5 мин.

Человек на миллион фунтов. Вчера ушёл из жизни легендарный нападающий сборной Англии и «Ноттингем Форест» Тревор Фрэнсис

Брайан Клаф говорил, что ни один футболист не может стоить миллиона фунтов. Тем не менее, его «Ноттингем», незадолго до этого сенсационно ставший чемпионом, едва выйдя в высший дивизион, остро нуждался в усилении. Клаф писал в автобиографии, что, приобретая нового форварда, из принципа согласовал с «Бирмингемом» сумму в £ 999 999. Но великий тренер немного лукавил: фактическая цена трансфера всё равно составила 1 150 000 фунтов стерлингов, включая 15-процентный налог в пользу Лиги. Так в феврале 1979 года 25-летний Тревор Фрэнсис стал первым в истории английского футбола игроком с семизначной стоимостью.

Несмотря на рекордную цену, Клаф максимально равнодушно представил новичка прессе. Брайану не терпелось отправиться на игру в сквош, так что он явился на пресс-конференцию в ярко-красной спортивной форме и с ракеткой в руках.

На тот момент Фрэнсис уже был признанной звездой. Ещё в 16 лет он прославился на всю страну как самый юный игрок, сделавший хет-трик. А к 1976-му Тревор уже играл за сборную страны и очень много забивал за родной «Бирмингем», практически в одиночку удерживая его в высшем дивизионе (что характерно, сразу после продажи Тревора клуб с треском вылетел, забив меньше всех в лиге).

Пожалуй, в наше время игрок подобного калибра не задержался бы так долго в столь маленьком и бедном клубе. В 1978-м Фрэнсис даже уезжал ненадолго на заработки в североамериканскую NASL – далёкого предка нынешней MLS. За полгода аренды английский форвард забил 22 гола в 19 матчах за «Детройт Экспресс» и был включен в состав на первый в истории «матч всех звёзд» NASL вместе с Францем Беккенбауэром и Джорджо Кинальей.

Забавный логотип «Детройт Экспресс» отлично передаёт дух времени

Но самое главное было впереди. Правила «трансферных окон» в 1970-х работали иначе, нежели мы привыкли. Приобретая игрока в феврале, Клаф рисковал: Тревор мог выступать за клуб в чемпионате, но в Кубке чемпионов смог бы сыграть лишь в финале. Но Клафи не стал бы одним из величайших тренеров в истории, если бы не умел рискнуть в самый нужный момент: команда добралась до финала без своего новичка. А 30 мая 1979 года на переполненном Олимпийском стадионе Мюнхена перед самым перерывом Тревор Фрэнсис открыл счёт – гол стал единственным в матче и принёс «Форест» первый Кубок чемпионов. Гигантская фотография Фрэнсиса, наносящего решающий удар головой по мячу, до сих пор висит перед главным входом ноттингемского стадиона.

В следующем году невероятный «Форест» Брайана Клафа повторил успех в Кубке чемпионов, а для Фрэнсиса турнир вышел зеркальным отражением предыдущего: его голы вывели команду в финал, но решающий матч Тревор пропустил из-за травмы. К счастью, у «Ноттингема» в том финале нашёлся другой герой – Джон Робертсон, прошедший с клубом путь к вершине из низших дивизионов (пожалуй, о нём стоит написать отдельную статью).

Травма Фрэнсиса затянулась на полгода, по истечении которых Клаф, вовремя почуявший неладное, удачно пристроил форварда в «Манчестер Сити». «Форест» даже остался в плюсе: стоимость трансфера составила 1,2 миллиона фунтов. Тревор многообещающе стартовал в клубе, оформив в дебютном матче дубль в ворота «Сток Сити», но в течение сезона часто травмировался. Тем не менее, забив 12 голов в 26 играх, он попал в сборную Англии на чемпионат мира 1982 года.

Тем временем, у «Сити» начались финансовые проблемы. Клуб не мог себе позволить контракт Фрэнсиса, по которому ему полагалась зарплата в размере 100 000 фунтов стерлингов плюс бонусы. Это было слишком много для игрока, который регулярно выбывал из-за травм. На помощь пришла итальянская «Сампдория», готовая заплатить «горожанам» за форварда 700 000 фунтов стерлингов. В составе генуэзцев уже был британец – полузащитник Грэм Сунесс. При его поддержки из глубины великолепное атакующее трио Фрэнсис-Манчини-Виалли принесло «Сампдории» первый в истории клуба трофей – Кубок Италии 1984/85. Сам Тревор с 9 забитыми мячами стал лучшим бомбардиром турнира.

Затем в карьере Фрэнсиса была «Аталанта», «Рейнджерс», «КПР» и, наконец, «Шеффилд Уэнсдей», где форвард-ветеран продолжил творить историю, завоевав Кубок Лиги – первый трофей клуба за полвека. В «Уэнсдей» Фрэнсис и завершал игровую карьеру, параллельно начав тренерскую. Последний в истории этого клуба подъём был связан именно с его именем: третье место в сезоне 1991/92, дважды – седьмое, а также два кубковых финала, проигранных «Арсеналу». После этого 13-я строчка в сезоне 1994/95 была воспринята руководством как неудача, и Френсис был отправлен в отставку. История показала, что дело было не в нём: без своего создателя команда вскоре превратилась в завсегдатая борьбы за выживание и в 2000 году окончательно покинула АПЛ. А Фрэнсис, потренировав ещё немного родной «Бирмингем» и лондонский «Кристал Пэлас», ушёл на покой.

Два десятка лет легендарный форвард, который творил историю во всех клубах, за которые играл, отдыхал от футбола в своём доме возле испанской Марбельи. Вчера великого Тревора Фрэнсиса не стало.

Автор текста – Даниил Шульман-Симаков

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на меня в Telegram. Там я ежедневно публикую интересные авторские материалы: https://t.me/rock_n_ball

Дорогие читатели, напоминаю, что на «Спортсе» появились донаты. Если вы захотите поддержать мой блог и канал, то вы можете сделать это в комментарии.