Дрогба и сочетавший в себе самоотверженность наряду с проницательностью Николя Анелька, тогда как Флоран Малуда исполнял функции поддержки. В начале сезона «Челси» легко давались победы одна за другой. Однако в домашней игре против «МЮ» команда столкнулась с трудностями, которые ей приготовил сэр Алекс Фергюссон. Он использовал Валенсию в качестве оборонительного вингера, который располагался глубоко и главным образом занимался опекой Эшли Коула. Босингва не играл большую часть сезона, поэтому справа располагался Иванович, который не мог предложить многого в атаке. В итоге «Челси» остался без ширины в атаке, «ромб» был нейтрализован. «Синим» удалось выиграть тот матч, но он показал остальным клубам Премьер-лиги, как можно им противостоять. Это привело к двум подряд потерям очков на выезде против «Уигана» и «Астон Виллы». И тогда Анчелотти решил отказаться от «ромба» и вернуться к испробованной схеме 4-3-3 – схеме, которая так и кричала: «Моуринью!»

Вернувшись к привычному построению, «Челси» продолжил набирать по три очка за игру, но с одним изменением: они начали добиваться более крупных побед, забив 4 и более голов в 9 матчах! Наиболее внушительными получились разгромы «Сандерленда» (7:2), «Астон Виллы» (7:1), «Стока» (7:0) и «Уигана» (8:0) в последнем туре, которые затмили традиционно неудачный зимний период – в декабре, например, «Челси» набрал лишь 9 очков из 18 возможных.

Что особенно подчёркивает организаторские способности Анчелотти, так это то, что он не боялся менять схему, когда того требовала ситуация. Он перебирал состав, дабы пользоваться слабостями соперников и выжимать лучшее из своих игроков. Во многом, конечно, это стало возможным благодаря изобилию футболистов мирового класса, которые в тот момент пребывали на пике возможностей. Но «Челси» безболезненно пережил отъезд игроков на Кубок Африки, поскольку Анчелотти переключился с 4-3-3 и 4-1-2-1-2 на эстетически приятную для просмотра 4-3-2-1 (так называемую «рождественскую ёлку»). С этой схемой «Челси» играл безупречно и обыграл, к примеру, «Арсенал» со счётом 2:0, когда канонирская Немезида (богиня возмездия – прим.) по имени Дидье Дрогба оформил дубль.

В том сезоне «Челси» также продемонстрировал лучшее за последние годы применение пивота в центра поля. В матче с «Ливерпулем» Баллак и Лэмпард вдвоём контролировали середину на протяжении большей части игры, и в результате у «Ливерпуля» ни одного попадания в створ за 91 минуту! Подробней на уже упомянутых играх остановимся дальше. У футболистов «Челси» в ключевых матчах горели глаза – собственно, это то, чем они и славятся. И неудивительно, что по количеству очков в очных поединках с тремя другими командами из верхней четвёрки они оказались первыми. 

Прежде чем мы перейдём к рассмотрению лучших игр того сезона, давайте произведём несколько подсчётов и проанализируем их итоги, дабы понять, как была устроена та команда. Мы доминировали во владении мячом или остро контратаковали? Били ли игроки из любого положения либо же подходили к этому вопросу более основательно? Мы были беспощадны или расточительны в плане реализации моментов? Поиграемся с цифрами!

АТАКА:

MPS – минут на один удар; MPT – минут на одно попадание в створ; SA% - процент точности ударов; CC% – реализация голевых моментов

Сезон 2009/10 получился необычайно богатым на забитые голы – «Челси» наколотил поражающие воображение 103 мяча. Поэтому давайте сначала остановимся на статистике игроков атаки. Дрогба выглядел неудержимым на протяжении всего сезона, и поэтому, когда соперники стягивались на него вдвоём или даже втроём, Лэмпард получал возможность «всплывать» из глубины поля и выходить на ворота. Они чувствовали друг друга, словно телепаты; здесь даже не хватит слов, чтобы описать уровень их неземного взаимопонимания. В итоге Дрогба закончил сезон с золотой бутсой и 29 голами – подобного результата после него никто из форвардов «Челси» не добивался. Лэмпард настрелял 22 гола – невероятная цифра для полузащитника. Победители фентези-турнира того года явно держали этих двоих в составе!

Когда твоя команда регулярно забивает, появляется дополнительная уверенность, и она, в свою очередь, конвертируется в удары и голевые возможности. Так функционирует механизм забивания голов в футболе. Наша статистика подтверждает этот факт: все шесть игроков из списка били по воротам с завидной частотой. Как говорится, нельзя выиграть в лотерею, не покупая лотерейных билетов – и «Челси», выражаясь метафорично, купил в том сезоне 834 билета, сорвав куш 103 раза.

Дрогба и Лэмпард пробовали бить каждые 20 и 30 минут соответственно, Анелька, Баллак, Малуда и Коул – чуть реже. У трёх последних, впрочем, показатель попадания в створ выглядит не так уж и здорово. Анелька всегда был умным игроком, и если у него имелась возможность отдать пас и при этом не угробить атаку, он нацеливался именно на передачу. Но если он оставался открытым, то он, конечно, не упускал возможность и пробить. В таблице выше это наглядно отражено: точность его ударов значительно выше, чем у партнёров.

Реализация шансов – это очень интересный показатель. Именно он был ахиллесовой пятой прошлогоднего «Челси», но коллектив образца сезона 2009/10 в этом плане был хорош: они использовали каждый пятый момент, и это весьма приличное соотношение для футбола высокого уровня. Сравните с недавним матчем против «Лестера»: 27 попыток пробить Шмейхеля, и только две из них вышли удачными. Пусть вратарь и сыграл потрясно, но не будет преувеличением сказать, что «Челси» – 2009/10 забил бы минимум четырежды, имей те ребята столько моментов. Настолько убийственной была та атакующая линия.

ИГРА В ПАС:

Total Passes – количество передач; Acc passes – точных передач; Pass ACC% - точность передач; Touches – количество касаний; Dispossessed – количество отборов соперника не при попытке дриблинга; Interceptions – перехваты.

Резкая и грамотная игра в пас являлась визитной карточкой того «Челси». Они не были настолько идеальными исполнителями передач, чтобы каждый раз придумывать что-то типа паса Фабрегаса на Шюррле, но никого из них при получении мяча нельзя было обвинять в нерешительности. Это был тот самый «Челси», который сбросил ярлык «Boring Boring Chelsea» и свёл всех с ума грамотным перемещением игроков и выбором позиции.

Постоянное трио полузащитников – Лэмпард, Микел и Баллак – выполняло львиную доля от общего количества передач (если не учитывать игроков обороны). Микел исполнял роль опорника, и его задача заключалась в том, чтобы не отдавать владение в руки плохих парней. И он с этим справлялся. Люди часто высмеивают его за высокий процент передач поперёк поля, но ведь подобное движение мяча способствует поддержанию общего темпа. И именно Микел охранял мяч и пасовал безопасно для своей обороны, что и спасло полузащиту «Челси» в финале Лиги чемпионов – 2012 против «Баварии».

Лэмпард и Баллак, в свою очередь, считаются первоклассными мастерами в работе с мячом. И они, безусловно, заслужили право на такую репутацию: двое маэстро сформировали такую связку, какой не мог похвастать более никто другой. Они оба всегда желали быть с мячом, и они творили с ним чудеса. При этом нужно отметить, что полузащита «Челси» допустила не так уж и много потерь при владении мячом. Многим казалось, что Микел втиснут в роль, которую исполнял Макелеле, но на самом деле это была роль Оби-Ван-Микеля, который способствовал сохранению контроля над мячом (всего 25 потерь) и при этом сделал больше всех перехватов среди коллег по амплуа – 55.

Рим Стэмфорд, Chelsea Index

Вторая часть будет опубликована завтра вечером. В ней статистическая картина дополняется анализом игры в обороне, а также обозреваются ключевые матчи сезона против прямых конкурентов. 

Предыдущие материалы: