6 мин.

Беспредел мечтаний

На домашнем матче чемпионата России по футболу между «Локомотивом» и «Крыльями Советов» служба безопасности московского клуба решилась на беспрецедентный эксперимент: убрала заградительную сетку между фанатской трибуной и футбольным полем – с целью «улучшения обзора для зрителей». Обычно она хотя и ухудшает обзор, но охраняет поле от болельщиков: сквозь мелкую сетку не пролетит даже монетка. О стадионе «Локомотив» и посещающих его болельщиках чиновники в беседах всегда говорят как о современных и цивилизованных. Но своего первого испытания свободой они не прошли. После игры уборщики газона пожинали плоды демократии: современные и цивилизованные фанаты забросали поле кто чем. Разочарованный «Локомотив» на следующий день поместил на своем сайте фотографию с кучей мусора: камни, зажигалки, монеты, батарейки и даже запечатанная карамелька «Чупа-чупс». На следующий матч «Локо» заградительную сетку решено вернуть.

Разговоры о сознательности российских болельщиков шли всю прошлую неделю с подачи министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Тот в понедельник на встрече с главой Российского футбольного союза (РФС) Виталием Мутко вынес предложение проводить футбольные матчи без помощи милиции непосредственно на стадионах – так, как это происходит в Европе (там за безопасность отвечают клубы). Глава РФС поддержал идею как новаторскую.

На Западе и правда полиции на трибунах нет. А в России блюстители порядка – главный объект ненависти всех болельщиков. Да и сами милиционеры (их на трибунах матчей Премьер-лиги присутствует от 1000 до 3000) давно мечтали избавиться от такой «почетной» обязанности. Теперь РФС предлагает эксперимент, и вновь на стадионе «Локомотив». До конца сезона там будут постепенно сокращать численность милиции на матчах – чтобы к последним турам ее не осталось вовсе, а безопасность на трибунах станут обеспечивать сотрудники стадиона и приглашенные частные охранники. МВД к этому времени подготовит поправки в законодательство, которые распространят такую практику на все крупные стадионы страны. Впрочем, эксперты не верят в реалистичность таких планов: ни стадионы, ни болельщики не готовы к расставанию с милицией.

У каждого российского болельщика найдется с десяток историй про милицию. У Сергея Градополова, фаната «Спартака» с 30-летним стажем, эта история трагичная: он был в Лужниках 20 октября 1982 г. на матче «Спартака» с «Харлемом». За несколько минут до конца игры болельщики начали расходиться, но «Спартак» неожиданно забил гол – уходящие стали возвращаться. Ступеньки, по воспоминаниям Сергея, были обледенелые, а два встречных потока никто не мог остановить. Образовалась давка, в которой погибло, только по официальным данным, 66 болельщиков.

Сергей на тот футбол ходил с отцом: они должны были попасть как раз на ту трибуну, где произошла трагедия, но опоздали на игру и зашли в ближайший сектор – тот, к счастью, был совсем далеко. Он помнит только, что «слышал крики и видел, как милиционеры бежали к трибуне останавливать толпу». Сергей убежден: в той трагедии была виновата милиция, не продумавшая плана выхода людей с трибун. Но сейчас он без оптимизма смотрит на уход стражей правопорядка со стадиона: семьей – Сергей ходит на футбол с женой и племянником – при таком раскладе на игру не пойдешь.

Похожая на «лужниковскую» трагедия случилась на британском стадионе «Хиллсборо» в 1989 г. Там в давке погибло 95 болельщиков «Ливерпуля», а в английском футболе после этого настала эпоха больших перемен. На каждом английском стадионе установили систему видеокамер, позволяющую службам безопасности контролировать ситуацию на трибунах во время матча. Билеты сделали именными, а на входе установили автоматические системы билетного контроля – в клубе во время матча наверняка знают, кто и на каком месте сидит. Благодаря этому каждый инцидент легко разбирается. Службы стадиона легко вычисляют хулигана и применяют к нему самую строгую меру: ему запрещают ходить на футбол. За 20 лет Англия почти избавилась от хулиганства на стадионах, да и полицейских там почти не осталось: теперь в них просто нет нужды.

И милиция, и РФС, предлагая отдать безопасность на матчах на откуп клубов, ссылаются на европейский опыт. «Мы же всё стремимся к европейскому подходу, а там всё четко: клубы отвечают за безопасность на аренах, силовые органы – за прилегающую территорию, нам чужого не надо», – объясняет корреспонденту Newsweek Игорь Коновалов, начальник 3-го отдела по спортивно-массовым мероприятиям ГУВД Москвы. Глава РФС Виталий Мутко в беседе с Newsweek и вовсе вошел в образ революционера: «Пришло время что-то менять».

По словам Максима Мотина, замгендиректора по развитию ФК «Москва», его клуб к отказу от милиции не готов – клубу еще развиваться и развиваться. На стадионе имени Эдуарда Стрельцова нет ни камер наблюдения, ни именных билетов. «Билетов может быть продано 5000, а на трибуне будет в два раза больше народу, для нас это нормально, – говорит Мотин. – О каком порядке на трибуне в таком случае может идти речь?»

Такая же ситуация и на большинстве других российских стадионов. Выделяется лишь «Локомотив» – там нет именных билетов, но по крайней мере работают камеры слежения. В клубе гордятся, что уже используют только 20–30% от того числа сотрудников МВД, которое требовалось раньше; все остальные потребности компенсируются собственным штатом и приглашенными чоповцами.

Мотин видит очевидные преимущества перехода на обеспечение безопасности собственными силами, ведь милиция не получает денег от клубов. «Милиционеру сказали – стой и не пущай, он и стоит, мы на него никакого влияния не имеем, – объясняет Мотин. – А чоповцу мы правила устанавливаем сами, ему можно объяснить, как болельщик может болеть». Кроме того, клуб подписывает соглашение с определенным ЧОПом на весь сезон, поэтому на каждом матче за зрителями следят одни и те же люди. «Они заинтересованы в том, чтобы хорошо сделать свою работу, их за это на следующий матч пригласят», – считает Мотин.

Финансовый вопрос для клубов не столь принципиален. Милицию они сейчас получают бесплатно, в случае перехода на ЧОПы будут платить в среднем из расчета $5 за охранника в час. Так, на матчи третьей категории сложности (самые «горячие» игры, к примеру против «Спартака») «Москве» из ГУВД столицы выделяют около 1000 человек – при переходе на частную охрану количество сотрудников можно будет сократить, а тратить клубам из своего кармана придется $7000–10 000 за игру. «Это не сумасшедшие деньги для клубов ппремьер-лиги», – считает пресс-атташе «Локомотива» Сергей Мещеряков. По его словам, клубам выгоднее заплатить, ведь это приведет к установлению на стадионе «благоприятной атмосферы» и, как следствие, увеличению зрителей.

Но даже если эксперимент на «Локомотиве» будет удачным, вряд ли практика отказа от милиции станет повсеместной, считает депутат Госдумы, некогда чиновник РФС Валерий Драганов. По его словам, отказ от милиции никак не может быть первым шагом по переходу к европейскому футболу – напротив, к этому можно прибегнуть лишь в конце длительных реформ. По словам Коновалова из ГУВД Москвы, проект нового закона о проведении соревнований выйдет из кабинетов МВД «в ближайшие два квартала» – работали над ним шесть лет. Но Драганов убежден: такой закон не примут, потому что большинство стадионов России в ближайшие годы не будут к нему готовы.

Не готовы и болельщики. Они, как и стадионы, со времен «лужниковской» трагедии тоже не изменились, в отличие от англичан. «У них пьяный фанат мне 20 раз сказал “sorry”, прежде чем попросить сигарету, да и то не как наши пятерней в пачку полез, а дождался, пока я ему достану, да еще “спасибо” сказал после этого», – с теплотой вспоминает недавнюю поездку в Англию болельщик Сергей. И вздыхает.