11 мин.

100 величайших игроков в истории. Взгляд на рейтинг

Масштабный проект телеканала Tennis Channel «100 лучших игроков в истории тенниса» взывал много разговоров и споров. Не все согласны с первым местом Роджера Федерера, не говоря уже о местах других многочисленных легенд и звезд. Взгляд аналитика Sports Illustrated Брюса Дженкинса на достоинства и недостатки данного мероприятия – в блоге «С миру по Нитке».

Понимаешь, что все пошло как-то не так, если сюжет, посвященный Артуру Эшу, вызывает смех. Ну так вот вам подсказка – воздержитесь от него. Вместо того, чтобы заводиться и злиться по поводу «100 лучших игроков всех времен» канала Tennis Channel, посмотрите лучше на этот проект так, как на него и надо смотреть – как на забавный, развлекательный и очень информативный способ провести время.

В пятичасовом сериале Tennis Channel показал свой список, начиная с конца. Мне понравилось, что это было сделано именно так, потому что можно было спрашивать себя: «А этот человек действительно лучше предыдущего?» Конечно, в некоторых случаях распределение мест вызывало, скажем так, смятение. Но в таких субъективных проектах невозможно получить результат, который придется всем по нраву. Меня, например, очень порадовало то, что я много узнал о теннисе, особенно об игроках далекого прошлого.

Серьезный историк тенниса Джоэл Дракер, который часто работает на ТС, но в этот проект глубоко вовлечен не был, рассказал мне, что «никогда не видел, чтобы шоу ТС вызывало столько разговоров. За последние дни несколько победителей турниров «Большого шлема», тренеров и простых игроков-любителей со всей страны разговаривали со мной – и у всех шоу вызвало какие-то вопросы, все имели свое мнение».

Конечно, кто-то был в ярости. Уважаемый Тим Джойс написал, что проект – это «идиотизм», который выводит «абсурд на новый уровень», что он «оскорбляет оба пола», смешивая их в списке, и что даже простая попытка провести такое мероприятие – это «бесполезное упражнение для ленивых журналистов».

Человек, внесший, наверное, самый ценный вклад в проект, Бад Коллинз, тоже поначалу не слишком загорелся этой идеей. «Я подумал: «Это просто глупо. Я не буду этим заниматься». Я с большим трудом составил свой список. Но после просмотра я понял, что это очень хорошее шоу. Там много интересного видеоматериала. И мы сейчас спорим о нем – думаю, именно такой реакции они и ждали».

Конечно, не нужно быть экспертом, как Коллинз, Дракер или Стив Флинк, чтобы понять, что помещать Эша на 28 строчку – намного выше, в том числе, Джека Крамера (34) и Панчо Гонсалеса (35) – просто неправильно. «Одно дело культурная значимость, – говорит Дракер, – Но Артур Эш сам бы вежливо встал из могилы и сказал бы, что он был никак не лучше Крамера. И он бы выпрыгнул оттуда, чтобы сказать, что он не лучше Панчо. А неправильность того, что его поставили вышел его соперника Джона Ньюкомба (31), можно доказать чисто эмпирически».

Однако Дракер говорит: «Я же рассматривал этот проект иначе. Речь идет о развлекательном взгляде на историю тенниса. Самое лучшее в этом шоу – это те моменты, когда игроки говорят о великих представителях других эпох, как, например, Роджер Федерер говорил о Роде Лэйвере. Мне кажется, что шоу выдержано в отличном темпе, в нем собрано много интересного видеоматериала, оно прекрасно озвучено, умело подобрана музыка.

В течение всей программы мы слышим комментарии уважаемых экспертов – Коллинза, Флинка, Джона Барретта, Ричарда Эванса, Скотта Прайса, Джона Вертхейма, Криса Клэри, Нила Хармана, Пита Бодо, Стива Тиньора, Билла Макатии, Теда Робинсона и десятков легендарных игроков. Если и можно пожаловаться на видеоматериалы – особенно в случае с редчайшими кадрами 20-х годов – то только на то, что они проскакивают слишком быстро. Лично мне очень хотелось бы в подробностях увидеть примитивный, но на тот момент новаторский форхенд Билла Джонстона с верхним вращением. Хотелось бы больше Лью Хоуда и барона Готфрида фон Крамма (статья о нем) в любом виде (особенно, если вы читали A Terrible Splendor). Больше порывистых ударов Хелен Джейкоб и балетных движений Сюзанн Ленглен. Я бы хотел внимательнее рассмотреть великие и интригующие лица Банни Остина, Норманна Брукса, Эллсворта Вайнса, Тони Уайлдинга, Марии Буэно и Эллис Марбл.

Но и так я почувствовал себя просвещенным. По ходу передачи я сделал несколько пометок для себя:

99. Энн Хэйдон Джонс. Она всегда была в замечательной физической форме, и Билли Джин Кинг поведала, что перед «Уимблдоном»-1969, где на пути к титулу она обыграла и Маргарет Корт и Кинг, «она целый год практически каждый день тренировалась с Кеном Роузвеллом».

97. Пэт Кэш. Он был грубым и непочтительным, но признал, что Корт была одним из его кумиров, и он «скопировал ее бэкхенд».

92. Светлана Кузнецова и 87. Мари Пьерс. Был удивлен, когда увидел их в этой благородной компании. У обеих были подъемы, но в основном разочарования. Спасибо Флинку за то, что указал на пропущенную фигуру из женского тура – одного из столпов раннего женского тенниса и двукратную победительницу «Шлемов» Нэнси Ричи.

88. Амели Моресмо. Приятно увидеть ее в этом списке. Открыто признавая свою гомосексуальность, она постоянно находилась под огромным давлением скепсиса. Но ее игра была одной из самых элегантных в истории, она выиграла два «Шлема» и побыла первой ракеткой мира.

86. Тони Уайлдинг. Я о нем почти ничего не слышал, но он четыре раза подряд выиграл «Уимблдон» (1910-13), применял невиданный до него бэкхенд с верхним вращением, а еще мы (благодаря Ричарду Эвансу) узнали, что он погиб в окопах Первой Мировой.

80. Марат Сафин. Крайне приятный парень, но потенциал свой он не реализовал, и выше Джонстона (90), который в 20-е годы вел яростное соперничество с Биллом Тилденом и с ним же в паре выиграл семь US Open, его ставить не стоило.

74. Тони Роч. А вот и он – выигрывает очередной розыгрыш у сетки в парном матче. «Безусловно, лучший одноручный удар слева слета в истории», – сказал Джон Ньюкомб, выигравший с Рочем 12 «Шлемов». Какое признание! Хотя некоторым больше по душе Джон Макинрой.

70. Патрик Рафтер. Выиграл два US Open в период царствования Пита Сампраса. Ни для кого не секрет, как сильно Сампрас хотел те трофеи. Он рассказал TC, что «Пат играл в тот атакующий теннис, который на самом деле мне никогда не нравился».

64. Эллсворт Вайнс. Лично для меня это одна из самых очаровательных фигур в истории тенниса. В 30-е годы было время, когда он превосходил одновременно и Тилдена, и Баджа (статья о матче Вайнса и Баджа). Он от природы был дивным спортсменом и после тенниса совершенно без труда перешел в гольф.

62. Хана Мандликова. Достойное признание одного из самых выдающихся талантов, которые мне приходилось видеть. Выше Марии Шараповой (71)? Абсолютно справедливо. Ее атлетизм и умение пробить были на уровень выше. Она выиграла четыре «Шлема» и получила самую теплую похвалу Мартины Навратиловой, которая, однако, заметила, что «иногда ей мешала собственная голова».

58. Эллис Марбл (статья о ней). Флинк одарил ее самой высокой похвалой, сказав, что «она была первой женщиной, игравшей как мужчина». В 30-е годы ее serve-and-volley был настоящим прорывом. И она была выдающейся фигурой не только в теннисе. В годы борьбы с сегрегацией в 50-е она яро поддерживала Алтею Гибсон, а еще она была даровитой и признанной шпионкой периода Второй Мировой.

55. Густаво Куэртен. Приятный во всех отношениях, очаровательный человек, которого всегда будут помнить по его одноручному бэкхенду с верхним вращением. Самых больших успехов добился на грунте. Но поставить его выше Вайнса? Почему-то это кажется неправильным.

50. Тони Траберт. Пока Майкл Чанг (100) не сделал это в 1989, американцы не выигрывали «Ролан Гаррос» как раз со времен Траберта, который побеждал там дважды в 50-е годы. К сожалению, грунт и по сей остается заколдованным покрытием для американцев. Как подметил Бодо, «Пит Сампрас на «Ролан Гаррос» не мог обыграть никого».

39. Алтеа Гибсон. Ее храбрость и влияние на спорт, кажется, начинают забываться. Но она ворвалась в элиту в очень сложные времена и стала первым афро-американцем любого пола, выигравшим «Шлем». А еще ей покорилось чудесное достижение – она два года подряд (1957-1958) выигрывала связку «Уимблдон»-US Open.

38. Мария Буэно. Удивительно, что несмотря на все ее достижения, она получила такое слабое признание. Невероятно спортивная бразильянка выиграла семь «Шлемов», и Флинк утверждает, что «как игрок она почти ничем не уступала Кинг и Корт».

35. Панчо Гонсалес. Даже хорошо, что его с нами уже нет. Только небеса спасли бы того, кто сказал бы Панчо, что он только 35-й среди лучших игроков в истории. Я был еще ребенком, когда видел его матчи, но его захватывающая игра и яркий характер до сих пор свежи в памяти. Большая часть историков включает его в десятку лучших теннисистов всех времен, если не в пятерку.

34. Джек Крамер (статья о нем). Непонятно, как, наверное, самого влиятельного мужчину в истории тенниса можно было заслать так низко. Его игровой стиль, строившийся на постоянной атаке, изменил облик тенниса того времени и сделал его лучшим игроком 40-х годов. «У меня он был на седьмом месте, – написал Флинк, – Он был «Мистером Теннис» – выиграл три «Шлема», а потом пять лет доминировал в профессиональном туре». Еще Крамер способствовал организации АТР и всегда действовал максимально в интересах игроков.

32. Лью Хоуд. Очень часто в старых фильмах теннисисты выглядят комично старомодными – они как будто играют в другую игру. Но стиль и облик Хоуда выделяются – его на взлете хочется увидеть в матче против лучшего Федерера. Лэйвер сказал, что строил свою игру по образцу игры Хоуда, и только травмы и недостаток мотивации сдерживали Лью. «Он просто считал, что теннис не так уж важен для него».

29. Хелен Уиллс Муди. Ужасно низко для человека, который в период с 1923 по 1938 выиграл 19 «Шлемов» в одиночном разряде.

24. Сюзанн Ленглен (статья о ней). Все мы слышали истории о ее харизме, о плавности ее движений и пристрастию к коньяку в переходах. Но как-то раньше я не осознавал, что в 20-е годы она была практически непобедима, и что она сыграла просто гигантскую роль в популяризации тенниса, особенно в Англии. Она заслуживает эту позицию.

23. Фред Перри (статья о нем). А вот и он – прыгает через сетку в момент триумфа. Раньше такая практика была распространена. Почему она исчезла? «Все начали говорить, что так «скачут козликом», – говорит Коллинз, – И никто не хотел этим заниматься. Лэйвер был последним, кто это делал – когда он выиграл Большой Шлем в 1969. Потом он сказал, что не знает, почему это сделал. Ему было немного стыдно за свое поведение».

20. Кен Роузвелл. «Его звали «Мускулы», – говорит Коллинз, – Потому что у него их не было». Меня особенно порадовали чуть ли не сентиментальные воспоминания Коллинза о Роузвелле – человеке, который, кажется, играл вечно и обладал самым прекрасным одноручным бэкхендом в истории. «Малыш Кенни Роузвелл. В моем списке он почти на вершине». (Для протокола – Коллинз назвал самыми великими Лэйвера и Навратилову).

19. Моника Селеш. И вот здесь визуальный элемент передачи – особенно одна из фотографий Селеш – оказался очень полезным. На ней изображена молодая Моника, сияющая улыбкой – и она всегда была такой на пресс-конференциях после своих лучших матчей (которые она провела до нападения). На корте она билась как раненый зверь, ломала соперниц, а потом она хихикала как обычная девочка. Линдсей Дэвенпорт назвала Селеш «первой теннисисткой, которая действительно агрессивно принимала, искала любую возможность для атаки и при этом играла очень точно». И очень лестный комментарий Клэри: «Два сильнейший борца, которых я видел среди спортсменов – Майкл Джордан и Моника Селеш».

17. Рой Эмерсон. С чисто теннисной точки зрения и с точки зрения личностной привлекательности трудно понять, почему Эмерсон стоит выше соотечественников Хоуда, Ньюкомба и Роузвелла. Но эта передача проясняет вопрос, указывая на восхитительную физическую форму Эмерсона и, конечно, на 12 «Шлемов» – до появления Сампраса это был рекорд.

12. Андре Агасси. Большая часть сюжета посвящена второй теннисной жизни Агасси, тому, как он постоянно держал в тонусе Сампраса, и его невероятной координации зрения и рук (Джим Курье сказал, что у него были лучшие удары из тех, с кем ему приходилось играть). Но я не понимаю, почему он стоит выше Тилдена (16), Джимми Коннорса (15) или Макинроя (13). И я знаю, что я не одинок.

Топ-10. Любой игрок отсюда достоин того, чтобы назваться «лучшим в истории». Особенно мне понравились воспоминания Крис Эверт о том, что когда она ушла в октябре 1989 года, выше нее в рейтинге стояли только «три игрока – Мартина, Штеффи и Моника». На самом деле, последняя только в начале 1990 года вошла в Топ-3 (да, таков профессиональный теннис). Я пытался переварить в уме достижения Штеффи Граф, которая выигрывала каждый «Шлем» по четыре раза. И просто удивительно, что во времена изменившей облик тенниса карьеры Навратиловой – эти времена стали триумфом атлетизма, физической силы и разносторонней игры – она вывела игру на такой высочайший уровень, что никто из будущих поколений даже не пытался скопировать ее стиль.

Наконец, было приятно посмотреть нарезку гениальных ударов Рода Лэйвера – некоторые я хорошо помню по трансляциями с «Уимблдона» и матчам, которые я лично видел в 60-е. После Второй Мировой он был единственным игроком без изъяна – Федерер не может обыграть Рафаэля Надаля, Бьорн Борг не выигрывал US Open, достижения Крамера и Гонсалеса меркнут, потому что они играли только с любителями, а «Ролан Гаррос» стал камнем преткновения для Самапраса, Макинроя и Коннорса. Лэйвер же выиграл Большой Шлем как любитель, потом пять лет не мог играть «Шлемы», а потом в 1969 выиграл Шлем снова.

Именно поэтому мне трудно поставить кого-нибудь выше Лэйвера. Но опять-таки – я могу ошибаться. И да здравствует оживленная дискуссия.