13 мин.

Педали газа

Велокоманда «Катюша» въехала во второй сезон «Про-Тура», имея солидный опыт: 26 побед в дебютном году. Президент команды, обладатель Кубка мира Андрей Чмиль объясняет, как создать велопроект с претензиями на успех в «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс».

Шаг первый

Определить цель

Андрей Чмиль, победитель Кубка мира-1999, президент велокоманды «Катюша»: Не мечтать о победе на «Тур де Франс» неправильно. Как говорил Суворов, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Но наш проект во многом особенный. Мы не рекламируем товары и услуги, как большинство велокоманд. Мы используем профессиональную велокоманду как щит наглядной агитации — потенциала российского велоспорта, с одной стороны, и возможностей для начинающего российского велосипедиста вырасти до профессионала — с другой. У нас нет задачи завтра или послезавтра во что бы то ни стало выиграть «Тур».

Мы строим российскую команду. Мы хотим вырастить своего лидера. Чтобы австралийцы и испанцы помогали финишировать нашему гонщику, а не наоборот, как это происходит сейчас. Кроме того, выступления «Катюши» должны привлечь внимание российских болельщиков к велоспорту. Ведь у нас в лучшем случае смотрят только на «Тур», а есть масса фантастически интересных гонок со 100-летней историей, о которых мы ничего не знаем. В Бельгии, Италии, Испании болеть за велосипедистов на трассу приходят дед, отец и сын. Они знают, что вот здесь яма, куда часто падают спортсмены, а вот тут столб, куда влетают неудачники. Велоспорт — часть их жизни: они сами ездят на велосипеде в школу и на работу, а потом приходят болеть за любимых гонщиков.

Вероятные трудности: недоверие коллег

Велосипедный спорт очень консервативен. Новой команде приходится преодолевать определенный коэффициент недоверия со стороны руководителей и спортсменов. В 80-х уже была попытка создать профессиональную команду из советских гонщиков, но процветание «Альфа Люм» быстро закончилось — во многом из-за того, что пелотон не желал принимать в свои ряды «чужака». Поэтому, запуская в «Про-тур» «Катюшу», мы старались действовать очень аккуратно. И не стремились, к примеру, заполучить всех лучших российских гонщиков сразу. Однако профессиональная команда — лишь часть нашего проекта. Есть еще континентальная команда, где собраны лучшие молодые российские гонщики до 23 лет. Ей занимается тренер Николай Морозов, вырастивший Гончара и Конышева. У ребят те же велосипеды, та же экипировка, что у профессиональной команды, они используют командные машины и автобусы — только зарплаты, конечно, поменьше. Есть планы создать команду до 21 года, потом пойти в регионы и работать с детскими школами.

Шаг второй

Найти спонсоров

Без серьезной финансовой поддержки в современном велоспорте делать нечего. Команды-однодневки, которые исчезают так же стремительно, как появляются, — дело прошлого. Международный союз велосипедистов в последнее время много сделал, чтобы защитить интересы гонщиков. Теперь от владельцев команды требуются весомые гарантии, чтобы получить лицензию «Про-тура». К примеру, по регламенту должна быть застрахована зарплата всех сотрудников команды — это 24% нашего бюджета. Эти деньги лежат в банке.

Мы их никак использовать не можем, а дырочку в бюджете имеем. Плюс регистрационные выплаты, плюс зарплаты (больше 60% бюджета, между прочим), плюс постоянные перемещения по свету большого числа людей (предсезонные сборы, соревнования по трем направлениям), плюс континентальная команда. На все это нужны деньги, и немалые. Наш годовой бюджет — 15 млн евро — обеспечивается трехлетним спонсорским контрактом с компанией «Итера». Все свои обязательства, к примеру, по прошлому сезону она выполнила сверхаккуратно: средства, которые мы должны были получать траншами до декабря, были у нас уже в августе. Это позволило нам найти бюджет на континентальную команду.

Вероятные трудности: экономический кризис

Накануне Нового года мы рассматривали бюджет и приняли решение его не увеличивать — он и так достаточно велик. Но развивать континентальную команду необходимо. Где взять деньги? У нас есть партнеры — производители экипировки, велосипедов, другие компании, которые выплачивают нам определенные суммы — вот из них мы и на­шли средства на молодежную команду. С другой стороны, из-за кризиса нам временно пришлось свернуть проект по организации профессиональной гонки в России и отложить социальные проекты. У нас есть идея купить несколько автобусов-трансформеров, похожих на моторхоумы команд «Формулы-1», и ездить с ними по школам: проводить открытые тренировки, мастер-классы.

Шаг третий

Грамотно подобрать состав

В прошлом сезоне у нас была возможность начать переговоры с Контадором, но нам это не нужно ни с экономической, ни с политической, ни со спортивной точки зрения. В составе есть наши ребята, способные выигрывать этапы многодневок и показывать отличные результаты в однодневных гонках, есть отличные помощники. Но пока нет чемпиона, способного бороться за победу в генеральной классификации «Тура». Иванов, Бочаров, Карпец, Колобнев — очень сильные гонщики, лидеры по сути, но не до такой степени, чтобы только на них строить тактику и моделировать сезон. Поэтому в команде есть ведущие иностранцы. И это хорошо, потому что наши парни учатся, узнают что-то новое. К тому же команда состоит не только из лидеров. В велоспорте масса специализаций.

Есть помощники, есть помощники помощников, есть челноки. Они делают очень важную работу. В гонке может случиться такая ситуация, что лидеру понадобится помощь, а пелотон едет со скоростью 50 км/ч. Тогда помощник опускается в хвост группы, вызывает машину сопровождения, решает с тренером нужные вопросы, а потом возвращается к пелотону. И, бывает, не раз и не два за гонку. А ведь это неимоверное человеческое усилие. Лидер не может тратить на это силы — у него другие задачи. Так что как есть великие чемпионы, так есть и великие помощники. «Тур» дано выиграть единицам. Можно вытренировать многое — скорость, выносливость, но ехать на пределе три недели подряд, складывая чемодан утром и разбирая его вечером, — это очень-очень тяжело.

Обычно гонщик во время «Тура» переживает два физиологических кризиса, когда он просто не может ехать. И грамотно рассчитать, чтобы эти дни не пришлись на особо трудные этапы, — важное искусство. В прошлом сезоне наш Володя Карпец целенаправленно готовился к «Туру», и, судя по результатам, которые он показывал накануне «Большой петли», стратегия была выбрана правильно. А потом мы приехали на «Тур» — и ничего. То ли Володя не переварил ответственности, то ли где-то перебрал с нагрузкой. Но на третьей неделе, когда он должен был набирать обороты, у него как раз случился кризис. Я весь этап ехал за ним, у меня сердце кровью обливалось, как ему было тяжело, но я ничего не мог с этим поделать.

Вероятные трудности: непрофессионализм

На начальной стадии проекта были допущены некоторые ошибки. Тогда еще подбором спортс­менов занимались итальянец Стефано Фельтрин и Олег Тиньков (часть гонщиков из коман­ды «Тинькофф. Кредитные системы» позже перейдут в «Катюшу». «Тинькофф» на две трети состояла из российских гонщиков и дважды принимала участие в «Джиро», где выиграла два этапа. — PROспорт). По всему велосипедному сообществу поскакали слухи о русских с большими деньгами, которые будут в массовом порядке перекупать контракты. Я сам был свидетелем ситуации, когда одному швейцарскому гонщику сумму увеличивали не на десятки, а на сотни тысяч евро — пока тот не испугался и не отказался от предложения. В велоспорте так нельзя — такая тактика обернется бумерангом против нас. Это не футбол, где запросто платят десятки миллионов за футболиста и сажают его на лавку.

У велосипедиста короткий век — пять-семь, может, 10 лет, — и он с первого дня должен отрабатывать свой контракт. Постепенно нам удалось выправить ситуацию и привести переговоры к реальным цифрам. Хотя наши гонщики достаточно высокооплачиваемы. И заслуживают этого. Они профессионалы. Но это не значит, что они предоставлены сами себе. У нас в составе 28 гонщиков. Они распределены между шестью спортивными директорами. Постоянно с ними созваниваются, отправляют отчеты о проделанной на тренировках работе. Программу подготовки, кстати, пишет наш тренер-итальянец Сандро Каллари. К сожалению, не все спортсмены правильно понимают, что такое профессионализм. В прошлом году, к примеру, было несколько неприятных ситуаций с Александром Серовым.

Во время одной из гонок он отказался отвезти воду уехавшим вперед партнерам. Взял два бачка и говорит: «Мне хватит. Что я, водовоз?» Я выпал в осадок, потому что сам, будучи уже успешным спортсменом, не чуждался такой работы. Наш испанец Риполль один раз девять бачков с водой вывез — они у него только что на ушах не висели. И Армстронг, бывало, воду возил. Это нормально. Это команда. Так ты демонстрируешь уважение к партнерам. Они тебе потом не только воду — арбузы привезут. А Серов, понимаете ли, не хочет.

Шаг четвертый

Очистить ряды

Если итальянская или французская команда по праву рождения получает возможность стартовать в гонках «Гран-тура», то мы должны быть максимально чистыми и прозрачными в смысле допинга, чтобы получить приглашение на главные гонки сезона. Вот сейчас у меня лежит готовый контракт для Владимира Гусева. Но мы не можем его подписать, пока он не решит в суде проблемы с «Астаной», которая разорвала с ним контракт из-за подозрения (только подозрения) на допинг. Иначе нас могут запросто не пустить в «Гран-тур». В прошлом году два наших гонщика — австриец Пфаннбергер и итальянец Колома — попались на применении запрещенных препаратов.

Это был удар. Но после этого мы в спешном порядке подготовили внутренний протокол, по которому в случае уличения спортсмен должен выплатить команде санкции в размере пяти годовых зарплат. Документ оказался очень непопулярен среди некоторых гонщиков. Как все начали выть! В чем только меня не обвиняли. И в деспотизме, и в диктатуре, и в сумасбродстве. Двое бельгийцев отказались его подписать, и мы с ними попрощались. Кроме того, мы заключили договор о сотрудничестве с медицинским центром в Милане, где наши спортсмены регулярно проходят процедуры. Мы в отличие от некоторых других команд не проводим сюрпризный внутренний допинг-контроль — это, я считаю, нелигитимно. Велосипедистов и так проверяют три организации. Но лабораторные анализы достоверно показывают, проводит ли спортсмен какие-либо манипуляции с кровью.

Вероятные трудности: допинг

Даже после всех принятых мер я не могу сказать, что спокоен на 100%. Вспомните случай с мо­лодым итальянцем Рикардо Рикко, который в 2008-м выиграл два этапа «Тур де Франс», а потом попался на ЭПО. И команда Sanier Duval, которую пять лет менеджер Мауро Джанетти строил по крохам, имея очень маленький бюджет, закрылась. Люди остались на улице. А Рикко вернулся через пару лет и заявляет, что чист. А недавно его жена — тоже велосипедистка — попалась на ЭПО. Так что мы как на пороховой бочке сидим. Хотя миф о тотальном использовании допинга в велоспорте — это глупость. Велосипедисты, наверное, самые контролируемые люди планеты. Наш вид спорта — единственный, кто сам финансирует свой допинг-контроль.

Мы, как и все, заплатили федерации именно на эти цели 256 000 евро. В 1997 году по инициативе велосипедистов был введен перекрестный анализ — кровь и моча. Биологический паспорт спортсмена тоже внедрил велоспорт. И ограничить показатели гемоглобина и гематокрита предложили велосипедисты. А чем больше ты ищешь, тем больше найдешь. Велоспорт на сегодня один из самых чистых видов спорта. Многосоставный контроль приводит к отказу от допинга. Многие спортсмены выезжают на высокогорье, чтобы улучшить свою кровеносную систему, больше думают о питании. Однако от допинг-скандалов ни «Катюша», ни любая другая команда не застрахована.

Профессиональная велокоманда «Катюша»

Основана в 2009 году по инициативе и при финансовой поддержке президента группы компаний «Итера» Игоря Макарова, который в молодости сам занимался велоспортом (в конце 70-х — начале 80-х входил в состав сборной СССР).

Получив лицензию «Про-тура», «Катюша» уже в дебютном сезоне участвовала в «Джиро» и «Тур де Франс».

Итоги сезона-2009: 76 подиумов (в том числе 26 побед).

В 2010-м запланировано участие в 76 гонках («Джиро д’Италия», «Тур де Франс», «Вуэльта», «Тур Фландрии», «Париж — Рубе» и др.)

Блог «Катюши» на Sports.ru

Состав команды

Лидеры

Владимир Карпец (Россия). Мощный и терпеливый гонщик, специалист по многодневкам и гонкам с раздельным стартом.

Хоакин Родригес (Испания). Многодневщик, классический «горняк».

Ким Кирхен (Люксембург). Специалист по многодневкам (7-е место в общем зачете «Тур де Франс — 2009»). Любит также классические гонки и прекрасно чувствует себя в разделках.

Филиппо Поццато (Италия). Его стихия — весенние классические гонки вроде «Милан — Сан-Ремо» или «Париж — Рубе». Уверенно чувствует себя и на отдельных этапах «Джиро» или «Тур де Франс».

Александр Колобнев (Россия). Возможно, лучший российский «классический» гонщик.

Сергей Иванов (Россия). Безоговорочный лидер «Катюши» в бельгийских и голландских классических гонках.

Помощники: Эдуард Ворганов, Евгений Петров, Александр Бочаров, Павел Брутт, Сергей Климов, Никита Еськов, Егор Силин, Тимофей Крицкий (все — Россия), Александр Плюшкин (Молдова), Стийн Ванденберг, Максим Вантомм (оба — Бельгия), Лука Маццанти, Марко Бандиера (оба — Италия), Хоан Оррач Риполль (Испания).

Специалисты гонок раздельным стартом:

Михаил Игнатьев, Артем Овечкин (оба — Россия), Ласло Бодроги (Венгрия).

Спринтеры

Лидеры: Робби Макьюэн (Австралия), Данило Наполитано (Италия).

Помощники: Денис Галимзянов, Николай Трусов (оба — Россия), Михаил Халилов (Украина).

Журнал PROспорт №5 (144) 22 марта – 4 апреля 2010 года

Железный конь

Кейсуке Хонде понадобилось четыре игры, чтобы прославиться на всю страну и попасть на обложку PROспорт. Японский новичок ЦСКА – о московских суши, петляющих ударах и удвоении времени

Свежий привоз

Переезд Андрея Воронина из Ливерпуля в Москву стал самым статусным для премьер-лиги в межсезонье. PROспорт отправился в гости к новичку «Динамо» и разузнал, чем его заманивали в Россию, почему он не заиграл у Бенитеса и можно ли смириться с московскими пробками 

Градации красного

Через семь лет после своего эффектного появления Уэйн Руни впервые кажется близким к тому, чтобы реализовать свои безграничные природные возможности. PROспорт прошел с форвардом путь от дебюта в «Эвертоне» до лидерства в сборной и «Ман Юнайтед» и предрек ему скорое свидание с «Золотым мячом»

Наш конек

Иван Скобрев о том, как случились его олимпийские медали

Педали газа

Велокоманда «Катюша» въехала во второй сезон «Про-Тура», имея солидный опыт: 26 побед в дебютном году. Президент команды Андрей Чмиль объясняет, как создать велопроект с претензиями на успех в «Джиро» и «Тур де Франс»

Три толстяка

Из первого же раунда плей-офф КХЛ вышибли трех грандов – СКА, «Динамо» и «Авангард». PROспорт приходит к выводу, что причина у них одна на всех – тренерская, находит Барри Смита похожим на Санчо Пансу и считает, что Омску полезнее было бы обойтись без Яромира Ягра. Читать

Чемпионат России по футболу – 2010

Самый полный гид чемпионата России по футболу 2010-го года

Ищи меня в клубе

Александр Алиев в 15 лет поменял московский «Спартак» на киевское «Динамо», в 17 лет дебютировал в чемпионате Украины, в 23 перестал ходить в ночные клубы, а в 25 вернулся в Россию, где он теперь иностранец

Первого признаки

27 марта вслед за премьер-лигой стартует и турнир в первом дивизионе. PROспорт определяет 20 самых интересных футболистов дивизиона и объясняет, почему за этим веселым турниром надо если не следить, то хотя бы присматривать

Ярослав Рыбаков: «Быть вторым в мире – это провал»

Серебряный призер чемпионата мира в Дохе жалуется на дикую боль, азиатскую жару, российскую нищету и оглашает свою зарплату в сборной России

Ядовитый Плющ

Чайная церемония государственной важности, холод на Красной площади, претензии Маэстро Фигуриста и легкое дыхание Федеральной службы охраны

«Айверсон заканчивает карьеру из-за того, что не может соблюдать дресс-код НБА»

Мифы об Аллене Айверсоне комментирует форвард «Юта Джаз» Андрей Кириленко

Как воздух

Вуди Аллен, Вики и Кристина не увидели в Барселоне самого главного – ее футбола (колонка Василия Уткина)