7 мин.

Умерла легенда Тарасовки: Анна Павловна Чуркина 40 лет кормила спартаковцев тем самым борщом

И готовила блины Карпину.

На официальном сайте «Спартака» появилась короткая и печальная заметка – скончалась Анна Павловна Чуркина, легендарный повар Тарасовки.

«Приготовленные ей блюда, в том числе знаменитый тарасовский борщ, с теплотой вспоминают многие поколения красно-белых. Наш клуб выражает глубокие соболезнования родным и близким Анны Павловны», – говорится в заявлении.

Анна Павловна работала поваром на базе «Спартака» больше 40 лет – с 1962-го по 2003-й. И стала родным человеком для многих футболистов и тренеров клуба.

«Анна Павловна была для нас как мать, она всегда следила за тем, чтобы мы были накормлены – и даже больше. Константин Иванович не любил, когда что-то не функционировало, особенно в день игры. Не знаю, есть ли у Анны Павловны медали за чемпионства и кубки, но одну большую золотую медаль ей точно нужно дать – за то, что на ее глазах прошло столько поколений игроков», – рассказывал в разговоре с «Матч ТВ» Сергей Шавло.

В «Спартак» попала по объявлению – жила недалеко от базы

В 1962 году Чуркина попала в «Спартак» – практически случайно, она просто пошла в магазин в родной Тарасовке. Вот так эту историю в 1997-м рассказывал «Спорт-Экспресс»:

«Шла молоденькая Аня по Тарасовке и наткнулась на объявление: «Спортивной базе «Спартака» требуется повар». Рискнула, пришла. Тогдашний строгий шеф – Иван Прыгунов взял с испытательным сроком, предупредив: «Запомни, государственное дело тебе доверяют – чемпионов олимпийских и всего Союза кормить!»

Но месяц проверки отменили уже после того, как молодой еще тогда старший тренер Никита Симонян попробовал обед, приготовленный новой поварихой».

20 лет спустя Анна Павловна стала шеф-поваром на спартаковской кухне. «Приходил один, потом другой, не подходили. Старостин в итоге говорит: «Аня, а давай ты шеф-поваром будешь? Зачем нам эти чужие?». Я, правда, так и не заметила, что стала шеф-поваром. Картошку, конечно, не чистила, но в выходные в дни матчей выходила и готовила», – вспоминала сама Чуркина в интервью «Матч ТВ» в 2016 году.

«Борщ со свининой – не спартаковский, лучше с говяжьей грудиночкой»

Главное блюдо, связанное с Тарасовкой, «Спартаком» и лично Анной Павловной – конечно же борщ. На самом деле суп появился в меню базы красно-белых еще до прихода Чуркиной, но именно легендарная повариха 40 лет готовила борщи для звезд советского и российского футбола.

Для того, чтобы накормить весь состав, требовалось сварить по 20 литров борща. И многие спартаковцы признавались, что в Тарасовке борщи – не хуже чем в Киеве (признанной столице этого супа в СССР).

Но отличия все-таки были. На Украине борщ готовят на свинине и с салом, а у Анны Павловны – только на говядине.

«Если борщ со свининой – он не спартаковский. Говяжья грудиночка с косточкой лучше для борща. Свекла, морковь, мясо хорошее и свеженькое. Есть и тайный ингредиент – я летом еще ботву свекольную добавляю.

Чем борщ хорош? В него надо вложить душу. С любовью надо все готовить, с душой – тогда все получится вкусно и интересно», – объясняла Чуркина.

Благодаря этому тарасовский борщ пробовали даже футболисты-мусульмане.

Катала домашнюю лапшу Черенкову. Овчинников и Карпин просили блинчики

За годы работы в «Спартаке» и сборной России Анна Павловна изучила кулинарные пристрастия футболистов. Бесков всегда был на диетах и следил за весом, Романцев любил пельмени, Ярцев – котлеты, Аленичев и Кечинов – плов.

«Федя Черенков любил домашнюю лапшу. Говорил: «Павловна, сделай?» Накатаю, наварю, намешаю. Коля Писарев пасту любил, всегда просил побольше ему положить».

«В сборной Омари Тетрадзе все время просил меня отварить ему яички всмятку. Сварю, а он кричит: «Анна Павловна, кто-то их у меня скушал!» Карпин, что ли, у него тогда их стащил».

«Саша Панов мне в сборной говорил, что ему очень нравится спартаковская кухня. Еще блинчики любили. Овчинников, Карпин все время просили: «Павловна, испеки блинчиков!» А что такое блинчики? Целое ведро десятилитровое надо сделать! Часа полтора пекла».

«Робсон любил жареный чеснок и жареную фасоль. Я для него специально готовила. Спрашиваю: «Чего тебе сделать-то?» Он отвечает: «Ты мне фасоль пожарь, туда чеснок и мясо».

«Выкручивались как могли. Занимала, чтобы накрутить котлеты»

Конечно, на кухне случались форс-мажоры. Порой отключали воду – приходилось носить из колодца, отключали электричество – и готовили на костре. Но ужин всегда был готов по расписанию.

Сложнее становилось, когда у «Спартака» появлялись проблемы с деньгами.

«В советское время игрока было положено кормить на три рубля, тренера – на три пятьдесят. Это и так впритык, но случались времена, когда денег совсем не было. Завтра игра, а на базу ничего не перечислили. Надо варить обед, делать котлеты куриные, мясные, вырезку, а продуктов вообще нет. Шла занимать, чтобы котлеты накрутить.

Выкручивались как могли. В команде даже не понимали, что есть какие-то проблемы. Утром на огород ходила, укроп и петрушку рвала».

Анна Павловна рассказывала, что Старостин купил ей квартиру, а Червиченко лишил пенсии

Анна Павловна искренне восхищалась Николаем Старостиным.

«Старостин – это бог, необыкновенный человек, такие больше не рождаются. Он мне квартиру в Пушкино купил. Спрашивал: «Кроме твоего дома этого в деревне, еще что-нибудь есть?» Я говорю, что нет. Старостин смотрит на меня: «Мы тебе квартиру купим».

А раньше сложно все это было, много проблем: где прописан, где расписан. Старостин говорит: «Ты с мужем разведись, получишь квартиру, потом опять сведешься». Так и сделали. Он лично со мной ездил выбирать квартиру. В общем, до всех ему было дело. Работал до последнего дня».

Но даже после ухода из клуба (просто не могла уже работать) Чуркина жила в доме в Тарасовке.

А вот Андрей Червиченко – самый нелюбимый из руководителей «Спартака».

«Мне после ухода дали пенсию – 200 долларов по текущему курсу каждый месяц. Когда появился Червиченко, он сказал: «Она здесь столько лет работала, у нее там столько!» А чего я работала? Я денег вообще не видела, только говорила, какие продукты надо купить.

Когда Червиченко пришел к власти, он сказал: «Не давать ей пенсию!» Два месяца ее не получала. Я написала заявление Симоняну: «Никита Палыч, так и так». Он пришел к Червиченко и сказал: «Возьмите мою пенсию и отдайте Ане, она ее заработала». После этого стали платить. Правда, мне почему-то платят ее по курсу, который был тогда, в 1999 году».

– Действительно так?спросили потом у Червиченко. 

– Я думаю, что такое могло произойти только в одном случае: если бы Анна Павловна натаскала продуктов на более существенные суммы, а мне бы кто-то об этом сообщил. Не помню, чтобы Никита Палыч приходил ко мне с таким вопросом.

Ездила на евровыезды болеть за «Спартак», на Евро-96 впечатлила даже англичан

Анна Павловна ездила со «Спартаком» на все лигочемпионские выезды. Но не готовить – как группа поддержки. В Испании жена Виктора Онопко даже звала на ужин в гости.

А вот на Евро-96 Анна Павловна кормила сборную. И впечатлила англичан.

«Мы жили под Манчестером, в городе Уиган. Люди, которые со мной на кухне работали, звали меня в гости. Когда Евро закончился, все помощники с кухни вышли меня провожать. Вынесли подарки: кто платок, кто духи, кто конфеты.

Хозяин отеля в Англии говорил мне оставаться. Он приводил жену, просил покормить ее русской едой. Ей очень нравилось! Я-то их не понимала, а Логофет переводил: «Аня, они тебя оставить хотят». Я посмеялась только: «Ты что, Гена, никакая Англия мне не нужна!» У меня был родной дом и родной «Спартак».

Фото: РИА Новости/Леонид Доренский, Владимир Родионов, Дмитрий Донской; spartak.comwikipedia.org