14 мин.

Титул Стивена Джеррарда — одно из величайших достижений бывшего игрока сборной Англии

«Возможно, у тебя никогда больше не будет шанса взяться за такую работу. Если он решит уехать, то поедет в великолепный футбольный клуб, который большую часть десятилетия пребывал в депрессии. Ты приедешь туда, получишь наполовину правильный клуб, и он станет богом.»

Если и был кто-то, кто понимал тот вызов, который был брошен Стивену Джеррарду летом 2018 года, то это был Грэм Сунесс.

Тридцать два года назад Сунесс, как и Джеррард, колосс полузащиты и капитан «Ливерпуля», выигравший Кубок чемпионов, пришел к выводу, что «Рейнджерс» — идеальное место для начала своей тренерской карьеры. С их последнего титула в Шотландии прошло восемь лет, и, не считая все более одностороннего соперничества Старой фирмы с «Селтиком», существовала «Новая фирма», состоящая из «Абердина» и «Данди Юнайтед», процветавшая в Европе под руководством Алекса Фергюсона и Джима Маклина, соответственно.

Сунесс пришел как шаровой таран, его первый сезон (в качестве играющего тренера) был шквалом красных карточек, вспышек анти-истеблишмента, громких трансферов, таких как Крис Вудс и Терри Батчер, и, в конце концов, восторженных празднований. Их первый чемпионский титул за девять лет был завоеван в эмоционально заряженный день на Питтодри, где, как и в его дебюте против «Хиберниана», он был удален. Без него на скамейке, его игроки удержались за ничью 1:1 , и Сунесс позже вышел из раздевалки, сначала немного застенчиво, чтобы заявить, что хочет доминировать в шотландском футболе на долгие годы. Это предложение было с интересом поддержано председателем Дэвидом Холмсом, который сказал, что он «обязан» советом директоров «привести клуб туда, где мы и хотим находиться. На вершину в Европе.»

Это была другая эпоха, та, в которой Сунесс мог заманить игроков английской сборной через границу, а фанаты «Рейнджерс» могли законно мечтать о том, чтобы стать лучшей командой Европы (и они, конечно, были где-то рядом с этим под руководством Саунесса в 1987/88 годах или его преемника Уолтера Смита пять лет спустя), но параллели с успехом Джеррарда многочисленны — и это еще до того, как можно прийти к тому, что Джеррарда удалили на трибуны за то, что он сцепился с рефери в перерыве матча против «Ливингстон» в среду вечером, что означало, что он был отстранен от бровки в субботней победной игре над «Сент-Мирреном». В качестве акта уважения Сунессу это почти непревзойденно.

На этот раз это были 10 лет сдерживаемого разочарования — и реального гнева и унижения, если учесть все, что пережили болельщики «Рейнджерс» за последнее десятилетие. К сожалению, на Айброкс не было болельщиков, которые могли бы насладиться победой, которая привела их в пределы досягаемости, но Джеррард, как и Сунесс, сделал нечто впечатляющее в своей первой работе в качестве тренера. При всем очевидном злорадстве из-за того, что «Селтик» лишился этого давно ускользающего подвига — 10 титулов подряд, что вполне понятно, учитывая всепоглощающий характер соперничества в Глазго, первый чемпионский титул за 10 лет тем более впечатляет, если учесть ту глубину, из которой вышли «Рейнджерс», и потерянные позиции, которые им пришлось наверстывать за последние три сезона.

Джеррард ревет от восторга, когда его «Рейнджерс» победил «Сент-Миррен» в субботу, а в воскресенье выиграл титул (Фото: Джейн Барлоу/PA Images via Getty Images)

Регресс «Селтика» после ухода Брендана Роджерса (и, возможно, чуть раньше), конечно, является значительной частью этой истории, но «Рейнджерс» не выиграл лигу просто по умолчанию. Они сделали это с шестью матчами в запасе, выиграв 28 и сыграв вничью четыре из своих первых 32 матчей, забив 77 голов и пропустив всего девять. В своем первом сезоне управлением команды на Айброкс он набрал 78 очков и был выбит из Лиги Европа на групповом этапе. В его третьем сезоне они еще могут сравняться с рекордом «Селтика» в 106 набранных очков и достичь 1/8 финала в Лиге Европа.

Некоторые, южнее от границы (прим.пер.: читай — англичане), пожмут плечами и скажут, что, поскольку это «только» шотландский футбол — это ничего не значит. Вероятно, это будут те же самые люди, которые так же пренебрежительно относились к трофейным коллекциям «Селтика» и рекордным кампаниям при Роджерсе. Очевидно, любой мог выиграть лигу с «Селтиком». Или с «Рейнджерс». Погоди, это ведь не совсем так работает, правда?

Что можно сказать с уверенностью, так это то, что это одно из величайших тренерских достижений бывшего игрока сборной Англии в наше время. Звучит ли это как гиперболическое утверждение? Это совсем не так, если учесть плачевный послужной список английского футбола, когда дело доходит до продолжения первоклассной игровой карьеры с первоклассными достижениями в качестве тренера.

Некоторые из величайших английских тренеров были бывшими сборниками (сэр Альф Рэмси, Билл Николсон, Дон Реви, Брайан Клаф, сэр Бобби Робсон, Терри Венейблс), но истории успеха в последующие десятилетия были более скромными. Были многочисленные выходы в более высокий дивизион (у таких людей как Джек Чарльтон, Джимми Армфилд, Алан Болл, Алан Маллери, Джо Ройл, Джерри Фрэнсис, Стив Коппелл, Кевин Киган, Гленн Ходдл, Брайан Робсон, Терри Батчер, Питер Рид, Стив Макмахон и Пол Инс), несколько трофеев за рубежом (у таких как Гордон Милн в Турции, Терри Фенвик в Тринидаде и Тобаго, Рид и Питер Уит в Таиланде, Джон Грегори в Индии), одинокий Кубок Англии (Ройл с «Эвертоном») и Кубок Лиги (Брайан Литтл с «Астон Виллой») и некоторые несомненные успехи в завоевании сердец и умов (Чарльтон со сборной Ирландии, Киган в «Ньюкасл Юнайтед», в частности, даже Гарет Саутгейт на последнем Чемпионате мира), но в последнее время редко можно было увидеть, как какой-либо английский тренер выигрывает трофей, не говоря уже о том, что за ним стоит выдающийся игровой рекорд. Сто четырнадцать матчей за сборную Англии в качестве игрока, а теперь еще и чемпионский титул в качестве тренера.

В прошлом игроки обычно входили в карьеру тренера скорее случайно, чем намеренно — часто сначала в качестве играющего тренера, как Сунесс в «Рейнджерс», Кенни Далглиш в «Ливерпуле» или Ходдл в «Суиндон Таун», а затем в «Челси». Некоторые обнаружили, что их аура и их положение среди сверстников делает большой крюк, по крайней мере, на короткое время, но многим, казалось, не хватало искушенности или тактического любопытства, которые принесли бы продолжительный успех. Даже те, кто, казалось, обладал гораздо большей степенью искушенности, такие как Ходдл или даже Рууд Гуллит и Джанлука Виалли, которые последовали за ним в качестве играющего тренера в «Челси», не достигли ничего похожего на длительный успех в управлении клубом.

Джеррард принадлежит к поколению, которое поощрялось к тому, чтобы рассматривать тренерство и коучинг как нечто большее, чем просто мягкую посадку в конце своей игровой карьеры. (Если они хотят мягкой посадки, то телестудия предлагает статус, товарищество, многомиллионные контракты и значительно большую гарантию занятости.) Джеррард, как и Фрэнк Лэмпард, Сол Кэмпбелл, Скотт Паркер и другие, проявил серьезную самоотверженность в достижении своей тренерской квалификации. Он учился на лицензию УЕФА A, тренируя команду «Ливерпуля» возраста до 18 лет, и теперь, в возрасте 40 лет, у него есть лицензия УЕФА Про, три года передового опыта управления «Рейнджерс», а теперь и чемпионский титул под его руководством и возможность участия в Лиге чемпионов в следующем сезоне.

Джеррард был представлен, блестяще встречен и зарешал (Фото: Иан Макникол/Getty Images)

За три года работы в «Рейнджерс» Джеррард продемонстрировал, что у него есть видение, авторитет и сила личности, необходимые для пробуждения огромного клуба. Ни в коем случае это не был внезапный успех, как у Сунесса в 1980-х годах, но то, как Джерард и его сотрудники выявили слабые места — технические, тактические, физические, психологические — и устранили их, одно за другим, очень впечатляет.

Это восходит к тому, что сказал комментатор Би-би-си в Шотландии Арчи Макферсон в тот драматический день на Питтодри в 1987 году: «Это невероятное достижение, потому что, когда я увидел «Рейнджерс» в конце прошлого сезона, они выглядели так, как будто так ничего и не выиграют в ближайшие пять лет. В шотландском футболе произошла революция.»

С Сунессом это была революция. С Джерардом это была эволюция. Он сделал это с бюджетом гораздо большим, чем у Марка Уорбертона, Педро Кайсиньи или Грэма Мерти, но все же значительно меньшим, чем у «Селтика». Зарплата «Рейнджерс» в 2017/18 годах составила £24 млн., что вдвое меньше, чем у «Селтика» (£59 млн.). Она выросла до £43,3 млн. в 2019/20 годах, когда Джеррард вошел в своей второй сезон, что представляет собой значительное финансовое обязательство по сокращению этого разрыва — как видно из инвестиций в его тренерский персонал, а также больших зарплат для таких игроков, как Джермейн Дефо и Альфредо Морелос — но это примерно пропорционально увеличению доходов за тот же период, особенно за счет трансляции и призовых денег от их участия в Лиге Европа.

Если победы в Шотландской Премьер-лиге недостаточно, чтобы произвести впечатление на кого-то, то вывести «Рейнджерс» на более поздние стадии Лиги Европа, в эпоху, когда шотландские клубы находятся на плохом счету в европейском футболе, действительно серьезный результат. В июле 2017 года под руководством Кайсиньи «Рейнджерс» был выбит в первом отборочном раунде люксембургским «Прогрессом Нидеркорном». За три сезона под руководством Джеррарда они провели 43 матча в Лиге Европа и проиграли всего пять, сохранив при этом свои ворота в неприкосновенности не менее 21 раза. В прошлом месяце общая победа со счетом 9:5 над «Антверпеном» была хаотичной, но ничьи с «Вильярреалом», «Бенфикой» и «Порту» были демонстрацией контролируемого, тактически дисциплинированного футбола, который говорит об улучшении обороны «Рейнджерс» в Шотландской Премьер-лиге (50 пропущенных мячей в сезоне до его приезда, затем 27 в его первой кампании, 19 во второй и пока только девять в третьей), также не следует легко сбрасывать со счетов.

Ничто из этого не делает его ответом Пепу Гвардиоле от английского футбола. Его роль в «Рейнджерс» была описана в основном как роль номинального руководителя, где-то между британским тренером старой школы и современным типом режиссера-постановщика. Большую часть практических занятий ведет высокоуважаемый Майкл Бил, приехавший вместе с ним из «Ливерпуля». В подкасте со своим бывшим товарищем по «Ливерпулю» Робби Фаулером Джеррард недавно сказал: «Мне потребуется 15-20 лет, чтобы стать таким же хорошим тренером, как Майкл Бил», поэтому он с удовольствием делегирует эту часть работы. Это тоже сильная сторона, как засвидетельствовали бы Фергюсон и многие другие.

Как недавно сказал Бил: «Стивен очень хороший тренер, но он хочет быть главным тренером. Я одержим игровыми схемами — как эта тренировка работает и что та тренировка дает — но главный тренер будет одержим командой, которую надо выбрать, управлять игроками вне поля, управлять отношениями один на один и средствами массовой информации, управлять по восходящей с советом директоров и вовне с болельщиками и академией.»

Это чертовски трудно в клубе размером с «Рейнджерс», где публика и средства массовой информации находятся в центре внимания, а бремя истории — как славного прошлого, так и более поздних травм — неизбежно. Чтобы облегчить это бремя и поднять клуб вверх, как это сделал Сунесс в 1980-х годах, а Джеррард сделал это более тщательно за последние три года, требуется некоторое усилие.

Естественно задаться вопросом, куда приведет Джеррарда его тренерский путь и, конечно же, рискуя попасть под жалобы на параде «Рейнджерс», сделал ли его успех в Глазго серьезным претендентом его любимого «Ливерпуля» на пост главного тренера на каком-либо этапе в будущем.

В этот момент мы возвращаемся к Сунессу, другому капитану-победителю Кубка чемпионов, который, будучи тренером-новичком, восстановил утраченную гордость и славу в «Рейнджерс». Повторюсь, это была другая эпоха, время, когда английские клубы были отстранены от участия в еврокубках и когда «Рейнджерс» обладали финансовой мощью, чтобы заманить на Айброкс таких игроков, как Батчер, Вудс, Грэм Робертс, Рэй Уилкинс, Марк Уолтерс, Гэри Стивенс, Тревор Стивен и Марк Хейтли. Сунесс привел «Рейнджерс» к трем титулам шотландской лиги и четырем Кубкам шотландской лиги. Выбывание из еврокубка от богато одаренного бухарестского «Стяуа» и белградской «Црвены Звезды» и даже от мюнхенской «Баварии» стало неожиданным ударом по их взлетевшей уверенности и амбициям под руководством Сунесса.

А затем, в апреле 1991 года, завоевав свой четвертый чемпионский титул за пять сезонов в «Рейнджерс», дважды сказав «нет» своему бывшему клубу, он принял призыв «Ливерпуля» сменить Далглиша на Энфилде.

Сунесс в трофейном зале «Рейнджерс» в 1989 году. Через два года он уехал в «Ливерпуль» (Фото: Дэн Смит/Allsport/Getty Images/Hulton Archive)

Дэвид Мюррей, председатель правления «Рейнджерс», сказал журналистам: «Он совершает самую большую ошибку в своей жизни.» Для Сунесса ошибка, связанная с принятием этой работы в то конкретное время, была усугублена некоторыми серьезными ошибками тогда, когда он уже попал туда, но, как он сказал Мерсисайдскому филиалу клуба болельщиков «Ливерпуля» на собрании по Zoom в прошлом году: «Я вообще  не должен был браться за эту работу. Жаль, что я не сказал «нет» «Ливерпулю» в 1991 году.»

Однако опыт Сунесса не остановил бы Джерарда. Если шотландец, болеющий за «Рейнджерс», поддался соблазну Мерсисайда в то время, когда он сделал клуб из Глазго (по-настоящему) одной из ведущих команд в Европе, то едва ли будет преувеличением сказать, что Джеррард, уроженец Ливерпуля, пошел бы босиком на Энфилд, особенно в эпоху, когда существует такой экономический дисбаланс между шотландской и английской лигами. Он не пытался скрыть это честолюбие, когда говорил с Аланом Ширером в декабрьском интервью Атлетику. От этой работы невозможно было бы устоять, как и от работы в «Челси» для Фрэнка Лэмпарда, независимо от результата.

Разочарование для «Рейнджерс» наступит, если его заманят на юг туда, что воспринималось бы как меньшая работа. Именно такое чувство царило вокруг «Селтика», когда Роджерс уехал в «Лестер Сити» в феврале 2019 года. В то время как работа Роджерса по созданию «Лестера» в качестве претендента на четверку лучших команд, безусловно, доказала свою правоту тем, кто в то время сомневался в его выборе карьеры, его дезертирство стало ударом по самооценке шотландского футбола — просто еще одним плевком в лицо после того, как нападающий «Абердина» Адам Руни отказался от нескольких команд Шотландской Премьер-лиги, чтобы летом 2018 года присоединиться к «Солфорд Сити», тогда игравшему в Английской Национальной лиге. Даже когда Джо Арибо летом 2019 года покинул «Чарльтон Атлетик», недавно получивший повышение в Чемпионшип, и перешел в «Рейнджерс», его выбор карьеры был публично высмеян его тренером. Возможно, теперь Ли Бойер признает, что для Арибо это был не такой уж и плохой ход.

Роджерс, вероятно, был прав, когда, завершая третью подряд чистую зачистку внутренних трофеев с «Селтиком», он пришел к выводу, что перерос шотландский футбол и нуждается в новом вызове. Но Джеррард, приближающийся к концу своего третьего сезона в «Рейнджерс», не производит такого впечатления. Джейми Каррагер, казалось, говорил с позиции знания ситуации изнутри, когда сказал в своей колонке Daily Telegraph, что, изначально предполагая, что Джеррард «будет следить за быстрым возвращением в Премьер-лигу в готовности к неизбежному воссоединению с ним позже в своей карьере», теперь он чувствует, что его бывший товарищ по «Ливерпулю» увлекся тем футболом, погрузился в клуб «и будет наслаждаться вызовом привести «Рейнджерс» в Лигу чемпионов в следующем сезоне.»

Сейчас не время оценивать, может ли Джеррард получить шанс управлять «Ливерпулем» — не тогда, когда его бывший клуб внезапно впал в неразбериху, и не тогда, когда настроение вокруг «Рейнджерс», напротив, такое эйфорическое. Как он сказал в интервью Ширеру: «Очень трудно предсказать будущее. Просто потому, что я был хорошим игроком в «Ливерпуле» и сделал там карьеру, (это) не обязательно означает, что ты следующий в очереди на пост тренера. Ты знаешь, и я знаю, что если однажды эта работа когда-нибудь станет доступной, там выстроится очередь длиной в километр, полная первоклассных тренеров. Это не значит, что ты лучше всех подходишь для этой работы.»

Именно так. И опыт Сунесса подчеркивает этот момент, как и опыт Лэмпарда в «Челси» немного иначе. Но, безусловно, Джерард, как и Сунесс, оказался лучшим человеком для работы в «Рейнджерс». Если для Джеррарда это был сезон «пан или пропал» — ни один предыдущий тренер «Рейнджерс» не был приглашен на третий год после того, как не смог выиграть трофей в первых двух — то можно с уверенностью сказать, что он добился успеха. Он нарушил монополию «Селтика». И конечно, с учетом того, что «Селтик» планирует начать все заново под новым руководством, это сделает следующий сезон еще более захватывающим.

Как сказал Сунесс о Джерарде, когда он получил работу в «Рейнджерс»: «Ты приедешь туда, получишь наполовину правильный клуб, и он станет богом.» Сунесс достиг этого статуса почти в одночасье, яростно нападая на каждого противника, стоявшего на их пути. Для Джеррарда это был гораздо более постепенный процесс, эволюция, а не революция, но в этом сезоне он сделал это гораздо лучше, чем просто наполовину, и его по праву будут хвалить за это.

Что бы ни принесла его тренерская карьера в ближайшие годы, Джеррард идет по стопам Сунесса, вплоть до несвоевременного столкновения с шотландскими футбольными властями. Что же касается того, вернутся ли эти шаги когда-нибудь обратно на Энфилд, то это дискуссия гораздо более далекого будущего? Сейчас он заинтересован только в том, чтобы соответствовать подвигам Сунесса на Айброксе, а не повторять ошибки, которые появились позже.

(Фото обложки: Getty Images; дизайн: Сэм Ричардсон)

Источник

***

Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу Der Evil