5 мин.

Виновник поражения «Лотуса»

В 2012 году «Лотус» не сможет совершить рывок вверх в турнирной таблице. И произойдет это из-за того, что инновационную переднюю подвеску британской команды запретили за полтора месяца до старта очередного сезона. Кто виноват в том, что конюшня из Энстоуна больше года работала над системой, которая в итоге оказалась нелегальной? – Размышления Антона Погорельского в блоге «Пелотон».

Звонок прозвучал, антракт окончен. Сезон скандалов «Формулы-1» начался. Не дожидаясь первого Гран-при 2012 года, ФИА преподнесла любителям жареного сказочный подарок: систему управления клиренсом команды «Лотус» запретили.

Коллектив из Энстоуна задумал систему в ноябре 2010-го, а уже в январе 2011 года получил от ФИА добро на развитие узла. То есть конструкторское бюро во главе с техническим директором Джеймсом Эллисоном не только поставило федерацию в известность о собственной придумке, но и доступно объяснило принцип работы, а также испросило экспертное заключение от соответствующей комиссии, отвечающей за соблюдение регламента «Формулы-1». Работники ФИА поступили (скорее всего) так, как им и положено: изучили систему на предмет ее соответствия правилам и, не найдя расхождений с законом, разрешили «Лотусу» продолжать разработки.

В ноябре 2011-го система сохранения дорожного просвета появилась на болидах «Лотус-Рено» R31, которыми управляли новобранцы «Формулы-1» на ежегодных тестах молодых пилотов в Абу-Даби. Шила в мешке не утаишь – и вскоре большинство соперников конюшни узнали о находке ребят из Энстоуна. Первый скандал года начался...

Пока инженерные штабы конкурентов лихорадочно разрабатывали собственные версии системы, юристы и менеджеры команд начали искать точки давления на ФИА с целью запретить новинку. Причины такого поведения ясны: нельзя отпускать соперников далеко вперед, тем более, когда устройство сулит немалый выигрыш. Какой – точно никто, конечно, не знал, но раз в «Лотусе» работали над этим целый год, догонять их придется долго. А ну как Райкконен с Грожаном, чего доброго, начнут выигрывать.

Поначалу казалось, что, пока все сплетничают, инженеры тихонько скопируют узел и уже к марту от кажущегося преимущества «Лотуса» не останется и следа: в конце концов, описание агрегата висит в свободном доступе в интернете, ибо подопечные Жерара Лопеса все загодя задокументировали и запатентовали. Не тут-то было.

Сигналом осложнения ситуация должны были прозвучать слова Кристина Хорнера, намекнувшего, что в «Ред Булл» не собираются перенимать идею «Лотуса». Казалось бы, подоплека очевидна, однако подобревшее за зиму «формулическое» сообщество прохладно восприняло эту новость: похоже, обозреватели сочли, что в австрийской конюшне и так уверены в своей победе. Преступная самонадеянность – именно так следовало бы охарактеризовать стиль команды, осознанно игнорирующей свежее техническое решение соперников. Время показало: в отличие от расслабившихся аналитиков, в «Ред Булл» работают совсем не самонадеянные люди. Просто Хорнер уже знал то, о чем не догадывалась пишущая братия: процесс запущен, скоро все встанет на свои места.

Прошло совсем немного времени, и ФИА подтвердила робкие слухи о запрете системы управления клиренсом: Лотус получил веское «нет». Кина не будет, расходимся.

И уже не столь важно, кто конкретно и как именно надавил на чиновников автофедерации. И даже не удивляет, что ФИА в очередной раз приняла политическое решение, поддавшись воле одних вопреки интересам других. Наиболее опасным здесь является следующее: «эксперты» Международной автомобильной федерации расписались в собственной некомпетентности и профнепригодности.

Люди, отвечающие за соблюдение регламента «Формулы-1», обязаны досконально знать правила, выносить взвешенные решения и брать на себя ответственность за содеянное. За прошедший год у ФИА было достаточно времени и возможностей наложить вето на иннновационную конструкцию, руководствуясь какими угодно соображениями. В том числе и теми, которые в итоге были озвучены. Как мы знаем, представители ФИА этого не сделали.

Всем свойственно ошибаться? Не спорю, но в случае собственной оплошности уважающие себя структуры признают неправоту и пытаются минимизировать последствия своей ошибки. Превосходный пример грамотного управления спорной ситуацией был продемонстрирован в случае с f-duct (воздуховодами): систему запретили, но только в конце сезона, загодя предупредив об этом всех участников. В этом случае не пострадала ни команда («Макларен»), придумавшая концепцию, ни дух правил, согласно которому и аннулировали «коленочное управление» воздушным потоком.

Если в ФИА и впрямь поняла, что села в лужу, ей следовало незамедлительно объявить, что система управления клиренсом станет нелегальной в 2013 году. И тогда все команды «Формулы-1» оказались бы в равных условиях: каждый получил бы выбор – развивать или не развивать перспективную систему, которую все равно запретят? Возможно, «Лотус» и впрямь получил бы краткосрочное преимущество, но команде все равно пришлось бы чем-то пожертвовать – либо ресурсами на 2013-й, если бы систему решили совершенствовать, либо текущими результатами, если бы Булье принял волевое решение сразу забросить спорную конструкцию.

«Условно виновный» «Лотус» был бы «условно наказан». Вместо этого мы получили ситуацию, когда команда целый год с ведома ФИА вкладывала время и деньги в разработку узла, который никогда не пригодится ей в «Формуле-1». Причем негласными виноватыми выставили все тех же ребят из Энстоуна – ведь это они нарушали правила.

Друзья, если нужен виновник не слишком удачных выступлений «Лотуса» в новом году, я назову его. Это не Джеймс Эллисон, руководивший процессом разработки уникальной подвески. Это не Эрик Булье, поощривший своего инженера на строительство смелой системы сохранения клиренса. И тем более это не Кими Райкконен, который пришел в команду, зная о находке спецов из Энстоуна – человеку уровня Кими не могли не рассказать о перспективной задумке во время подписания контракта.

Виновник – это ФИА. Огромная неповоротливая структура, в которой указательный палец правой руки может стереть то, что натворил безымянный палец левой. Организация, не понимающая, какой урон она наносит своему имиджу, принимая решения, явно направленные на ослабление одной из команд «Формулы-1». Федерация, где работают некомпетентные сотрудники: либо это технический штаб, принявший неверное решение, либо это топ-менеджмент, с плеча рубанувший в очень деликатной ситуации, либо (и, увы, это самое вероятное) и те, и другие. Ведь если разные отделы одной организации не умеют слышать друг друга – как называется такое «объединение»? И что мы можем сказать о его президенте?

И, пожалуйста, не спешите обвинять Эрика Булье. В «Формуле-1» нельзя добиться успеха, если не принимать рискованных решений. Возможно, Булье принимает такие решения чересчур часто. Но поставьте себя на его место: если люди с огромным опытом с разных сторон говорят ему, что все легально, а система может позволить повысить темп, неужели вы думаете, что разумный человек откажется от вложений в этот узел, испугавшись будущего недовольства соперников?

Разумеется, Эрик ничего не скажет: по контракту с «Лотусом» и согласно кодексу чести ФИА он не имеет права публично критиковать деятельность органов Международной автомобильной федерации. Но мы-то с вами ничего не подписывали. И у нас есть право сказать: господа из ФИА, вы оплошали. Федерации неплохо бы подумать о паре увольнений.