10 мин.

Тренер КХЛ – фанат качалки. Рассказал, как держать форму, спасать колени и не толстеть после карьеры

Пронин – легенда для тру-фанатов хоккейного ЦСКА. Он застал Виктора Тихонова, поиграл за русский филиал «Питтсбург Пингвинс» и давал подзатыльники молодому Мозякину. Сейчас Николай – дико эффектный татуированный мужик с прожигающим взглядом: всю карьеру он был фанатом качалки, а теперь работает тренером по физподготовке в КХЛ и снимает мотивационные видео.

Мы поговорили с ним не о скучном хоккее, а о новой жизни – и выяснили:

• В чем главная фишка хоккейных тренировок

• Как устроена предсезонка в КХЛ

• Чем опасны лишние мышцы для хоккеистов

• Как не разжиреть после завершения карьеры

• Почему лишний вес у хоккеистов – это визуальный обман

Летней базы не хватает на весь сезон. Тарасенко – не толстый

– Этим летом вас видели в одном из московских залов, где вы проводили групповые занятия для хоккеистов. Это был какой-то тренировочный лагерь? 

– Это совместный проект с одним из хоккейных агентств – мы вместе работаем летом и проводим несколько сборов для хоккеистов разных возрастов и уровня подготовки. Задача – подготовить ребят к сезону, чтобы в свою команду они приехали уже готовыми. Сейчас игроки готовятся к сезону либо самостоятельно, либо с персональными тренерами – ничего нового в моем лагере нет, последние 5-6 лет мы проводим такие сборы. 

– Как совмещаете такие лагеря с работой в «Адмирале»? 

– Я связан контрактом с клубом, поэтому в течение сезона тренировать кого-то еще невозможно – огромный объем работы в клубе, и лагерь нельзя провести за пару дней, на это уходит от одной до трех недель. Поэтому время появляется только в начале лета. 

– Почему именно физподготовка? Многие игроки после завершения карьеры стараются попасть на должность помощника, или сразу становятся главными.  

– Был интерес к этой сфере – я с 5 лет играю в хоккей, у меня спортивная семья – отец тяжелоатлет, от него тяга к залу и железу и передалась. Когда я еще был игроком, всегда любил заниматься в зале, это моя страсть и мой храм. Я остался в системе ЦСКА – сезон в «Звезде», полгода в «Красной Армии», а после оказался в «Адмирале». Я все еще очень молодой тренер, мне есть, куда развиваться, поэтому я очень рад, что работаю в штабе Сергея Светлова – это дает мне возможность перенимать опыт руководства командой, а не просто заниматься подготовкой игроков. 

– Из чего складывается ваша база знаний?

– Прежде всего, на практическом опыте – я много лет в хоккее. В нашем спорте есть своя специфика в подготовке, поэтому опыт, который я получал по ходу карьеры, очень помогает. Я работал с несколькими сильными тренерами, в том числе с Виктором Тихоновым, старался брать интересные упражнения из других видов спорта и адаптировать их к требованиям хоккея. Плюс физиология и анатомия – эти знания мы тоже используем в своей работе. 

– Есть специалисты, на которых ориентируетесь? 

– В плане фитнеса или физподготовки сложно кого-то выделить – постоянно появляются новые направления. Я стараюсь следить за новыми технологиями в спорте, специалистами и новыми методиками, чтобы была возможность что-то позаимствовать и перенести в хоккей. Мы не тащим все подряд – нужно понимать, как ты будешь использовать упражнения из тяжелой атлетики или кроссфита, что они дадут игрокам. 

– В чем специфика именно хоккейных тренировок? 

– Основное внимание уделяется нижней части тела – ногам и спине. Отдельный акцент – на взрывную работу мышц, баланс и координацию – этим компонентам сейчас придают все большее значение в подготовке. Современный хоккей – это жесткий, контактный и экстремальный вид спорта, и без работы в зале его нельзя представить. 

– Многие хоккеисты не производят впечатления  суператлетов, некоторые – вообще выглядят так, словно у них лишний вес. С чем это связано? 

– Это заблуждение. У всех разная фактура тела – если разок зайти в раздевалку профессиональной команды, все сомнения в лишнем весе уйдут. Хоккей – командный вид, и есть игроки с разными функциями. Если парень техничный и быстро катается, зачем ему лишняя масса? А есть ребята, которые большую часть времени обороняются – им нужно быть достаточно мощными, чтобы бороться на пятаке, закрывать борта и продавливать соперника. И не стоит забывать, что сейчас каждая игра проходит в интенсивном темпе, за вечер легко уходит 2-3 килограмма. 

– То есть, когда фанаты «Сент-Луиса» писали на форумах, что у Тарасенко лишний вес, это было ошибочное впечатление? 

– Да, это визуальный обман. Человек может выглядеть грузным внешне, но быстро кататься и быть очень мощным в борьбе – не нужно обращать внимание только на внешность хоккеиста. 

– Когда вы переехали во Владивосток, там было много возрастных игроков, и команда летала больше всех в КХЛ. Как выстраивать работу в таких условиях?

– Мы корректируем нагрузку на льду и в зале по ходу сезона, внимательно следим за медицинскими показателями игроков и уделяем больше внимания восстановлению. Сон – один из главных методов восстановления, и у нас есть современное оборудование, которое позволяет игрокам находиться в тонусе. 

– Как работают сборы – ты качаешься летом, а потом весь сезон в хорошей форме? 

– Это не совсем так – работа по ходу сезона не прекращается, и форму держать в течение всего года нельзя. Предсезонка – самый тяжелый этап в работе, когда вся команда пашет 1,5-2 месяца. Нужно понимать, что в каждой команде своя система подготовки – кто-то больше работает в зале, кто-то делает акцент на беговую работу. Базы, которую ты закладывал летом, хватает на некоторое время, но без работы по ходу сезона ты не сможешь поддерживать хороший уровень готовности в течении всего чемпионата. 

– Как выстраивается контакт с главным тренером в плане готовности команды? 

– Такого, чтобы главный пришел и сказал: «Мне нужно, чтобы команда бежала к октябрю», – не бывает. Главный тренер обычно разбирается и в работе вне льда, поэтому мы вместе выстраиваем всю программу. Советуемся, над чем нужно поработать в тот или иной момент, и принимаем решения вместе со всем тренерским штабом. 

Перекачаться – вредно. Ни одной травмы колена

– Из каких этапов состоит подготовка команды, с чего вы начинаете сборы? 

– С углубленного медицинского обследования. Потом даем короткий микроцикл, чтобы игроки втянулись в работу. Он нужен, чтобы убрать разницу в готовности между ними. Радует, что все больше игроков готовятся индивидуально, и им не нужно много времени, чтобы втянуться. Потом у нас идет немного анаэробной работы – побегали фартлеки (Сочетание бега трусцой, скоростной ходьбы и спринта, в том числе по пересеченной местности – Sports.ru). Основной цикл «Адмирала» состоял из занятий в зале и на льду, эта работа шла до самого конца августа. В зале работали над базовыми упражнениями, балансом, координацией, добавляли игровые виды спорта – очень важно, чтобы ребята думали и взаимодействовали. 

– Как отслеживать показатели игроков и контролировать их состояние? 

– У нас есть система Polar – при помощи датчиков фиксируем пульс игроков, замеряем до, во время работы и после тренировки. Наблюдение за состоянием игроков – вообще важная часть современного спорта, мы постоянно их тестируем – например, регулярно берем кровь на анализ. Команду надо чувствовать, чтобы координировать тренировочный процесс. 

– В каком диапазоне пульса должны проходить тренировки? 

– Сложно сказать. Есть разные виды тренировок – в одном упражнении пульс может быть 130, в другом – подскочить до 190. Среднего пульса не существует – это зависит от каждого конкретного игрока, потому что можно по-разному переносить одинаковую нагрузку. Мы собираем данные по игрокам, и понимаем, у кого какой пульс должен быть.

– Я читал историю, как игрок НХЛ очень хотел попасть в основу, отпахал в зале, а в лагере понял, что перекачался и сильно потерял в скорости. Часто с таким сталкиваетесь?

– Да. Бывает, что игроки летом увлекаются железом и набирают лишнюю мышечную массу, становятся похожими на роботов. Для хоккея это может быть вредно – игра все же строится на скорости, поэтому в зале тоже нужно правильно работать и понимать, что основная нагрузка – на нижнюю часть тела. По ходу сезона эти лишние килограммы можно согнать – ограничить работу с железом и несколько увеличить объем работы в других аспектах – лед и велосипед.

– Одна из самых уязвимых частей тела – колени. Как нужно выстраивать тренировки, чтобы сохранять их здоровыми? 

– Это очень сложный момент, много зависит от организма. Я за всю свою карьеру игрока не имел проблем с коленями. Существует ряд упражнений, направленных на профилактику травм, можно закачивать отдельные мышцы, которые отстают в развитии, и сделать их сильнее, но полностью защитить колени нельзя. Есть нелепые травмы – боролся у борта, поставил ногу, на нее упал соперник. Такие повреждения нельзя предвидеть. Каким бы сильным не было твое колено – избежать повреждения не получится. 

Качалка – хобби. После игры можно загрузиться пиццей

– В вашем инстаграме есть несколько очень опасных упражнений. Был эпизод, где вы могли получить серьезную травму. Для чего это нужно? 

– Эти упражнения к хоккею отношения не имеют, и ни одно из них я не использую при подготовке команды, потому что большинство из них могут быть травмоопасны. Я уже упоминал, зал – мое хобби, и эти упражнения – маленькая победа над собой, оригинальный способ мотивации для спортсменов. Я ни с кем не соревнуюсь, просто хочется становиться лучше каждый день. 

– А есть упражнения, которые вы придумали специально для хоккея? 

– Есть несколько упражнений с тумбой и TRX (подвесная система из ремней, где в качестве отягощения используется собственный вес человека – Sports.ru), они авторские. Очень мало движений, на самом деле, можно адаптировать под хоккей. TRX полезен, потому что работа с собственным весом – незаменима. В работе с петлями активно задействованы мышцы стабилизаторы, которые сложно проработать железом. А еще это отличный способ подвести к более тяжелым тренировкам игроков, которые возвращаются после травмы, и не могут работать в полном объеме.  

– У вас была очень долгая карьера. Как за это время менялось отношение игроков к питанию? 

– Я начинал в 90-е, тогда никто особо о правильном питании не думал. За последние 10 лет отношение поменялось. Это хорошо – от правильного питания во многом зависит спортивное долголетие. Мы игрокам стараемся подсказывать, как выстроить рацион. 

– Чем стоит загружаться после тренировки или игры? 

– Пицца – неплохой вариант. Это не самая здоровая еда, но с учетом плотного графика, когда у команды нет времени нормально поесть перед вылетом в другой город, помогает быстро закрыть углеводное окно. При этом пиццу не стоит есть после каждой игры – нужно, чтобы игроки все же имели возможность нормально поужинать. 

– А колу можно? 

– Категорически запретить мы ее не можем, но это не тот напиток, который несет пользу. Для нас это продукт со знаком минус. 

– Игроки, которые завершают карьеру, сталкиваются с быстрым набором веса. Как избежать такой проблемы? 

– Нельзя совсем прекращать тренировки. Понятно, что в том объеме, в котором работаешь по ходу карьеры, не получится тренироваться, но любой формат любительского спорта подойдет – две тренировки в зале, плавание, велосипед, легкая пробежка. Два-три раза в неделю по 45 минут вполне достаточно, чтобы держать себя в форме после карьеры.

Кубики пресса есть у каждого из нас. Но от нас не зависит, будут ли они ровными и красивыми

«В клубе за лишний вес штрафовали, не разрешали быть качком». Футболист стал бодибилдером

Фото: keysport.ru; instagram.com/pronnik; Gettyimages.ru/Ezra Shaw; РИА Новости/Владимир Федоренко