11 мин.

(Crazy) Crashed Ice

Жигалов

Компания Red Bull известна поддержкой экстремальных видов спорта. Crashed Ice – один из них. Спуск с горы на коньках по ледяному желобу с искусственными неровностями – зрелище как пугающее, так и захватывающее. Скорость в гонке достигает 60 километров в час! Интервью с участником соревнований, российским райдером, АЛЕКСЕЕМ ЖИГАЛОВЫМ.

Если вдруг видео в заголовке не открылось, посмотрите это: 

КАК БЫ ВЫЖИТЬ!

Какие ощущения внутри желоба?

Когда спускался в первый раз, был в шоке. Пытался потом написать отчет. В итоге не стал выкладывать.

Текст, примерно, такой: стартуешь, свист в ушах, скорость бешенная, глаза слезятся. Думаешь, как бы выжить. Силишься вспомнить трассу, повороты, траекторию прохождения. И после финиша: «Ничего себе, как круто!»

Потом, прикатавшись, чувствуешь себя спокойнее, конечно. Появляются разумные идеи. Голова начинает думать. Уже едешь не только на эмоциях.

Страха нет вообще?

Страх есть всегда! Но если умеешь хорошо кататься, знаешь, что всегда сможешь остановиться. Даже на 60 км/ч. Тормозной путь, правда, будет немаленький. Однако и трассы строятся не только из расчёта, «чтоб побезбашеннее». Но также, исходя из соображений безопасности: радиусов поворотов, контруклонов. В общем, проектируются по-грамотному.

Плюс к тому на тебе защита. Хоккейная или мото. Я раньше спускался в хоккейной экипировке. Но когда почувствовал, что такой нагрудник не спасает от прямого попадания в борт, купил моточерепаху. В ней и спина защищена гораздо лучше.

А какие последствия от прямого попадания в борт?

Пока отделывался лёгкими синяками. Просто, когда на скорости 30-40 км/ч не вписываешься в 90-градусный поворот… В хоккейной амуниции больно.

Борты

Некоторым везёт меньше – пробивают борты. Насквозь. Бывали такие случаи. Без летальных исходов, но ключицы ломают. Правда, в основном, на Riders Cup. На мировых этапах уровень катания выше. Люди лучше умеют падать, знают, где притормозить, а не нестись на полной. Даже в квалификациях, где тактика простая: «Беги!»

ЗАПОЛЗТИ В ТОП-64. НЕМНОГО ПРАВИЛ

Riders Cup, мировые этапы – в чем отличие?

Red Bull Crashed Ice – это чемпионат мира. Специально построенные трассы в центре города. Большие основательные фигуры из металлоконструкций. Лёд хорошего качества, потому что есть система охлаждения. Очень высокий уровень организации. Red Bull этим отличается. Я участвовал во многих роллерских первенствах, медалей 30 у меня висит, судя по охапке. Так вот по организации, роллерские заезды просто отдыхают.

Роллерские

А Riders Cup – это, фактически, отборочные соревнования к этапам чемпионата мира. Проводятся, обычно, на горнолыжных курортах, в естественном ландшафте. Просто заливается снег на холмах. Соответственно, трасса проще и лёд разбитый.

Чтобы попасть на мировой этап, нужно завоевать первые два-три места на Riders Cup. Или же накопить очки и, войдя в топ-64, пробиться на чемпионат мира по рейтингу.

Выиграть Riders Cup довольно сложно. Но войти, к примеру, в пятёрку и заработать 150 баллов – уже неплохо.

И потом: пятое место в Москве, десятое в Финляндии – так в сумме можно в эти топ-64 и заползти. А на мировых этапах и очков дают в 4 раза больше. Рейтинг растёт быстрее.

На Riders Cup может заявиться любой желающий?

В общем, да. Но если судьи посчитают, что вы не можете спускаться по этой горе, то вас не допустят. Хотя плохостоящие на коньках туда и не пойдут даже. Страшно же. А вообще  участников много. Человек сто всегда наберётся. Особенно на канадских или американских этапах – там Crashed Ice очень популярен.

Для участия нужна экипировка. Хорошая стоит от 30 тысяч рублей. Отличная – все 50. Но если постараться, то в тысяч 10-15 можно уложиться. Вот, например, наколенники я купил на Авито за 800 рублей. Ещё на Riders Cup есть вступительный взнос. Примерно 20-30 евро. Участие на мировых этапах  бесплатное.

Призовой фонд?

Появился с недавних пор. Всем, кто занимает с 33 по 64 места, выдают по 300 долларов. Примерно. Это далёкие места, но на мировом этапе нужно очень постараться, чтоб на них взобраться. Если занимаешь первое место, то приз около 2 тысяч долларов. Точно не скажу. А вообще, все суммы расписаны в регламенте, в который я не очень заглядываю. Не то, чтобы не стремлюсь попасть в топ-64. Просто чувствую, что мне пока не хватает. По крайней мере, в этом сезоне. Когда буду планировать войти в призы, тогда посмотрю обязательно, что же мне дадут за победу.

Белфаст

В «Формуле-1» пилоты, зачастую, проходят трассу пешком накануне гонки. Вам дают возможность ознакомиться со спуском?

По-разному. Обычно разбивают на две группы. Одна спускается со старта, вторая – с середины горы. Трек делится на отрезки – по препятствиям. Проходишь волну – тормозишь, анализируешь. Подходишь к дропу (обрыву), прикидываешь, куда после него приземляться. Прыгаешь. И так далее.

А вот по времени всё бывает сурово. Например, если в Москве, в 2011, я катался часа два, пока меня не выгнали судьи, то в Финляндии, в 2017, дали всего две попытки. Одна из которых пошла в зачет. Это реально жесть! Когда не знаком с трассой, тяжело. Но организаторы просто берегли трек – температура нулевая. Кто справился – молодец. С другой стороны – все в одинаковых условиях. Ну, кроме финнов. Трассу-то подготовили за две недели до соревнований. И местные её, конечно, изучили.

А на мировых этапах заранее не прикатаешься – гору строят, проводят соревнования и разбирают.

Трасса

JUST FOR FUN

К забегам готовишься по-особенному?

Сейчас специально не тренируюсь. Но, катаясь на роликах, коньках, в скейт-парках, соревнования держу в уме, конечно. То есть фигуры стараюсь проходить поамплитуднее, на скорости. Имитирую условия, которые будут в гонке. На коньках тренирую резкие повороты, торможения, развороты, прыжки. Всё это отрабатываю постоянно. 

Тренировка

А говоришь «не тренируюсь».

Наверное, для другого человека это звучит как «да, тренируюсь». Просто для меня этого недостаточно. Поэтому говорю «нет».

Вот в Москве знакомые ребята ходят в тренажёрный зал. Сейчас поехали в Таллинн, где есть очень хороший скейт-парк. Крутейшая площадка высокого уровня. Можно арендовать лед. Вот это тренировки. Они молодцы. Но я так не делаю.

Почему? Во-первых, много времени трачу на обучение других. Специально к этому не стремился, но так сложилось. И мне это нравится. Тренирую детей, взрослых, начинающих, продолжающих. Как старший инструктор, учу практически всему. Кроме слалома.

А во-вторых, просто не с кем. Одному тренироваться не очень интересно. Хочется, чтобы была какая-то тусовка. В Питере же  увлеченных Crashed Ice немного. И у всех собственная система подготовки, свои занятия. Они никак не совпадают с моими роллерскими. А роллеров, катающихся на мировых этапах очень мало. Я вот знаю всего двоих.

В Crashed Ice же, в основном, приходят из профессионального хоккея. Кто-то раньше занимался, кто-то сейчас играет. Есть горнолыжники. Есть люди из маунтин-байка. Но, большей частью, из хоккея. Те, кому не чужд экстрим.

А для меня Crashed Ice – just for fun, для удовольствия. В нём много адреналина. Люблю кататься, люблю прыгать. Здесь это все вместе: из коньков – скольжение, из роликов – прыжки, катания по рампам и фигурам.

Конечно, хочется занять места повыше. Попасть в рейтинг, набрать очки. Но я еду и заряд позитива получить. Участвую, потому что мне нравится. И могу это делать, особенно не тренируясь.

Ничего себе «не тренируясь» -  ты уже 116-й в мировом рейтинге и 13-й среди наших!

Я не доволен этим местом. Для меня это не круто. Этого мало. По прошлому сезону я не доволен ни московским результатом, ни финской гонкой. Нужно было лучше. И мог бы лучше! Но как-то всё решили какие-то случаи.

13-й в мировом рейтинге из русских? Точно? Звучит круто, конечно… Ну как-то так получилось.

А вообще хотелось бы, чтобы больше народу занималось Crashed Ice. С одной стороны, понимаю – для этого нужны условия. Скейтпарки, например. А с другой, условия эти всегда можно создать самому.

КАЗАНЬ НЕ БРАЛ

На соревнования ты же отправляешься не один – есть ли среди вас конкуренция?

Езжу с такими же участниками, как я. Вот в Финляндии нас человек десять было. В Москве много райдеров живёт. Когда московский этап проводится, им и ехать никуда не надо. В Питере есть несколько человек, которые всегда готовы поехать.

Что до конкуренции – она только на льду. За его пределами вместе живём, тусуемся, делимся советами, тренируемся. А на льду, да – и толчки, и падения, и обиды: «Ты меня толкнул!», «Я тебя не толкал!» – в общем, рабочие моменты. Да как в любом виде спорта – в лёгкой атлетике, лыжах или биатлоне.

Занимался чем-то?

Тхэквондо. Года три в детстве. А на коньки встал только в 20 лет. Друг вытащил на каток. Понравилось. Потом зима закончилась, надо было на чём-то дальше ездить. Так и появились ролики.

А как появился Crashed Ice?

Совершенно случайно. Я ехал в командировку. Друг скинул ссылку: «Смотри, какие соревнования. Тебе должно быть интересно. Там и коньки и прыжки – роллерская тема». И соревнования, главное, в Казани, куда я еду по работе! Вот прямо в поезде сижу. Читаю правила – нужна форма. Разговорился с попутчиком. Он говорит: «Я тебе всё достану! У меня родственник на стадионе работает. Всё организую». Я довольный. Потом вижу требование: «при себе иметь загранпаспорт». Квалификация на мировой этап – поэтому. В общем, не сложилось тогда. Не брал Казань.

Но через пару недель были отборочные соревнования в Москве. Занял 3-е или 4-е место. Чуть-чуть не дотянул до квалификации, не хватило нескольких сотых. А на следующий год легко прошел с первого места в Челябинске.

Челябинск

УЧУСЬ ТОМУ, ЧЕГО НЕ УМЕЮ

А в роликах ты себя к какому направлению причисляешь?

Я занимаюсь фрискейтом – свободным катанием по городу. Мне интересно быстро ехать, но не наперегонки, как спидскейтеры. У них я, в своё время, обучался технике катания. У спидскейтеров проводятся забеги на 5, 10, 42 километра. А соревнования по фрискейту – это прыжки в высоту через планку. Прыжки в высоту через планку с трамплина. Какой-то стайлджамп – это трюки с трамплина.

Есть ещё скольжение. Для него используются специальные ролики с плейтами, чтобы было на чём скользить. Происходит смешение стилей. Вот сейчас появился пауэрблейдинг. Там фрискейтеры скользят по перилам:

Есть экстрим – это прыжки, агрессивный спорт. Роллеры в скейт-парках ставят трюки, градусы. Вертовики, например, катаются на четырехметровой рампе. Вылетают с неё на четыре метра вверх. Потом со всех этих восьми метров падают обратно и снова улетают. Уже в другую сторону. А в процессе всего этого крутят 720, 900 градусов. Какие-нибудь флипы делают. Это вращение через голову. Я не агрессивщик, но у них могу чему-то научиться и для себя. Вообще периодически у кого-то беру уроки. Учусь тому, чего не умею.

Есть и такое?!

Да конечно! Тренироваться можно всю жизнь. Если прыгаешь 540 градусов, всегда можно научиться делать 720. Если умеешь 720 – никогда не поздно тренировать 900 и так до бесконечности. Сейчас вот на роликах и четыре оборота крутят.

Как семья относится к твоему увлечению – спокойно или ты уходишь тайком по ночам?

Поначалу все были немножко в шоке и говорили: «Да зачем тебе это надо?!». Но сейчас уже привыкли. Переживают, конечно. Всё-таки травмоопасный вид спорта. Но смирились, потому что я ведь всё равно буду ездить. Тем более, это единственное моё серьёзное увлечение с таким адреналином. Ну, не считая четырехметровой рампы. Кататься на роликах и коньках я умею. Поэтому ситуацией на горе владею – однозначно.

Нааш

Сокращённый вариант текста, но с допонительными фото и видео:) опубликован здесь: http://ponedelnikmag.com/post/crashed-not-crazy