5 мин.

Издалека, но о футболе

От героев войны 1812 года до Фёдора Черенкова. Размышления, вызванные интервью одного модного скульптора.

Художник, который вникал в нюансы

Я очень не люблю ходить по музеям. У меня на них аллергия. У кого-то аллергия на кошек, у кого-то на пыльцу, у кого-то еще на что, а у меня на музеи. Моя мама обожает искусство и в свое время переусердствовала, прививая мне любовь к прекрасному. Теперь, как только я попадаю в какой-нибудь музей, на меня нападает чувство ужасного дискомфорта и уныния, я теряю аппетит и впадаю в апатию.

Поэтому, когда супруга с видом, не терпящим возражений, вручила мне ребёнка и детский абонемент в Эрмитаж, я понял, что воскресный день безнадежно потерян. Робкая попытка сбежать с дочкой в аквапарк была пресечена на корню. Ну что делать – есть в жизни слово долг.

Я немного оживился, узнав, что экскурсия посвящена героям войны 1812 года. Для меня это был лучший из всех возможных вариантов посещения главного музея Санкт-Петербурга. Истории про войны и подвиги меня интересовали всегда. Есть Бог на свете!

Всё получилось даже лучше, чем я себе представлял. Экскурсия была непродолжительной и ориентирована на детей (снова удача!), а гид оказалась человеком, чрезвычайно увлечённым своей профессией. За что ей - огромное спасибо.

Основным объектом экскурсии была, конечно же, Военная галерея. Та, в которой висят 332 портрета генералов-участников Отечественной войны 1812 года, проявивших себя на полях сражений в борьбе с армией Наполеона.

Галерея

Марина Владимировна (так звали экскурсовода) – рассказала нам об истории создания галереи, о художнике-авторе портретов военачальников, об их подвигах.

А потом она попросила детей выполнить задание – попытаться охарактеризовать некоторых генералов по внешности. Просто посмотреть на картины и постараться догадаться о том, какими же были эти люди.

Меня поразило, насколько легко и точно дети давали определения черт характеров, которые они видели в лицах героев. Добрый, строгий, смелый, гордый, одинокий, скромный, закрытый, волевой и так далее. Дети легко считывали качества личностей по нарисованным лицам. Как оказалось, совсем неслучайно!

Это было почерком автора портретов – английского художника Джорджа Доу, которого специально для работы над ними, пригласил лично Александр I.

Доу обладал невероятной способностью схватывать суть человека, портрет которого ему предстояло писать. Даже если тот был уже умершим, художник не удовлетворялся каким-то изображением, имевшимся в распоряжении родственников. Он считал необходимым и обязательным расспросить близких, родных и хорошо знавших того людей.

Только составив собственное впечатление о человеке, проникнувшись знанием о его личности и характере, Доу приступал к работе. И, как отмечали современники, её результат был феноменальным всегда. Образ, запечатлённый на портрете, становился поразительно узнаваемым.

Именно благодаря такому отношению художника к выполнению задачи, сегодня в Военной галерее Эрмитажа мы видим не серые шеренги однообразных масок, а лица славных героев, единых в любви к своей стране, в презрении к смерти, но при этом таких непохожих друг на друга личностей!

Ермолов А.Г.
Тучков А.А. 4-й
Курута Д.Д.

И в этом, наверное, нет ничего удивительного, ведь подвиг имеет разное обличье. Совсем не обязательно его совершает богатырь семи футов росту, косою саженью в плечах и стальным взглядом из-под нахмуренных бровей. Героем может быть и обычный скромный человек, просто обладающий большим сердцем и силой духа. Подвиг делает человека бессмертным сам по себе. Не нужно ничего придумывать и улучшать, добавляя несвойственные черты в облик воина, давно всё доказавшего своими поступками.

Хотя, наверное, написать на первом, втором, десятом и так далее полотне образ этакого победителя было бы куда проще. Ведь сколько этих портретов военных по всей земле? И всё мундиры, эполеты, ордена, сабли… Чего в нюансы-то вникать? Генерал – значит генерал. Где уж тут проявить художественный вымысел и сделать портрет оригинальным? Голову сломаешь, а всё равно таким не станешь.

Но Доу стал. Он просто пытался чувствовать и представлять Человека, над портретом которого работал. А уже потом "надевал" на него форму, ордена, ленты и прочие атрибуты, свойственные военному того времени.

Почему английский художник считал невозможным не проникнуться историей каждого русского офицера, а российский скульптор решил, что для создания образа это лишнее – у меня вызывает полнейшее недоумение.

Думается, что для спартаковского болельщика главный памятник Фёдору Черенкову пока останется в сердце, а не в бронзе у стадиона.

Предыстория. Для тех, кто не читал интервью со скульптором

12 октября 2015 года на домашней арене московского «Спартака» был открыт памятник легенде клуба – Фёдору Черенкову.

Памятник Федору Черенкову

Значение «десятки» красно-белых для спартаковских болельщиков и необходимость установки памятника ни у кого не вызывают сомнений. Однако футбольная общественность всё же разделилась на два лагеря – на тех, кому памятник понравился и тех, кто считает, что бронзовый Фёдор оказался совершенно непохожим на себя настоящего.

Через три дня в «Спорт-экспрессе» было опубликовано интервью автора памятника любимцу спартаковских болельщиков (http://www.sport-express.ru/football/local/reviews/927583/). В нём скульптор сказал буквально следующее:

«Это официальная деятельность, поэтому всегда делаешь то, что хочет заказчик. Тем более и тема такая – особого простора для какого-то творческого самоутверждения нет. Футболист – значит, футболист. Это та область, где иногда голову сломаешь, чтобы быть оригинальным, но все равно им не будешь. Потому что скульптур футболистов по миру тысячи. Бронзовых, мраморных... Мяч, кеды. …

Вы знаете, я делал этакого победителя. Виталий, брат Федора, даже говорил: "Чего это вы его несколько выпятили?" Ну потому что все-таки воин. Некий идол…

Удалось ли хоть чуть-чуть познакомиться с игрой Черенкова? Нет, к сожалению. Я в футболе ничего особо не понимаю…

Говорите он был невероятно скромным? Вы знаете, сложно все воплотить. Это же все-таки больше для литературного рассказа. Мне кажется, что лучше отображать такие моменты в книжной серии "Жизнь замечательных людей". Мы в нюансы часто не вникаем, когда смотрим на памятники…