20 мин.

Рекорды Ферстаппена и Ред Булла, подиумы Алонсо, поулы Леклера. Какой мы запомним Формулу-1 в 2023? Часть 1

Закончился 74-й чемпионат мира Формулы-1, исход которого большинство могло предвидеть до начала предсезонных тестов. Этот сезон можно описать одним словом - «рекордный». Бесконечное количество рекордов Макса Ферстаппена и Ред Булла, еще одна неудавшаяся попытка установить рекорд по количеству проведенных за год этапов. Очевидно, что борьба за чемпионство закончилась после нескольких этапов (в начале сезона некоторые верили, что Пересу удастся навязать борьбу Максу, но уже скоро всё стало понятно). Но Формула-1 прекрасна тем, что участвуют 20 гонщиков, 10 команд и у каждого пилота или коллектива своя история в течение сезона. Хотелось бы оценить успех гонщиков и команд за минувший год по десятибалльной шкале, заодно вспомним лучшие моменты уходящего сезона. Конечно, выставленные оценки являются субъективным мнением автора, так что у каждого может быть отличающаяся позиция.

Макс Ферстаппен - 10/10

Другой оценки у Макса быть не могло, потому что он провел идеальный сезон, выиграв 19 гонок, побив несколько рекордов, главный из которых - количество побед подряд у одного гонщика. По различной статистике, этот сезон Ферстаппена можно назвать самым «доминирующим» за всю историю Формулы-1. И если в 2022 году Феррари в начале были готовы бороться, то в 2023 ни у кого не было шансов противостоять Максу. Это демонстрирует двукратный(!) отрыв от второго места. Если бы не Гран-при Сингапура, который не подошел команде, Макс мог повторить успех Михаэля Шумахера, оказавшись на подиуме во всех гонках сезона. Однако стоит учитывать, что в 2002 году было 17 этапов, так что рекорд по количеству подиумов за один сезон теперь тоже у Ферстаппена. Неизвестно, сколько ещё придётся наблюдать за победами в чемпионате в одну калитку, но пока что точно можно сказать: Макс Ферстаппен - трехкратный чемпион. И к 26 годам он уже находится на третьем месте по общему количеству побед. Поистине великий сезон от нидерландца.

Место в личном зачете в 2022: 1 Место в личном зачете в 2023: 1 Лучшие воспоминания: Установление множества рекордов и звание трехкратного чемпиона мира. Худшие воспоминания: Гран-при Сингапура

Макс Ферстаппен - трехкратный чемпион мира
Встреча рекордсмена прошлого с рекордсменом настоящего

Серхио Перес - 5/10

Слабый сезон от мексиканца. Всем понятно, что нынешний болид Ред Булла конструируется под Ферстаппена, но ведь не настолько же плохо было хотя бы в прошлом сезоне (хотя в этом он стал вице-чемпионом). В начале некоторые верили, что Серхио будет бороться, потому что в конце прошлого сезона мы узнали о конфликте внутри команды, появившийся после квалификации в Монако и достигший апогея в конце гонки в Бразилии, когда Макс не уступил шестое(!) напарнику, показав, что не получится просто так его задвинуть. Но Серхио сам ликвидировался, ухудшив свои результаты в квалификации. Если в 2022 Перес всего лишь 3 раза не попал в заключительный сегмент, то в этом сезоне он не проходил в третий сегмент квалификации 5(!) раз подряд (с Гран-при Монако до Гран-при Великобритании), а за весь сезон целых 8 раз оказывался вне десятки лучших. В среднем его позиция в квалификации - восьмая, что является худшим показателем среди всех представителей топ-3 команд. Поэтому мы в течение всего сезона наблюдали за прорывами Перес из глубины пелотона. Ему удалось таким образом стать вице-чемпионом ещё в Лас-Вегасе, но если бы не дисквалификация Льюиса в Остине, то борьба бы могла идти до последней гонки. Каких-либо надежд на Серхио на сезон 2024 года нет, потому что, вероятнее всего, результат останется таким, если не станет хуже.

Место в личном зачете в 2022: 3 Место в личном зачете в 2023: 2 Лучшие воспоминания: Уикэнд в Азербайджане Худшие воспоминания: Сход в первом повороте Мексики

Ред Булл - 10/10

Это был первый сезон, когда за командой не смог наблюдать её основатель - Дитрих Матешиц. Думаю, он гордился бы успехами команды, потому что это был феноменальный сезон от австрийского коллектива. Злополучный Гран-при Сингапура помешал победить во всех гонках сезона, но может это и к лучшему для команды - есть куда стремиться в сезоне 2024. Очевидно, что Ред Булл - лучшая команда этого сезона во всех аспектах. Остается верить, что Кристиан Хорнер и Джанпьеро Ламбьязе смогут продолжать мотивировать Макса на победы, а Эдриан Ньюи продолжит строить свои самовозы.

Квалификации: Ферстаппен 20:2 Перес Гонки: Ферстаппен 18:2 Перес Шутауты: Ферстаппен 5:1 Перес Спринты: Ферстаппен 3:1 Перес

Место в Кубке конструкторов в 2022: 1 Место в Кубке конструкторов в 2023: 1 Лучшие воспоминания: Победа в Кубке конструкторов на Гран-при Японии Худшие воспоминания: Гран-при Сингапура

Льюис Хэмилтон - 9.5/10

После невзрачного прошлого сезона, когда семикратный чемпион мира проиграл напарнику, он показал свой высочайший уровень в этом, без особых трудностей заняв третье место в личном зачёте. Сезон получился бы идеальным, если бы получилось прервать печальную серию без побед, которая длится с Гран-при Саудовской Аравии 2021, и стать вице-чемпионом. Но этого не получилось сделать, поэтому наивысший оценки быть не может. Хэмилтон отметился единственным поулом на Гран-при Венгрии, обогнав Макса на несколько сотых секунд. Помимо того, Льюис заработал очки во всех гонках этого сезона, в которых добирался до финиша, чем может похвастаться только он и Ферстаппен. Пока что нельзя ничего предсказывать насчёт следующего сезона, так как неизвестно, как команды подойдут к нему. Маловероятно, что Хэмилтону до смены регламента получится как-то навязать борьбу Максу и Ред Буллу, так что повторение успеха этого сезона уже будет отличным достижением.

Место в личном зачете в 2022: 6 Место в личном зачете в 2023: 3 Лучшие воспоминания: Гран-при Австралии Худшие воспоминания: Гран-при Австрии и Сан-Паулу

Джордж Рассел - 7/10

Этот сезон вышел у британца хуже, чем прошлый. Причём непонятно, почему так вышло. Всего 2 подиума на Гран-при Испании и Абу-Даби в сравнении с 8 подиумами в прошлом сезоне, включая победу на Гран-при Сан-Паулу, выглядят очень скромно. Причем нет чего-то, за что хочется критиковать Джорджа, просто его выступления были хуже, чем у Льюиса. Главная ошибка, допущенная Расселом, была в Сингапуре, когда на последнем круге задел стену, упустив место на подиуме. Также ему не повезло со сходом в Австралии, ведь там темп был отличным. Закономерным результатом стала самая низкая позиция в чемпионате у гонщика, выступающего за Мерседес, с 2012 года. Но думаю, что уже в следующем сезоне Рассел сможет восстановить результаты 2022 года.

Место в личном зачете в 2022: 4 Место в личном зачете в 2023: 8 Лучшие воспоминания: Подиум на Гран-при Испании Худшие воспоминания: Авария на последнем круге в Сингапуре

Мерседес - 8/10

Уже второй год подряд «трехлучевые» не могут вернуться на трон, который был их на протяжении 8 лет. Сезон 2022 заканчивали с одной из быстрейших машин пелотона, что и показала победа на Гран-при Сан-Паулу. Но уже в Бахрейне у пилотов Мерседеса не было никаких шансов даже на борьбу за место на подиуме. По ходу сезона они компенсировали все неудачные идеи при концепции машины. Хотя Мерседес смог занять второе место в Кубке конструкторов, не верится в сильный прогресс в дальнейшем, потому что представители чемпионского коллектива 10-ых уже покидают команду. Например, Главный технический директор Мерседеса Майк Эллиотт покинул команду после 11 лет сотрудничества, потому что его идея с понтонами провалилась. Посмотрим, что будет дальше, но пока больше верится, что Вассёр сможет построить более конкурентоспособную команду.

Квалификации: Хэмилтон 11:11 Рассел Гонки: Хэмилтон 12:5 Рассел Шутауты: Хэмилтон 2:4 Рассел Спринты: Хэмилтон 2:4 Рассел

Место в Кубке конструкторов в 2022: 3 Место в Кубке конструкторов в 2023: 2 Лучшие воспоминания: Двойной подиум на Гран-при Испании Худшие воспоминания: Дисквалификация Льюиса Хэмилтона на Гран-при США

Шарль Леклер - 8.5/10

Кажется, что занятое место в личном зачете низкое по сравнению с прошлым сезоном, да и побед не было, но высокий уровень остался при монегаске. Шарль отметился 4 поулами, но это ему никак не помогло. Вообще, монегаск идёт сейчас на повторение антирекорда Рене Арну, не реализовав на данный момент 12 поул-позиций. Но в конце сезона Феррари улучшили свои результаты, прибавил и сам Шарль. У него могла быть первая победа в Лас-Вегасе, если бы не пейс-кар и странные действия Феррари (а можно было другое ожидать?). По прошлому сезону мы видели, насколько Леклер лучше Сайнса, если есть машина, готовая бороться за победы. Шарль остаётся одним из самых сильных пилотов в пелотоне, так что остаётся только надеяться, что Феррари смогут построить достойную машину для своих гонщиков.

Место в личном зачете в 2022: 2 Место в личном зачете в 2023: 5 Лучшие воспоминания: Выступление на Гран-при Лас-Вегаса Худшие воспоминания: Неудавшаяся попытка стартовать на Гран-при Сан-Паулу

Карлос Сайнс - 8/10

Главное событие, связанное с Карлосом - победа на Гран-при Сингапура, единственная гонка, где выиграл не Red Bull. Конечно, это удалось не без помощи напарника, но об этом позже уже никто вспоминать не будет. Испанец отметился двумя поулами - на Гран-при Италии и Сингапура. Вообще, этот двойник прошёл великолепно для него, ведь было важно оказаться в Монце выше напарника. Однако весь сезон был перечеркнут выступлением на последнем этапе, когда он разбился в практике, и было потрачено мало времени на тренировки, что привело к плохому результату, не позволяло Феррари занять второе место в Кубке конструкторов. Достойное выступление от Сайнса-мл., но неизвестно, как сложится его судьба, если у Феррари получится приблизиться к Ред Буллу в следующем сезоне.

Место в личном зачете в 2022: 5 Место в личном зачете в 2023: 7 Лучшие воспоминания: Победа на Гран-при Сингапура Худшие воспоминания: Потерянные очки на рестарте Гран-при Австралии

Феррари - 7.5/10

Это был первый сезон с новым руководством во главе с Фредериком Вассёром. Чемпионскую машину сразу не построили, и сезон мог закончиться намного хуже, если бы вторые пилоты Макларен, Астон Мартин и Мерседес выступали наравне с первыми, но такого не случилось. В этом и заключается преимущество Феррари - у них  самая сильная пара пилотов на данный момент. Командная работа помогла и победить в Сингапуре, потому что пришлось пожертвовать Леклером, чтобы Сайнс победил. Главная проблема Феррари заключается в том, что им необходимо в случае борьбы за чемпионство выбрать лидера, иначе будет тяжело удержать обоих, ведь обязательно кто-то из них будет недоволен. В этом сезоне несколько раз слышали недовольства действиями команды по радио от Шарля и Карлоса. Эти недовольства есть и у фанатов, которые смотрели последнюю гонку сезона, не понимающих стратегии итальянцев для Сайнса. Феррари нужно постараться за зимние каникулы, почему-то верится, что Вассёр сможет вернуть команду к постоянным победам.

Квалификации: Леклер 15:7 Сайнс Гонки: Леклер 11:5 Сайнс Шутауты: Леклер 3:3 Сайнс Спринты: Леклер 3:3 Сайнс

Место в Кубке конструкторов в 2022: 2 Место в Кубке конструкторов в 2023: 3 Лучшие воспоминания: Победа Сайнса на Гран-при Сингапура Худшие воспоминания: Финиш без очков на Гран-при Австралии

Ландо Норрис - 9/10

Ландо смог улучшить результаты прошлого сезона, хотя казалось вначале, что их будет невозможно достичь. В 2022 Норрис стал единственным гонщиком, который смог подняться на подиум, будучи представителем команды не из топ-3 Кубка конструкторов (Гран-при Эмилии-Романьи). В начале же 2023 мы увидели два печальных финиша на 17 месте от Ландо, но дальше начался прогресс и Макларена, и Норриса. Таким образом, начиная с Гран-при Австрии, если британец добирался до финиша, то только очки. За этот период он побывал на подиуме 7 раз (6 раз вторым, 1 раз третьим), что, например, больше, чем у Льюиса Хэмилтона за весь сезон. Насколько это было возможно, Норрис компенсировал неудачный старт сезона, став, вероятно, вторым по скорости гонщиком пелотона. Единственное, чего не хватает - первой победы, которая была так близка в России в 2021 году... Как пошутил сам Ландо: «Росберг завершил карьеру после первого чемпионства, я завершу после первой победы». Надеемся, что первая победа придет к нему уже в следующем сезоне и он не завершит карьеру после этого!

Место в личном зачете в 2022: 7 Место в личном зачете в 2023: 6 Лучшие воспоминания: Уикэнд в Сан-Паулу Худшие воспоминания: Гран-при Лас-Вегаса

Оскар Пиастри - 8.5/10

На счету Оскара один из самых ярких и успешных дебютных сезонов за последнее десятилетие (а может даже больше). Хотя так же, как и у Ландо, всё начиналось не так красиво, как продолжилось. Дебютировал Пиастри с бэкграундом с прошлой летней паузы, когда он успел стать пилотом «Альпин», через социальные сети сообщить, что это не так, и стать пилотом «Макларена» на следующий сезон. Первые очки были взяты в Австралии, но перед началом десятого этапа австралиец заработал всего 5 очков. Но дальше был переломный Гран-при Великобритании, после которого мы увидели, что Оскар реально стоил той борьбы, которую устроили за него команды. Третье место в квалификации на Сильверстоуне, хотя до этого лучшим результатом было девятое место. Дальше было второе место в шутауте в Бельгии, там же лидерство под дождем после своевременного пит-стопа. Первый подиум в карьере был в Японии. А дальше и Гран-при Катара, где Пиастри выиграл и шутаут, и спринт. Очень достойное выступление дебютанта на фоне одного из лучших пилотов современности. Остается надеяться, что австралиец это все не растеряет в следующем сезоне, потому что, возможно, мы наблюдали за появлением одного из главных персонажей будущей Формулы-1.

Место в личном зачете в 2022: - Место в личном зачете в 2023: 9 Лучшие воспоминания: Уикэнд в Катаре Худшие воспоминания: Гран-при Майами

Макларен - 8/10

Смотря на результаты гонки в Бахрейне, было сложно представить, что Макларен в конце сезона будет выше Астон Мартина в Кубке конструкторов. Но у них это получилось. Команде из Уокинга плохо давались трассы с длинными прямыми, поэтому, например, финиш в Майами на 17 и 19 месте можно понять. Но преображение Макларен, которое началось с Гран-при Великобритании, не может не влюблять в команду. Если бы доработанная машина была с начала сезона, возможно, вице-чемпионом стал бы и Ландо, уж слишком быстрым он был во второй части. Несмотря на дебют, одному австралийцу удалось успешно заменить соотечественника, и в случае, если Норрис все-таки перейдет в Ред Булл, о чём шли слухи, то Пиастри будет готов взять на себя звание первого пилота. Если, конечно, не пригласят звездного гонщика со стороны. Если Макларен начнёт следующий сезон так же, как и заканчивал этот, то они уверенно могут бороться за второе место в Кубке конструкторов, а в некоторых гонках Норрис будет навязывать борьбу за победу Ферстаппену.

Квалификации: Норрис 15:7 Пиастри Гонки: Норрис 14:4 Пиастри Шутауты: Норрис 4:2 Пиастри Спринты: Норрис 3:3 Пиастри

Место в Кубке конструкторов в 2022: 5 Место в Кубке конструкторов в 2023: 4 Лучшие воспоминания: Уикэнд в Катаре и Бельгии Худшие воспоминания: Гран-при Майами

Фернандо Алонсо - 9/10

Великолепный сезон от Фернандо Алонсо: 8 подиумов… и это в 42 года! Кто мог предсказать, что в первых восьми гонках Фернандо побывает на подиуме шесть раз. На Гран-при Монако Алонсо мог и победить при определенном стечении обстоятельств. Но после этого темп команды упал, с этим пропали и блестящие результаты. Алонсо показал себя в Зандворте и Бразилии, где приехал на подиум. Особенно запомнилась борьба Фернандо с Серхио Пересом на заключительных кругах Гран-при Сан-Паулу. Испанец радовал нас не только блестящим пилотажем, но и контент-мейкингом за пределами трассы. Этот сезон был бы идеальным, если бы Алонсо выиграл еще и гонку, но этого не случилось. Пока что он не собирается заканчивать карьеру, поэтому и дальше будет обновлять собственный рекорд по проведенным гонкам.

Место в личном зачете в 2022: 9 Место в личном зачете в 2023: 5 Лучшие воспоминания: Вся первая часть сезона Худшие воспоминания: Гран-при Сингапура

Лэнс Стролл - 5/10

Неудача настигла канадца до начала сезона - Стролл пропустил тесты из-за поломанных запястий. Решение выступать, несмотря на оставшуюся боль, выглядело безумным, и никто не понимал, для чего этого. Лэнсу помогали выбраться из машины, а в воскресенье…отличный заезд с итоговым шестым местом. В Австралии уже было 4 место. Лэнс зарабатывал очки, но в это время Алонсо заезжал на подиум из гонки в гонку. Когда машина стала уступать конкурентам, начали возникать трудности, и многие болельщики, как обычно, хейтили Лэнса. Апогей хейта пришелся на 6 гонок (от Италии до Мексики), когда Стролл не выходил из первого сегмента, в квалификации Сингапура разбил машину так, что не смог стартовать, а в Катаре толкнул своего физиотерапевта. Но два подряд уверенных этапа в Бразилии и Лас-Вегасе с третьим место в квалификации в Сан-Паулу чуть сгладили ситуацию. Посмотрим, как себя Стролл покажет в следующем сезоне. Учитывая появившиеся слухи о продаже команды, может это будет последним сезоном канадца в Формуле-1.

Место в личном зачете в 2022: 15 Место в личном зачете в 2023: 10 Лучшие воспоминания: Гран-при Сан-Паулу Худшие воспоминания: Гран-при Сингапура

Астон Мартин - 8.5/10

Астон Мартин не прогадал с подписанием испанского маэстро. Учитывая, что с Алонсо и в неудачные годы оставались фанаты, а тут, в 42 года, он приезжает на подиумы, то команда приобрела своих фанатов. Но Астон Мартин не смог улучшить концепт начала сезона, поэтому с каждым этапом падал всё ниже и ниже, редко участвуя в баталиях за большие очки. Британцы могли замахнуться на четвертое место в кубке конструкторов, но Макларен уехал слишком далеко в конце сезона. В любом случае, в этом сезоне команда превзошла прошлый результат более, чем на 200 очков. Стремительный прогресс за год, но чтобы удержать эту позицию, необходимо вернуть фору старта сезона, когда фанаты верили, что Алонсо сможет навязать борьбу Максу. Если так и будет в следующем, то это будет безумством, потому что после Макларен Хонда думали, что Алонсо завершил карьеру. Но он вернулся в 2021, и с каждым годом становится только лучше. Необходимо, чтобы Стролл наконец-то начал показывать результаты, схожие с результатами испанца.

Квалификации: Алонсо 19:3 Стролл Гонки: Алонсо 14:2 Стролл Шутауты: Алонсо 5:1 Стролл Спринты: Алонсо 3:1 Стролл

Место в Кубке конструкторов в 2022: 7 Место в Кубке конструкторов в 2023: 5 Лучшие воспоминания: Гран-при Сан-Паулу Худшие воспоминания: Гран-при Сингапура

Чтобы не делать пост огромным, я принял решение разделить его на две части, так что вторая часть выйдет совсем скоро. Но и в Формуле-1 в этом сезоне получилось так, что чемпионат поделился на две части. Шестая команда Кубка Конструкторов, Альпин, с которой начнётся следующая часть, по очкам находится ближе к последнему месту, чем к Астон Мартину. В этом сезоне была четко выделенная пятерка команд, которая в большинстве гонок и разыгрывала очки. В личном зачете первые 10 мест заняли гонщики этих команд.

Я, например, болею за Лэнса Стролла, на протяжении всего сезона было грустно наблюдать, как Фернандо на такой же машине приезжает на подиумы, пока Лэнс, в лучшем случае, борется за места в конце очковой десятки. Но два подряд финиша на пятой позиции в конце сезона обрадовали. Пишите, чем вам запомнились представленные гонщики и команды. Возможно, за одного из них вы болеете, как и я. Какие эмоции у вас вызвал прошедший сезон Формулы-1, чего вам не хватило в нём и что вы хотите увидеть в следующем?