9 мин.

Футболка Голландии с Евро-88 сейчас стоит 1000 евро. Рынок ретро-джерси на подъеме 💰

Изучили, как все устроено.

Футбол уже несколько лет заигрывает с ретро, а еще сильно сблизился с модой, где вновь зауважали одежду 90-х. Свежий пример: осенью 2019-го Nike представил третьи формы топовых клубов с общей идеей ностальгии по прошлому. 

Девяностые стали ключевой темой третьих комплектов «Барсы», «ПСЖ», «Атлетико», «Интера» и «Тоттенхэма» (форму лондонцев представил грайм-эмси AJ Tracey – к слову, о связи футбола с модой и поп-культурой).

Чемпионат мира-2018 вообще превратился в сплошную рефлексию: форма сборной России очень напоминала ту, в которой команда СССР взяла золото на Олимпиаде-1988, футболка сборной Германии вдохновлена мотивами ЧМ-1990, Бельгии – ЧМ-1984, Испании – 1994. Даже форма Нигерии от Nike, которую раскупили за 3 минуты, с отсылками к ретро – домашним комплектам на ЧМ-1994.

На фоне ретро-бума существенно вырос спрос на винтажные футболки. Тренд монетизируют реселлеры, за последние 5 лет рынок конкретно вырос: выручка одной такой компании пробила отметку в 10 миллионов фунтов, но даже более мелкие фирмы говорят, что заниматься реселлом выгодно. Есть футболки из 90-х, за которые готовы отдать 500-1000 евро, и это не предел. 

Разобраться со спецификой рынка ретро-футболок Sports.ru помогли Нил Херд (автор книг The Football Shirts Book и Trainers; бренд-консультант; историк моды, который исследует отношения между футболом и поп-культурой) и основатель компании Classic11 по продаже винтажных футболок Том Аллен.

Продажа ретро-футболок – прибыльный бизнес (есть компания с оборотом 10 миллионов фунтов). Но выйти на рынок сложно

«За последние 5-10 лет рынок винтажных футболок существенно вырос. Думаю, в числе предпосылок – то, что спрос подпитывается иностранными рынками, покупатели хотят ухватить кусочек олдовых джерси АПЛ или европейских клубов», – объясняет Аллен.

С ростом спроса выросла и цена. Том не скрывает, что перепродажа ретро-футболок может приносить хорошие деньги, это сложный бизнес: нужны обширные знания, много терпения, времени и денег.

Фирм на рынке (особенно с более-менее широким ассортиментом) не так много, а истории создания некоторых из них похожи на хроники стартапов из Купертино. Лидер в отрасли – компания Classic Football Shirts (CFS), у них все началось в 2006-м, когда студент Манчестерского университета Даг Биертон собрался на костюмированную вечеринку в роли Пола Гаскойна. В благотворительном магазинчике он за 5 фунтов купил футболку сборной Англии-1990, чтобы добить образ. После вечеринки Даг выставил футболку на eBay и удивился, когда за нее предложили 50 фунтов.

На курсе у Дага был Мэтт Дейл, который интересовался футболом и коллекционировал майки. Они объединились, попросили приятеля сделать им сайт – так и появилась компания Classic Football Shirts. Дальше началось самое сложное: пацаны сутками торчали в общежитии (которое забили тонной джерси) за ноутбуками и мониторили футболки на разных площадках. На набор коллекции уходили все деньги и время, парни даже экономили на еде.

Сейчас CFS – большое предприятие. Коллекция компании насчитывает более 500000 футболок, в год продают более 300000 джерси, на фирме работают более 80 человек (есть отдел маркетинга, отдел продаж и так далее), выручка в прошлом году составила более 10 миллионов фунтов (в 2014 году чистая прибыль составила около 1,2 миллионов фунтов). 

Цены на винтажные футболки доходят до 1000 евро. Но не все так просто

В мире ретро-футболок, как на арт-рынке, есть безумно ценные экземпляры. Том Аллен составил для нас топ футболок, за которые можно выручить очень хорошие деньги.

В будущем цены на перечисленные экземпляры еще вырастут. Аллен говорит, что в перспективе в топ могут выйти футболки из 90-х: «Манчестер Юнайтед»-1992, «Ньюкасл»-1992, сборные Англии и Италии-1992. 

Ретро-футболки покупают не только коллекционеры, хотя и среди них встречаются специфические персонажи: один мужчина с Оркнейских островов собирает майки исключительно тех команд, которые возглавлял Дэвид Мойес. Аллен говорит, что время от времени прилетают корпоративные заказы. Одна компания заказала партию ретро-джерси разных клубов на корпоративный турнир. 

Работу рынка можно описать примерно так: сейчас на сайтах брендов и официальных магазинах доступны тонны актуальных футболок любых клубов, но уже через два-три года форму сезона-2019/20 никто не будет производить, поэтому достать ее можно будет только на вторичном рынке. Форма Нигерии с последнего ЧМ продавалась за 90 долларов в 2018-м, сейчас цена на нее часто меняется: иногда можно купить за 120 долларов, а бывает, что на реселл-платформе Grailed продавцы простят более 200 долларов. Через 5-10 лет она должна вырасти в цене как минимум втрое по сравнению с 2018 годом (майка Нигерии сезона-1994/95 доступна за 232 евро). 

Отдельная история – продажа маек, которые носили футболисты в конкретных матчах. Сложная ниша, потому что не всегда можно достоверно проверить, действительно ли футболку носили. Classic11 не продает такой продукт, Classic Football Shirts – продает, но их товар в основном сертифицирован, компания устанавливает контакты с бывшими футболистами и Ассоциацией профессиональных игроков. Рекордная продажа CFS – 10000 фунтов за поношенную футболку «Ювентуса» с финала ЛЧ-1996.

Футбольные джерси – целое искусство. В Лондоне, Мадриде и Глазго организовывали выставки

Нил Херд вообще считает ретро-футболки произведением искусства. В 2017-м он организовал серию бесплатных выставок в Лондоне, Ливерпуле, Глазго, Мадриде и Копенгагене.

Зрителям показали более 100 джерси, некоторые из них сопровождала табличка, где объяснялось как они стали знаковыми о том, как пересекались с мирами моды, музыки и политики.

Нил объяснил нам, почему считает футбольную майку арт-объектом. «Современное искусство – это не только холст и масло. Футбольная майка – вещь с очень мощной эмоциональной связью. Не только дизайн вызывает чувства, но и цвета команды, и даже лого спонсора, из-за этого люди могут смотреть на одну вещь по-разному. Поэтому футбольные майки можно рассматривать как новые сферы самовыражения, что, по моему мнению, само по себе является формой искусства».

Раньше, по мнению Херда, связи между поп-культурой, политикой и дизайном футбольных маек были не такими прочными: «До недавнего времени футбольная форма редко пересекалась с поп-культурой или политикой. Например, футболки «Коринтианс» с надписью Corinthians Democracia или «Мадурейры» с портретом Че Гевары были редкостью, а не нормой. Сегодня складывается ощущение, что почти каждый месяц клубы выпускают форму, демонстрирующие поддержку ЛГБТ-движений и так далее».

Ретро-футболки мощно ворвались в мир моды

Фэшн и футбол давно вместе: Гоша Рубчинский разрабатывал футбольные комплекты для adidas, Вирджил Абло делал футбольную форму для Nike, небольшие комплекты выпускали Versace и Burberry, Louis Vuitton делает кейс для Кубка мира.

Ретро-футболки уже давно атрибут хайпбистов и просто элемент гардероба. Здесь опять же речь о тренде на 90-е: эта эпоха ярких расцветок (вдохновлена рейв-культурой), которые захватили и футбол. «Ретро-дизайны возвращаются еще и потому, что люди устали от скучных шаблонов, которые производители выпускают ежегодно, и наслаждаются возвращением к смелым расцветкам», – предполагает Аллен.

Игроки уже не просто спортсмены, а селебрити и иконы моды. «Когда футбольные джерси носят лучшие грайм-эмси и хип-хоп артисты в клубах, это как бы намекает нам о том, куда ушли футбольные майки», – говорит Херд.

От ретро-футболок особенно тащится британский рэпер Лойл Карнер. В 2017-м он даже подарил два билета на свой концерт (там был солдаут) в обмен на винтажную футболку сборной Англии. 

Ретро-футболки уважает британский грайм-эмси Дэйв (помните, он устроил шоу с пацаном на Гластонбери). В Британии у рэпа вообще мощная связь с футболом, поэтому у каждого эмси есть любимый клуб.

Футбольные джерси давно стали элементом поп-культуры. В разное время в футболках «Ювентуса» замечали рэперов Дрейка и Тайлера, актера Джону Хилла. У нас тоже такое встречается, белорусский исполнитель Макс Корж ездит по постсоветским странам и выступает в футбольных майках.

***

Футболка – все же нечто большое, чем просто форма. Это эмоции, воспоминания и приятная рефлексия. А у вас есть любимая футбольная майка из прошлого?

Полностью черная форма «Боруссии» к 110-летию – вау! Это знак уважения рабочим, которые добывали в регионе уголь

Nike и «Рома» превратили форму в шедевры уличного искусства: граффити, каллиграфия, японские маски

Магазин, где можно купить игровые футболки топ-клубов

Фото: versus.uk.com; soccerbible.com; www.highsnobiety.com/; instagram.com/adidasfootball