9 мин.

Оздоев – еще один серьезный камбэк этой весны. Он хотел уйти из «Зенита», но остался и порвал центр поля с Барриосом

Такой игры от Магомеда уже не ждали.

Летом 2017-го в «Зените» случилось аргентинское нашествие: приехали Паредес, Дриусси, Маммана, Краневиттер и Ригони. Начало с Манчини было очень бодрым (28 очков в 12 матчах), но к концу осени Петербург сдулся – на зимний перерыв «Зенит» ушел вторым, отстав от «Локомотива» на 8 очков.

Очевидно, Манчини рассчитывал на новые трансферы и зимой 2018-го, но ему привезли только трех игроков: будущую легенду Антона Заболотного, а также Эльмира Набиуллина и Магомеда Оздоева из «Рубина». Такой порядок не случаен: полтора года назад казалось, что Оздоев – бонус к переходу Набиуллина, который должен был стать основным левым защитником «Зенита» после ухода Кришито.

Оздоев вышел в старте в первом же матче весны – против «Амкара». Это было очень странно: Магомед появился на левом фланге полузащиты, где не понимал, как правильно двигаться, и часто ошибался в передачах. Оздоева заменили на 53-й минуте: за этот отрезок реже него пасовали лишь нападающие Кокорин и Дриусси, а хуже – вообще никто (всего 76% точности).

В конце апреля 2019-го Оздоев подробно рассказал, какой трэш творился при Манчини: «Я перешел, тренируюсь с командой десять дней, действую в центральной зоне с Паредесом, меня наигрывают на матч с «Амкаром». В день игры ко мне подходит Манчини и говорит, что выхожу левым полузащитником. Я говорю: «Левый полузащитник? А какая у нас схема?». «Играем 4-4-2. Ты когда-нибудь играл слева?». «Я могу вам сказать, что никогда не играл слева в полузащите. Если вы говорите, что я сегодня должен сыграть, готов выйти где угодно, но вы поймите – я не смогу быть левым полузащитником, я не Усейн Болт, чтобы работать на таких скоростях, как фланговые игроки». В итоге я вышел слева, мы играли 4-4-2, и это было безумие. Я не знал, что делать, и Манчини был мной недоволен».

До конца сезона-2017/18 Оздоев сыграл еще в трех матчах (два – в старте), а потом вместо Манчини пришел Сергей Семак. Смена тренера не повлияла на статус Магомеда: пять матчей на летних сборах (в том числе полный – против московского «Динамо») не помогли стать даже одним из первых запасных. Осенью 2018-го Оздоев сыграл только 24 минуты (из них 19 – снова против «Динамо»).

В конце ноября представитель Оздоева Анзор Гаргаев рассказал, что в «Зените» Оздоева ставят на непрофильную позицию: «Оздоев – чистый опорник, а в «Зените» есть ставят центральным атакующим полузащитником. Магомед – футболист такого же плана, как Тимощук. Тем не менее Оздоев не опускает рук, у него есть желание доказать свою состоятельность в питерском клубе. Он намерен изменить ситуацию».

Сам Оздоев признавался, что даже спрашивал у Семака о своих шансах постоянно выходить на поле – причем это было еще летом. «Первый разговор состоялся в августе, когда я на некоторые матчи даже в заявку не попадал. Тогда спросил у Сергея Богдановича – какова моя ситуация в команде? Тем более, до закрытия трансферного окна оставалось очень мало времени, около недели. Сказал, у меня нет претензий ни к кому, ни к одному человеку в «Зените», но я вижу, как складывается ситуация и, может быть, стоит искать команду – мне надо играть. Ответ был один: «Вопросов к тебе нет – жди своего шанса. Работаешь ты прекрасно. Тренируйся так же. А что жизнь так складывается – ты же сам все понимаешь». 

По информации Sports.ru, зимой у Оздоева было два предложения: от «Крыльев Советов» и «Локомотива». Магомед не захотел переезжать в Самару, а аренду в «Локо» заблокировало новое руководство москвичей, запретившее Семину проводить относительно крупные трансферы (поэтому в «Локо» перешел только Кварацхелия, и то – в аренду).

Оздоев остался в «Зените», но зимние сборы-2019 вряд ли его порадовали.

В конце января в «Зенит» перешел Барриос, который стал основным опорником. По сути, место рядом с колумбийцем было свободно, но Эрнани, Маркизио (пусть его Семак чаще и двигал ближе к атаке), Краневиттер и качественно проведший зиму Мусаев казались более вероятным выбором в центр, чем Оздоев.

В первом матче второй части сезона – в гостях против «Фенербахче» (0:1) – Оздоев не вышел на поле. Все изменилось с ответной игры (3:1) – Магомед впервые при Семаке появился в старте не в Кубке России и даже забил первый гол за «Зенит», подключившись в штрафную и пробив с полулета после скидки Азмуна.

После прохода «Фенербахче» Семак очень сдержанно высказался об игре Оздоева: «Поставили в старте Оздоева, который хорошо проявил себя на тренировках и заслужил право выйти в старте». После еще одной качественной игры Оздоева – против «Урала» в начале марта (1:0) – я спросил Семака о более конкретных причинах неожиданного прогресса Магомеда. Тренер о них не рассказал, но выделил одну из главных черт «Зенита»-2018/19: «У каждого бывает время, чтобы проявить себя. В первой части чемпионата у него было меньше времени, сейчас у него появился шанс. Он использовал его, сыграл хорошо. Надо работать, играть. Никаких проблем нет».

Главное, что Оздоев (и Барриос) добавил середине поля «Зенита» – агрессия в игре без мяча. В середине апреля я приводил показатели Оздоева и Барриоса по отборам – с тех пор оба не сдали. Магомеду удались матчи с «Крыльями Советов» (7 успешных отборов из 8) и «Ахматом» (4 из 4). По числу отборов за 90 минут Барриос и Оздоев – лучшие игроки РПЛ весной, а по числу отборов с корректировкой на владение («Зенит» владеет мячом больше 50%, из-за чего у его опорников физически не так много возможностей для отбора) их цифры еще круче.

Оздоев допускает больше позиционных ошибок, чем Барриос, но агрессия Магомеда и его желание бороться до конца позволяют часто накрывать соперников, даже когда они отрываются с мячом на два-три метра. Оздоев чаще остальных полузащитников «Зенита» нарушает правила внизу (1,7 за 90 минут, Дзюба и Ерохин чаще фолят в верховых единоборствах), но это небольшое количество фолов: 3 – против ЦСКА, «Ахмата» и «Локо», в остальных матчах – меньше.

Еще один компонент, над котором нужно работать – глубокие вжимания в свою штрафную. Ими страдают почти всем центральные полузащитники «Зенита», они свойственны и Оздоеву (например, во втором тайме матча с ЦСКА, когда он не успел накрыть Влашича, пробившего в перекладину).

Магомед качественно отыграл весну в паре с Барриосом, но без колумбийца и при других схемах пока не все так гладко. В матче с «Крыльями», в котором Барриос не играл из-за дисквалификации, «Зенит» пропустил два гола после провалов в опорной зоне, где Жано и Зиньковский свободно получали мяч (правда, второй гол самарцы забили из офсайда). В первом тайме игры с «Ахматом» Семак попробовал 4-3-3 с Барриосом, Нобоа и Оздоевым в середине поля, при которых Магомед располагался выше партнеров по центру поля. Оздоев не всегда грамотно открывался и находил свободные зоны – из-за этого до выхода Анюкова и перехода на пять защитников он коснулся мяча лишь 19 раз (меньше только Дриусси и Азмун).

В начальной фазе атаки Оздоев обычно располагается в центральном круге на одной вертикальной линии с Барриосом, который опускается к Ивановичу и Ракицкому для розыгрыша мяча. В пасовых показателях Барриоса и Оздоева есть четкая тенденция: когда соперник прессингует не очень интенсивно или когда «Зенит» переходит на трех центральных защитников (например, в матче с ЦСКА схема была скорее гибридной, но в первой фазе атаки Анюков чаще всего занимал позицию правого центрального защитника) Оздоев пасует чаще Барриоса. Если соперник оказывает давление без мяча высоко, Барриос постоянно находится рядом с Ивановичем и Ракицким и освобождает их из-под прессинга (набивая так пасовую статистику).

На чужой половине Оздоев не очень ярок (пожалуй, у него не было даже ярких прорывов, как у Барриоса с «Локо» и ЦСКА), но он четко выполняет свои функции. Во-первых, Магомед – второй центральный полузащитник РПЛ по числу подборов после Игоря Коновалова (9 против 10 за 90 минут). Во-вторых, на чужой половине Оздоев забирает подборы чаще всех в лиге (5,5). Конечно, при таких показателях нужно помнить о небольшом игровом времени (851 минута в РПЛ-2018/19), но все равно эффективность Оздоева на подборах весной впечатляет.

Оздоев сделал всего 3 ассиста (на Азмуна в матче с «Уралом» и поцелуи Ракицкого с «Оренбургом» и «Локо), но их могло быть больше. После передачи Оздоева Дриусси без сопротивления пробил из штрафной выше в матче с «Анжи», а Эрнани в игре с «Динамо» попал в штангу. Забросы Оздоева из глубины в свободные зоны не всегда приводят даже к ударам, но почти всегда они качественны: в первую очередь на них открываются Азмун и Ригони.  

В конце апреля Оздоев дал довольно откровенное интервью «Спорт-Экспрессу», в котором рассказ о семейных проблемах, которые остались в 2018-м: «После переезда в Петербург детям не очень пошел на пользу местный климат, и в какой-то момент футбол на время ушел на второй план. Мучились с ними обоими с конца августа до января. Тренеры приняли это, поняли и помогли. Когда отпрашивался по необходимости и реально не мог приехать на тренировку, потому что надо было быть в больнице, – отпускали. Так случалось несколько раз. В зимний отпуск из-за этой ситуации уехал заранее, еще до того как освободилась вся команда – и даже за несколько заключительных осенних туров. Вернее, не в отпуск ушел, а уехал в связи с состоянием детей, чтобы быть рядом».

Сейчас все проблемы Оздоева позади, и он – один из ключевых игроков «Зенита» на лучшем отрезке чемпионата.

Оздоев – еще один фантастический камбэк весны 2019-го. Он поразил Петербург явно не меньше хет-трика Лукаса Моуры и углового Трента Александра-Арнольда. 

Использованы данные Opta и InStat. 

Мой телеграм-канал/твиттер

Фото: РИА Новости/Михаил Киреев, Алексей Филиппов, Владимир Песня; fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов