Почему стройка стадиона «Зенита» – такой позор? Все версии, кроме воровства
Роман Мун пытается понять главную стройку современности.
Новый стадион «Зенита» на Крестовском острове должен был открыться в 2008 году – раньше, чем Криштиану Роналду перешел в «Реал». Ориентировочная стоимость стройки тогда была 7,2 млрд рублей. С тех пор она возросла примерно в шесть раз. Последняя редакция окончания стройки – декабрь 2016 года. На восемь лет позже, чем планировалось.
Почему все так затянулось?
Самое очевидное – коррупция. Тут все понятно: стройка на Крестовском острове стала символом российской коррупции, одно из народных названий еще не построенного стадиона – «Распил-Арены».
Самые заметные коррупционные скандалы, связанные со стадионом:
– в 2010 году Олег Дерипаска уволил гендиректора тогдашнего генподрядчика «Инжтрансстроя» (компания до 2014 года была частью «Базового элемента») Ивана Кузнецова за финансовые махинации в размере нескольких сотен миллионов рублей. Точно не известно, были ли они связаны со строительством стадиона.
– в феврале 2013 года было возбуждено уголовное дело в отношении первого генподрядчика, компании «Авант», якобы завысившей стоимость строительства на 500 миллионов рублей. Дело было закрыто за истечением срока давности.
– в марте 2016 года Василий Сливкин, гендиректор московской компании, занимавшейся системой освещения, был обвинен в хищении нескольких десятков миллионов рублей.
– в июле 2016 года СК и экономическая полиция Санкт-Петербурга заподозрили одного из субподрядчиков в хищении 50 млн рублей в ходе установки электронного оборудования на арене.
Важно: Василий Сливкин находится под домашним арестом; больше ни один человек не попал в тюрьму за то, что «Зенит-Арена» сжирает такое количество государственных денег.
Впрочем, воровство самая простая причина, почему стадиона до сих пор нет. А есть еще и сложные.
Карма
У стадиона имени Кирова, который снесли в 2006 году, чтобы освободить место для новой арены, тоже была непростая история. Его начали строить в 1934 году, партия хотела, чтобы в Ленинграде появился самый большой (вместе с лондонским «Уэмбли») стадион мира. Процесс шел мучительно из-за: 1. пожеланий партии, которые часто менялись, 2. цены (68 млн рублей на стадион и пристань), 3. самого Крестовского острова – в те времена он был малопригоден для строительства, там было много леса и болот, какие-то части острова затапливало даже при самом легком наводнении. В итоге участок для стадиона пришлось специально осушить, подняв уровень земли на 2 метра.
Строить стадион в Ленинграде начали одновременно с Олимпийским стадионом в Берлине. В 1936-м немецкая арена уже принимала Игры, а стадион имени Кирова не открылся и через 10 лет. Отстранение архитектора Никольского (отстранили в 1941-м году, вернули – в 1946-м), смена концепции (вместо острова физкультурников на Крестовском построили Парк Победы над фашизмом) и, конечно, война (стадион и парк достраивали всем городом) привели к тому, что между началом строительства (1932) и первым матчем «Зенита» на новой арене (1950) прошло 18 лет.
История строительства стадиона Кирова – в тексте Станислава Гридасова в журнале Forbes
Смерть архитектора
Архитектор Кисе Курокава до открытия стадиона не дожил: он умер в октябре-2007, ему было 73 года.
«Сыграло свою роль то, что скончался главный архитектор проекта, – объясняет в интервью Sports.ru петербургский урбанист и архитектор Данияр Юсупов, эксперт независимой платформы «Открытая Лаборатория. Город». – Исчезает та фигура, которая может прийти и сказать: «Будет так».
Исчезновение фигуры, принимающей волевые решения, стало поражать один проект за другим. Стадион оброс другими проектами, по которым решения не были приняты. История с ЗСД (Западный скоростной диаметр, платная автомагистраль внутри Петербурга – Sports.ru) – два года решали, пускать его под землей, под водой, на уровне земли. Все варианты перебрали, победил какой-то средний вариант. Так же с метро. Еще были дискуссии о том, как всех развозить. Мост – сначала был транспортным, потом пешеходным, потом стал торговым, потом обратно пешеходным. Везде решения не приняты. Причем не на уровне проектировщиков, но на уровне над ними. Проект попал в капкан суммы безволия».
ЧМ-2018
Одной из главных причин затягивания строительства называют чемпионат мира, а конкретно — требования ФИФА к стадионам, которые главная футбольная организация обновила вскоре после того, как ЧМ-2018 достался России. В результате стадион пришлось перестраивать.
Максим Митрофанов, генеральный директор «Зенита» – в интервью Sports.ru:
«Сначала решили строить стадион на 60 тысяч с расчетом на полуфиналы крупных турниров сборных, финалы ЛЧ и подобные по статусу игры. А потом Россия выиграла право на проведение ЧМ-2018, и ФИФА конкретно к ЧМ-2018 и ЧМ-2022 выпустила новые требования по части вместимости стадионов, где проводятся полуфинальные матчи. Количество мест должно было стать 68 тысяч, хотя стадион на тот момент уже был построен до отметки 14 метров. Уже был весь фундамент, уже начал возводиться конструктив. В итоге стройка была остановлена. Коллеги год проектировали, еще год определяли, как это все перестроить с минимальными потерями. Два года фактически занимались только этим».
Управленческий хаос
История стройки стадиона на Крестовском острове – это в том числе история о том, как ее участники не могут найти общий язык.
Уже в 2011 году в медиа обсуждалось, что у нового губернатора города Георгия Полтавченко не сложились отношения с «Базовым элементом».
Еще пример: «Ведомости» цитируют анонимный источник, близкий к оргкомитету «Россия-2018». По его словам, были случаи, что к проекту стадиона могли что-то дорисовать и пойти требовать денег на том основании, что этих изменений требует ФИФА. Приходилось устраивать очную ставку с представителями ФИФА, сотрудниками оргкомитета, чтобы разобраться, кто кому что говорил.
Хорошо известно, насколько испортились отношения между «Инжтрансстроем» и Комитетом по строительству Санкт-Петербурга. Сейчас стороны судятся друг с другом.
«Эта идея с самого начала собрала вокруг себя слишком много жадных людей, – говорит Данияр Юсупов в интервью Sports.ru. – На менеджерском уровне, наверное, можно с этим разобраться, но этот проект уже породил цепочку интересов, которые его в конечном счете подавили. Стадион сам по себе существовать не может, тут подтягивается масса разных инфраструктур, которые тянут за собой другие интересы — например, интерес девелоперов, связанных с территорией.
Сюда еще подбавила администрация Президента со своими интересами на острове Бычьем. Это информация непубличная, но про нее все рассказывают. Что массы производственных и проектных сил, которые были привлечены к проектам вокруг «Зенит-Арены», в какой-то момент отвлеклись на проектирование разных мультифункциональных комплексов, которые напрямую с проектом не связаны, но связаны с интересами администрации Президента. Например, рекреационно-спортивный комплекс на острове Бычьем. Официально он проходит как какое-то сооружение Спорткомитета, но спорт там исключительно как рекреация представлен. И вот они брали на себя массу сил по обслуживанию этих интересов. При этом им нужно было не забывать про ядро проекта.
Еще один довольно интересный эффект — интерес «Метростроя». Он получил слишком много контрактов, связанных с этим проектом. Строительство ЗСД и развязок, развитие метрополитена, строительство самого стадиона — все сосредоточилось в одних руках.
Оказалось, что производственные силы в этом городе ограничены. Взять их в стране особенно негде. Такая ситуация оказалась по очень многим связанным проектам. Административно-командным способом решить это не удается.
При этом головной корпус генподрядчика вообще потерял интерес к проекту. Менеджерское звено предпочло бросить проект. Чем очевиднее безуспешность проекта, чем жестче были управленческие методы, тем сильнее они ввергали проект в затягивание и меньшую успешность».
Главный вопрос: когда это все наконец закончится?
Прямо сейчас срок сдачи стадиона на Крестовском острове — декабрь 2016 года. На стадионе уже прошел футбольный матч строителей.
Тем не менее у стадиона могут возникнуть проблемы с сертификацией. На этой неделе стало известно, что инспекторы ФИФА раскритиковали качество выкатного поля. «Инспекторы ФИФА попрыгали по полю и сказали, что на этом поле матчи чемпионата мира и Кубка конфедераций проводить нельзя. Нормативы по вибрации превышены в семь раз», — рассказал источник агентства Regnum. Еще он заявил, что власти Петербурга пришли к выводу, что замена выкатного поля «Зенит-Арены» на стационарное неизбежна. Как это отразится на сроках сдачи стадиона, пока неизвестно. Фан-сектор «Зенита» уже сочинил и презентовал по этому поводу песню.
Летом 2017 года с того момента, как в «Зенит-Арену» был заложен первый камень, исполнится ровно 10 лет.
Школа, пострадавшая из-за стадиона «Зенита»
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Владимир Астапкович, Никитин, Вадим Жернов; использовано фото: РИА Новости/Екатерина Штукина
Стучат ли по дереву строители перед заступом на смену? Сидят ли на дорожку перед уходом домой? Не свистел (кроме денег) ли кто на стройке?
Главное периодически бомбить кого-нибудь, вопить в телевизоре про "великую-страну-которой-все-завидуют" и устраивать концерты с Цыгановой, Кобзоном и бесплатной водкой.
Если бы клуб имел влияние на процесс стройки - уж точно бы такого пипца не было. Эта стройка - символ российских местных властей вообще.
Рома, специализируйся на написании исключительно гадостей про Зенит, стадион, Петербург.. - и будешь на этом ресурсе всегда в плюсах. Тогда тебя московские СМИ примут в свои объятия.
Особенно мерзко про долгое строительство огромного стадиона им. Кирова. Война, блокада, послевоенная разруха, когда стране было не до стадионов.
Вся проблема в сращивании государства с бизнесом. В России нет политической конкуренции, поэтому все тендеры и конкурсы выигрывают исключительно свои люди. У любого более-менее крупного подрядчика есть крыша как минимум в мэрии, а то и в Кремле. Поэтому каждый может внаглую лоббировать свои интересы, а если происходит конфликт - то решается он совсем даже не в судах, а в подковерных баталиях чиновников разного уровня. А это может длиться годами.
Административно-командная экономика давно развалена ("Беломорканал"-стайл уже не прокатит), а рыночной как не было, так и нет.
Роман, Вы родились в Петербурге?
Зайдите на сайт гос закупок, посмотрите топ10 заказчиков в рф. Результаты вас удивят. 1 место роскосмос, 2 ВНИМАНИЕ строительство москвы, 3 оборонка России, и 4-6 места делят здравохранение рф и дороги москвы!
На одно строительство москвы уходит больше чем на больницы в России! И чуть меньше на ее дороги! И сколько же в карманах ваших чинуш оседает?
Стадион Зенита - плохо, все знают нашу администрацию, матвиенко и прочих сенаторов. Но москва! Вы не охренили ли? В своем глазу и бревна не видите.
У нас есть москва, немного питера и остальная Россия, вот что грустно.
Извиняюсь за опечатки.
Моспроект-4, который два года проектировал, а потом исправлял то, что запроектировал (находится в Москве)
Госэксрпертиза, которая трижды проводила экспертизу вновь изменённого проекта не менее: чем год в каждый раз (находится в Москве).
ТРАНССТРОЙ, который являлся генеральным подрядчиком (головной офис находится в Москве) .ИНЖТРАНССТРОЙ Спб- это дочерняя компания московского Трансстроя.
Всё дерьмо, сосущее деньги из бюджета СПб - московское.
и в эпоху Петра 1. Только вот в те, времена не было интернета, телевизоров, смартфонов.
Крестьяне были на правах рабов или полурабов. Русью правила династия, а также дворяне,
князья, отдельные лица которых наживались при строительстве новых городов, деревень,
фабрик, речного и морского флотов и тд. Просто информация об этом практически не дошла
поскольку тщательно фильтровалась в книгах по истории.
Но благодаря великим ученым, писателям и поэтам можно немало узнать о происходившем
в давние времена.
А) в 2010-2014 году из-за приближающихся ОИ в Сочи все проектирование в России серьезно замедлилось из-за приоритета олимпийских обьектов. Более того проектирование стадиона ИДЕТ ДО СИХ ПОР!!!!
Б) Бюджет Петербурга переживший кризисы в 2008 и 2014 элементарно не смог потянуть более интенсивную стройку и лучшего генподрядчика (например иностранного). В процессе стройки в городе сменилась власть. На стройку выделялось где-то по 3-5 млрд рублей в год, что в принципе не позволяло нарастить темпы работ даже если бы проектирование шло быстрее. Более того в 2012-2014 году провели существенное "удешевление" проекта, которое выразилось не в отказе от "излишеств", а именно например в том, что убрали из бюджета стройки например оформление зоны общественного питания. А ведь это оформление в итоге все равно будет необходимо, просто придется это оформлять как отдельный проект. Более того еще в 2014 году, когда проект наконец устаканился и деньги в бюджете СПБ были забронированы строители сразу заявили "стадион будет достроен к декабрю 2016 года". Собственно так оно и будет. Но кто же строителей слушать будет в России? Всякие чиновники постоянно говорили, то о 2015 годе, то о мае 2016.
Так что меня поразило - они измеряют в станциях МОСКОВСКОГО метро! А в чем ещё?
8 станций в Москве нужно было бы построить на деньги Петербурга. И тогда, кстати, их стало бы ровно в 3 раза больше, чем в СПб.