6 мин.

Стратегия которая работает. Развитие немецкого футбола

Двенадцать лет назад в немецком футболе наступили сложные времена. На Чемпионате Европы в Бельгии и Голландии немцы заняли последнее место в группе, пропустив вперед сборные Португалии, Румынии и Англии. После этого поражения в Германии всерьез взялись за перестройку всей футбольной системы. Теперь в Германии одна из самых зрелищных футбольных лиг, за которой следят миллионы людей по всему миру.

 

В 2000 году вся Германия следила за тем, как их команда, в которой выступали Кристиан Цигге, Микаэль Баллак и Дитмар Хамман, проигрывала всем подряд. На том турнире немцы набрали лишь одно очко.

Десять лет спустя о “бундес-машине” заговорили снова. На Чемпионате Мира в Южной Африке в 2010 году все увидели молодую и сплоченную команду. В команде появились такие игроки как: Мезут Озил, Томас Мюллер и Сами Хедира.

Теперь немецкие клубы снова успешно играют в Лиге Чемпионов и Лиге Европы.

Согласно аудиторской компании Deloitte, клуб “Бавария-Мюнхен” – самый престижный и богатый клуб Германии, который заработал 290 млн. фунтов в 2010-11 году. Еще один клуб, выступающий в Лиге Чемпионов, – это “Шальке”, обыгравший “Арсенал” из Лондона 2-0 на их поле. Третий клуб – это “Боруссия” из Дортмунда. 

Матч “Боруссии” и “Манчестер-Сити” был особенно уникален. Ведь на поле столкнулись не только команды с разным стилем игры, но у них и подходы к управлению клубом кардинально отличаются. “Манчестер-Сити” принадлежит богатому шейху из Абу Даби Манзуру бин Заеду аль-Нахуану. В свою очередь клуб из Дортмунда принадлежит болельщикам (традиционный подход в немецком футболе).Если на поле стиль игры немецких клубов постоянно меняется, то за пределами поля клубы пытаются сохранить устоявшиеся футбольные традиции и атмосферу. Это делать в эпоху глобализации и консьюмеризма довольно сложно.

Фанаты могут все еще за дешево попасть на стадион. В Дортмунде фанаты платят 11 евро за вход на легендарную Die gelbe Wand (желтую стену), трибуну для 24 000 поклонников “Боруссии”. Таким образом дети, молодежь и люди с низким достатком могут посещать матчи чемпиона Германии.

В Германии клубы Бундес-лиги и низших дивизионов придерживаются традиционной модели управления. Есть только два исключения – это “Вольсфбург” и “Байер Леверкузен”, которые принадлежат корпорациям “Volkswagen” и “Bayer”.

 

Клубы должны контролироваться членами клуба, т.е. болельщиками. Им принадлежит 50% + 1 голос акций клуба. В Германии нет никаких владельцев из других стран. Президенты клубов, даже больших, могут быть отправлены в отставку членами клуба в любое время. Клубы и футбольные лиги поддерживают эту систему, потому что она позволяет сберечь футбольные традиции.

 

Главный офис Бундес-лиги находится по адресу Джулетштрассе, 44 в финансовом районе Франкфурта. Не так давно около него можно было увидеть многочисленные протесты и демонстрации. Фанаты обвиняют представителей Бундес-лиги в том, что они перестали бороться с политиками, которые хотят обязать все клубы установить сиденья на трибунах, где сейчас можно смотреть футбол стоя.

Кристиан Зайферт, исполняющий директор Бундес-лиги в 2005 году, постарался заверить болельщиков в обратном в интервью газете “Observer”“Мы ценим фанатскую культуру в Германии. Мы последняя из крупных лиг, где фанаты могут стоять во время матчей, и никто из нас не хочет ничего менять на стадионах. Клубы хотят продавать дешевые билеты, потому что в нашей стране очень важно, чтобы люди с низким достатком могли посещать матчи Бундес-лиги. Здесь футбол – это событие, которое объединяет людей всех возрастов и с разными доходами. Политики такое сделать не могут, церковь тоже. Многие управляющие директора сами были в прошлом ярыми фанатами. Они понимают, что могли бы поднять цены с точки зрения бизнеса, но они не хотят лишать удовольствия людей. Мы хотели бы, чтобы футбол был доступен для всего немецкого общества.”

Пока в Германии самая высокая посещаемость в Европе – в прошлом сезоне на матч Бундес-лиги в среднем приходили 45 000 человек.

Следует отметить, что уровень футбола в Германии за последние годы значительно вырос. Это связано с тем, что после провала в 2000 году было принято решение Немецкой футбольной ассоциацией и Бундес-лигой выделить 700 млн. евро на футбольные академии. Герхар Майер-Форфельдер, тогдашний президент Немецкой футбольной ассоциации, провел исследование и организовал специальную научную группу, которая проанализировала современный футбол и разработала новую философию и программу развития на следующие годы.

В Германии есть еще одна важная традиция – бывшие футболисты становятся руководителями или тренерами. Присутствие таких людей как Ули Хайнесса в “Баварии” на посту президента, Руди Феллера на посту спортивного директора “Байера”, Клауса Аллофса в “Вердере” показывает, что вся система пропитана футболом.

Зайферт объяснил как появилась новая система развития молодых игроков – академии Бундес-лиги и 21 районные и 5 региональных тренировочных центров: “В 2002 году в Германии наступил большой кризис. Компания Kirch Group, которая транслировала матчи Бундес-лиги, обанкротилась. Клубы перестали получать доходы от ТВ-трансляций. Иностранным игрокам стало сложно выплачивать зарплату. Приблизительно в то же время были открыты футбольные академии. Клубы поняли, что был смысл развивать местных игроков – это позволяло экономить средства и подписывать амбициозных игроков, желающих играть.”

Юрген Клинсманн, которого назначили тренером национальной сборной в 2004 году, дал возможность сыграть за сборную таким игрокам, как Бастиан Швайнштайгер, Филипп Ламм и Лукас Подольски. Сегодня в Бундес-лиге выступает 525 игроков. Из них 60% – это немцы, средний возраст которых 24 года. Если сравнить с Англией, то в прошлом сезоне в Премьер-лиге только 39 % игроков были англичанами. В прошлом году, когда играла “Боруссия” и “Манчестер-Сити”, за немецкий клуб выступали 7 немцев, а за клуб из Манчестера – только один англичанин, вратарь Джо Харт.

Зайферт утверждает, что правило “50% + 1 голос” способствует тому, что цели клуба направлены на развитие местного футбола и достижение высоких целей в чемпионате, а не на заработок денег. Правило было введено в 2001 году, когда 36 клубов в двух дивизионах Бундес-лиги вышли из-под управления Немецкой футбольной ассоциации, чтобы вести коммерческую деятельность самостоятельно. Немецкая футбольная ассоциация отвечает только за 25 650 зарегистрированных клубов, 6,8 млн. игроков и 175 000 команд. Бундес-лига платит 3% доходов от ТВ-трансляций и 2% доходов от продажи билетов (во втором дивизионе клубы платят 3%),  чтобы помочь ассоциации развивать тренировочные и социальные программы. В итоге в Германии любительские клубы прекрасно оснащены.

Впереди у Германии много вызовов. Самый главный – Чемпионат Мира в Бразилии в 2014 году. Там станет ясно, была ли 14-летняя стратегия развития футбола правильной. Пока же следим за увлекательной борьбой немецких клубов в Бундес-лиге и Лиге Чемпионов.