5 мин.

Взлет и упадок советской субкультуры «спортсменов»

Советский союз, "до профессионального спорта"

В Советском Союзе культурная ситуация было до крайности проста. Большинство субкультур были созданы искусственно и совпадали с профессиями. Колхозники, композиторы, журналисты, писатели, заводские рабочие, парикмахеры, повара - любой из этих людей мог не просто предъявить соответствующий документ, он разделял ценности людей своей профессии, придерживался норм, которые были заведены в рамках этих профессиональных сообществ. 

При этом, как ни странно, субкультуры профессиональных спортсменов довольно долгое время не было. Массовый спорт, спорт-хобби поощрялся, но вплоть до 80-х годов топовых спортсменов относили или к какому-то ведомству (милиция, армия и т.п.), или к предприятиям (например, заводам). Наверное в этом был политический и экономический смысл. Выделять новую элитарную "касту" людей, раздувать из них что-то более серьезное было опасно, ведь век спортсмена короток, а влияние какого-нибудь чемпиона мира на умы советских граждан могло быть посильнее любого политика. Действительно, пусть спортсмены будут такими же, как все, думала партия.

Тем не менее, в 80-е годы в разгар холодной войны профессия спортсмена стала настолько важна для государства, что просто не могла не появиться официально. Спортсменов или посылали или не посылали на Олимпиады, их руками, а уже не только руками рабочих на танковых заводах, стало коваться политическое влияние на остальной мир. Немалую роль сыграло развитие мировых СМИ и начало глобализации. Советские информационные поводы о строительстве новых "бамов" и ракет уже не так сильно возбуждали мировую общественность. На Западе зарождалась индустрия развлечений и спорт был ее драйвером.

Кроме того, и внутри страны к началу 80-х влияние спорта была переосмысленно. Серия хоккейного противостояния с канадскими профессионалами в 70-е годы стала сильнейшим впечатлением для советских граждан, из серии "на всю жизнь", зародив мысль о том, что наши спортсмены также уже являются и должны оставаться профессионалами, не сильно задумываясь о заводах и службе в армии. Это привело к тому, что советские спортсмены всё-таки стали единым сообществом со своей экономикой, делением на профессии и, конечно же, идеологией.

Советский союз, создание "субкультуры спортсменов"

Какие культурные ценности, нормы и идеалы пропагандировались в этой субкультуре? Конечно же те, которые бы помогли достигать целей государства. А какие цели были у государства? Решать с помощью спортсменов максимальные спортивные (по сути - политические) задачи, при этом не возвышая людей до элитного статуса, сохраняя баланс в обществе. 

Задача достижения максимальных результатов была решена с помощью привычного механизма пропаганды патриотизма, только помноженного на политическую значимость момента. Условно говоря, выступая за свой край или область, ты еще выступал за семью и родных, а выходя уровень межгосударственный, ты уже выступал орудием "межклассовой борьбы с прогнившим капиталистическим строем" и так далее. В 80-е эта идеология окончательно пришла на смену парадигме противостояния, например, "советских рабочих против шведских товарищей". Нет, теперь друг другу противостояли не отдельные классы, а политические системы. Посредством спортсменов. 

Это было довольно очевидно и не нуждается в комментариях и анализе, а вот что гораздо более интересно для наших с вами исследований - каким образом удалось не сделать новое сословие элитным? Ведь по сути спортсмены стали чем-то вроде атомной бомбы или новых Гагариных, на которых все могли начать молиться, создавая себе новых кумиров пачками!

Экономически эта задача решалась отработанным методом, а именно - внедрением сопоставимых с остальными сословиями зарплатами и премиями. А вот с культурной точки зрения работы по пропаганде "правильных" ценностей спортсменам было еще много. И этими ценностями стали: скромность, командные результаты превыше личных, замкнутость, сосредоточенность и много других черт, которые до сих пор кажутся довольно естественными. Позитивных результатов такой пропаганды было много: спортсмены достигали результатов, не отвлекаясь на что-то посторонее, при этом не мнили себя звездами и помогали товарищам достигать таких же вершин. А по окончании карьеры не думали об уходе из спорта, оставались тренерами. В общем, государству в конце концов удалось создать еще одну субкультуру с приемлемыми ценностями, которые передавались от поколения к поколению.

Кстати, "традиционность" - это отличительная черта многих советских субкультур. Эта ценность помогла спорту пережить культурный каллапс 90-х, о чем мы сейчас и вспомним.

90-е годы, кризис

Итак, наступили 90-е годы, старой системе пришел конец, рушились огромные субкультуры: пионерская была стерта с лица земли вместе со всеми лагерями, милицейское сообщество вдруг утратило главные ценности, резко снизив планку чести и достоинства; к власти в экономической сфере пришли странные околокриминальные персонажи.

Как в таких условиях выжил спорт? На мой взгляд, именно крепкая традиционная субкультура спортсменов стала фундаментом для этого выживания. Скромность помогла спортсменам добиваться высоких результатов, ставить более высокие цели в ситуации, когда холодная война кончилась и эти результаты были не так и важны. Командный дух, замкнутость и зацикленность на себе и своей работе помогли чувствовать в это сложное время плечо партнера, стимулировали его оставаться в спорте даже в кризисные моменты, когда выгоднее было стать киллером или охранником.  

Тем не менее, отдельные кризисные моменты субкультуры стали прослеживаться. Все наверное помнят, как российские футболисты начинали ругаться с руководством и отказываться от участия в турнирах; тренеры, главные носители традиций, массово уезжали за границу, спортмены индивидуальных видов перестали ориентироваться на команды, выбирая личных тренеров и т.п. Но все-таки главное испытание для субкультуры советских спортсменов было впереди.

2000-е годы, упадок

Что произошло в "стабильные" 2000-е годы? Казалось бы, положение субкультуры должно было стабилизироваться, ведь был преодолен экономический кризис, в спорт начали постепенно возвращаться стабильные деньги. Но экономика и культура - вещи разные. Когда у тебя мало денег, но тебе хватает, это не то же самое, когда у тебя их много, но хочется еще больше. Пришло время упадка системы ценностей спортсменов. 

Оказалось, что деньги, которых не было в 90-е, были губительны для старой доброй советской субкультуры, возможно - последней сохранившейся из всех. Аскетичные спортсмены смогли справиться с их отстутвием, но приток финансов свел все старания советских идеологов на нет. Постепенно у спортсменов начал пропадать командный дух, затем честность (вспомним о допинге), затем скромность и порядочность (вспомним о фразах в исполнении наших топ-звезд вроде "мы никому ничего не должны"). Одновременно с деньгами пришла и медийность, вовлеченность в шоу-бизнес и политику, а с этим вместе пришли комплексы по поводу отсутствия коммуникативных навыков. Борьба с комплексами начала выливаться в агрессию при общении с журналистами. 

Одной из главных фраз десятилетия стала реплика биатлонистки Альбины Ахатовой, почему-то восторженно тиражированная комментатором Дмитрием Губерниевым. Мол, закрою последнюю стрельбу "с нулем", куплю в новую квартиру мебельный гарнитур. Заметим, что победы в этой гонке Альбина была лишена впоследствии за употребление допинга.

Итогом десятилетки стабильности, к сожалению или к счастью, стала разобщенность субкультуры "советских спортсменов". На ее месте выросло множество новых сообществ, с различными нормами, ценностями и идеалами. Может быть, это и к лучшему, ведь разнообразие интереснее, чем успешное, но унылое болото. Разнообразие позволяет развиваться спортивной журналистике, да и, наверное, культуре общества в целом. 

Конкуренция культурных норм и ценностей десятков новых субкультур, образовавшихся на месте советской, скорее всего приведет в 10-х к чему-то хорошему, и уже намечаются интересные тенденции. Но об этом - в следующих статьях!