Ремослюция
Ужас, до чего забавно наблюдать за нынешними боданиями в «Формуле-1»! Верхи не могут (поступиться принципами), низы не хотят (терпеть тупой и ничем не обоснованный диктат) – ну прямо классическая революционная ситуация.
История, как известно, повторяется дважды: сначала как трагедия, затем как фарс. На границе 70-80-х команды, участвовавшие в чемпионате мира «Ф-1», вступили в противостояние с Международной автоспортивной федерацией (FISA), добиваясь возможности зафиксировать де-юре сложившуюся к тому времени де-факто структуру чемпионата. Когда-то он был учрежден с целью выявления лучшего гонщика мира, но с тех пор, как в 1958 году появился командный зачет (Кубок конструкторов), и по мере того, как менялись условия существования мирового спорта вообще, интересы конструкторов (бизнеса), существовавшие всегда, вышли на первый план, и назрела острая необходимость создать нормальные, с точки зрения бизнеса, условия для его, бизнеса, развития. Под этим подразумевалась целая система мер в области усиления безопасности, ответственности организаторов и участников, стабильности регламентов и прочая, прочая, прочая.
FISA в лице ее тогдашнего президента Жана-Мари Балестра оказалось нечего противопоставить требованиям команд, выступавшим единым фронтом под флагом своей ассоциации (FOCA). Единственное, что сумел сделать Балестр – зафиксировать право собственности ФИА (спортивным крылом которой была FISA) на быстро набиравший популярность чемпионат. Балестру было ясно, что вопрос касается огромных денег, и он застолбил интерес федерации.
И вот, тридцать лет спустя конструкторы под флагом своей ассоциации (в названии которой по юридическим причинам изменилась одна буква) вновь спорят с ФИА на схожие темы: стабильность регламента, ответственность всех сторон процесса за свои действия, справедливое распределение доходов. И мировой экономический кризис только подчеркивает актуальность претензий бизнесменов к чиновникам.
Дальше начинаются парадоксы, и первый из них – роль господина Мосли. Юридический советник FOCA и ее президента Экклстоуна в битве с FISA ныне занимает позицию по другую сторону баррикад, и именно его действия, как в своей время действия Балестра, служат катализатором процесса, который может закончиться катастрофой.
Обратите внимание: ни одно серьезное спортивное издание не берется сегодня анализировать конфликт ФИА и ФОТА. В ходу только обмены релизами, краткие сводки с полей боев, да разного рода утечки. И над всем этим витает дух «Инди»-2005, когда безответственная позиция г-на президента уже нанесла серьезный ущерб имиджу возглавляемой им спортивной организации.
Вряд ли вы найдете более-менее вдумчивый разбор последних инициатив этого лидера автомобилистов всего мира (по идее именно таким статусом должен пользоваться президент Международной автомобильной федерации). Да и чего там анализировать? Предложение превратить весь мировой автоспорт в моносерию с единым двигателем для всех, начиная чуть ли не с картинга и кончая, разумеется, вершиной, как бы она ни называлась? Ужас, до чего технологичненько! Или покрасить все гонки в экологически чистый «зеленый» цвет (заметим, отнюдь не Racing British Green)? Вы действительно считаете, что так уж важно, чем рычит ДВС на машине Льюиса Хэмилтона, Себастьяна Леба или Энди Приола, и каков уровень выбросов всего того, что он отрабатывает? Или попытку залезть в карман гонщикам, возложив на них немалый оброк в виде суперлицензий? Или разделение команд на два класса: богатых, которым подрежут крылья, чтобы не летали, и бедных, которым летать можно, но лишь на определенной высоте.
Увы-увы, совершенно очевидно, что все эти инициативы мало связаны с истинными заботами о развитии автоспорта, хотя декларируется именно она, забота. Иногда возникает ощущение, что нынешний президент ФИА либо не очень умный и не очень подготовленный к порученному ему делу человек, либо пенсионер, впавший в старческий маразм или отпробовавший чего-то такого, отчего мутится разум, либо попросту изощренный конъюнктурщик.
Ответ на этот вопрос известен давно. С мозгами у г-на Мосли (скорее всего) все в порядке, а вот с амбициями проблема. Не только у нас строят вертикали. Президент ФИА занят этим с самого дня прихода к власти (1993 год). Поначалу с оглядкой на спонсора, Экклстоуна, – отсюда и вечные капризы, уйду – не уйду. Затем перевыборы показали успех аппаратных маневров, позволяющих контролировать, а при необходимости и давить оппозицию – и это знание было успешно применено в «Формуле-1». Если отстранение от дел, скажем, Эдди Джордана было связано с тем, что ирландец нарушил своего рода кодекса чести, подставив Экклстоуна в истории с деньгами «Хонды», то Стоддарт был просто уничтожен – за опасную говорливость. «Инди»-2005 – тоже боевая операция против Эдуарда Мишлена, слишком уж активно критиковавшего в те годы действия ФИА.
Ну а последняя кампания по устранению с политической арены Рона Денниса – просто шедевр. Мне приходилось слышать от некоторых своих британских коллег, что даже голая президентская задница – чуть ли не часть коварного плана. Смело, если так! Цинично…
Мы, журналисты, тоже не раз могли испытать на своих шкурах это новое качество президентской власти. Особенно в последние годы, с приходом на пост начальника пресс-службы ФИА Ричарда Вудса, творчество которого вы можете наблюдать в релизах федерации или, к примеру, в недавнем прошлом в колонках Макса Мосли в журнале F1 Racing. Мы и наши коллеги в других локализованных изданиях, вынуждены были переводить и публиковать эти роскошные опусы, повинуясь лицензионным обязательствам.
Власть, как известно, развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно. Возникает ощущение всесилия и непогрешимости. Ныне Макс Мосли продвигает свои идеи, не обращая внимания ни на правила и договоренности, ни хотя бы на здравый смысл.
Ныне у него появился очередной принципиальный противник, Монтедземоло. Одному из них просто суждено свернуть себе шею…
Это и подтверждает, что у команд такой проблемы не было. И сейчас по большому счету нет
>>Только команды и не почесались предложить что-нибудь дельное. А зачесались, когда Мослу надоело на все это смотреть, и он принял волевое решение.
Да нет, зачесались они с приходом кризиса. И нормально так зачесались, чуть не вдвое бюджеты сократили общими усилиями. И на следующий год запланировали еще большее сокращение.
Но тут Мосли решил, что он тут самый умный и самый спаситель и может всех нагнуть железной рукой в счастье...
А вы не замечали, что в 60-м году, к примеру, было 87 гонщиков в общем зачете, в 70м - 43, в 80-м - 41, в 90м - 39, в 2000 - 23, в 2008 - 22, конечно, это не значит, что все эти гонщики выходили на трассу одновременно, но отражает изменения, причем монотонные. Говорить, пусть все течет своим чередом, команды уходят и приходят - неправильно. Вопрос сколько приходит и сколько уходит. Модель менялась, сейчас все держится совсем не на частниках, а очень даже на крупных компаниях. И если крупные компании могут в случае чего взять и уйти из спорта - не понятно, как это отразится на Ф1. Что-то при нынешней ситуации частники не очень-то стремились прийти в Ф1, а недавние попытки в большинстве своем неудачны.
И ограничение бюджета - очень даже не влезание в чужие дела. Цель команд/фирм - личное благосостояние. Цель Правительства/ФИА - благосостояние государства в целом/спорта в целом. Вот цель любого предприятия вытеснить всех конкурентов и стать монополистом, но с точки зрения государства это не выгодно, и поэтому оно стремится этому помешать. Так же и с ограничением бюджета.
во первых КЕРС был внесен в регламент еще до кризиса... во времена всеобщего процветания! До того, как появилась реальная угроза «исхода» автоконцернов.
во вторых у команд есть определенные бюджеты и если бы они не потратили эти деньги на КЕРС - они потратили бы их на что нить другое. Так что уж лучше на КЕРС....
вы прям как господин ди Монтедземоло :)
Откуда Вы это взяли вообще? Придумали? Очень жду ссылки на факты подтверждающие, что команды встречались и договорились о сокращении затрат до того, как Мосли заявил о бюджетном лимитировании...
Хорошо, что вы поставили имхо. Вы считаете, что чесание под одну гребенку есть способ борьбы с кризисом? Т.е. не помочь бедному, а лишить возможности тратить богатого. Да вы, батенька, коммунист!
«Что же касается мастерства гонщиков - то, до тех пор пока бюджеты не ограничены, побеждать будет именно самая богатая команда, а не самый лучший гонщик»
Т.е. вы согласны с тем, что Браун - самая богатая команда? Или Баттон - самый лучший гонщик? Или как? А может быть Бенеттон в свое время был самой богатой командой? Скажите еще, а Вы считаете Манчестер Юнайтед в футболе лучшей командой Англии, или просто самой богатой? Давайте и там ограничим бюджеты МЮ, Челси и Ливерпуля, ведь это нечестно, что они тратят так много на игроков, когда Тоттенхем себе может позволить лишь Павлюченко. Как думаете, чемпионат от этого выиграет в популярности?
«Как известно, те компании, которые не успели перестроиться в кризис, погибли или близки к этому. Так что ломать в данной ситуации - это ничего не делать и ничего не предпринимать.»
То, что Вы пишете, простите - демагогия. Можете привести пример таких компаний? Не нужно только сюда банки приплетать, равно как и примеры компаний, которые десятилетиями не приносили прибылей, а существовали лишь благодаря извращениям финансовой системы или поддержке государства, типа Дженерал Моторс. Запомните - Ф1 достигла пика своей популярности лишь тогда, когда концерны начали закачивать туда огромные средства. Почему-то Вы смотрите именно ее, а не ГП2 с более менее одинаковыми болидами. Думаете это заслуга ФИА? Посмотрите не то, что стало с остальными сериями, управляемыми этой огранизацией. Хотите, чтобы Ф1 оказалась в такой же заднице? Блажен, кто верует. Продолжайте верить в идеи Мосла.
2) Браун - Росс. Хонда и Тойота при своих бюджетах годами нифига сделать не могла.
3) Ржунимагу! Это в стране с сырьевой экономикой, где вся экономика настроена на перераспределение природной ренты=) А ещё круче - ритэйл, который ничего не производит, а выполняет лишь посреднические функции, так сказать обслуживает в стране где нет рынка вообще. Так вот в Формуле 1 обслуга - Мосли и Берни, а стоимость производят команды.
Вашу статью рекомендую изучить всем, особенно тем упрямцам, которые до сих пор питают иллюзии на счет вменяемости этого так называемого президента. Когда то лет 15 назад в остром споре по очень тяжелому контракту прозвучала абсолютно справедливая фраза - если хотите что-то застропорить в договоре - то пригласите на переговоры юриста. Эта фраза как нельзя к месту по отношению к профпригодности Мосли - таких знатоков надо держать от автоспорта на расстоянии пушечного выстрела.
И посему будущее Ф1 мне видится только вдалеке от сего никчемного органа и ест-но от её абсолютно проф-непригодного президента. Спасибо вам Андрей ещё раз
Увлекся я тут напрасными спорами и совсем забыл отреагировать. Вам коллега 5+ за тончайший сарказм, тут же вспомнил, как прочитал подобную аннотацию по новой модели китайского джипа GREAT WALL - автор назвал её образно «табуреткой на колесах». Моя первая реакция - ржал до слез, так было к месту и по делу. А потом на своем опыте убедился, когда не мог спокойно сесть в этот долбаный джип, теперь я уже очень громко матерился в голос - чем же эту табуретку проектировали и собирали? Так, что возращаясь к нашему утреннему разговору - китайский автопром - это просто кладезнь для будущего Ф1 по мосликовски. Ест-но правда ваша - In Max We Trust. No other way.
А если я своими резкими оценками задеваю ваши трепетные чувства к Мосли и его профессионализму и бесподобному «рационализму», прошу меня искренне извинить, в мои планы не входит ссориться с коллегами, и тем более оскорблять их трепетные чувства. Видимо, нам с вами не по дороге, потому не буду вам больше досаждать своими обращениями, рассчитывая ест-но на взаимность. А если вас вдруг так достает мой стиль повествования - есть простой способ, не читайте их, если скроллить не в состоянии...
Бюджет Феррари в 2008 году был около 300 млн евро. Если он сократился в 2 раза - это 150 млн, если они запланировали дальнейшее сокращение, то почему Феррари выступила против ограничения в 100 млн?
Золотые слова
Имхо, как то вдруг до меня только сейчас дошел смысл такого жесткого требования мосла о сокращении расходов и соотвественно доходов команд. Ему надо урезать не столько расходы, как таки доходы команд, чтобы больше оставалось себе любимым, а команды больше не просили. Хотя саму эту порочную идею выпячивает напоказ Мосел, но истинно кукловодом здесь может выступать как раз таки Берни, он в финансах-прибылях-доходах искушен больше и похоже съел не одну собаку.
Но уповая на свою непробиваемую аргументацию и круговую завязку всех команд правами и контрактами, включая ест-но прежде всего Луку, они не вопринимают пока всерьез, что в случае ухода ФОТА в альтернативу, они оба могут оказаться на том суку, который уже почти 2 года пилят... пилите, Шура, пилите (с)... дурацкое дело нехитрое
А думал скажите, что Макс Мосли виноват! Мало телефонов в России покупал...... ))