8 мин.

Произойдут ли перемены в «Формуле-1» в 2016 году?

Обозреватель Sky Sports Питер Гилл задумывается о балансе сил в чемпионате мира.

Останется ли «Мерседес» лучшей командой?

Доминирование в «Формуле-1» редко бывает краткосрочным. За те шестнадцать сезонов, что прошли в рамках нового тысячелетия, мы стали свидетелями пяти подряд титулов «Феррари», дубля «Рено», еще одной победы Скудерии, четырех лет доминирования «Ред Булл», и наконец двух последовательных побед «Мерседеса».

Аномалию 2009 года, когда Россу Брауну и его команде удалось успешно использовать критически важную лазейку в регламенте, можно считать исключением, подтверждающим правило, что в «Формуле-1» циклы превосходства одной команды над другими обычно получаются продолжительными.

Примените эту прописную истину к недавним событиям, и инстинкт подскажет, что коллектив, оформивший 12 дублей в рамках одной кампании, вряд ли внезапно скатится в середину пелотона – в связи с чем у нас нет причин полагать, что и в следующем году «Мерседес» не окажется сильнейшей командой. Учитывая то, что в сезоне-2016 регламент «Формулы-1» не претерпит изменений, наибольшую опасность для «Мерседеса» представляет чувство самодовольства команды.

Но так ли это на самом деле?

Хотя болид «Мерседеса» 2015 года, побивший множество рекордов, и являлся эволюционной версией предыдущего W05, также принесшего немецкому коллективу победу, Тото Вольфф недавно заявил, что в кампании 2016 года «Мерседес» может попробовать радикальный подход:

«Всегда нужно балансировать между эволюцией и революцией, и нам пока не ясно, захочет ли команда сделать новую машину более инновационной. Пойдя по пути эволюции, легко допустить ошибку, даже если болид уже достаточно быстр».

Но команды точно так же могут и пойти неправильным путем, решившись на слишком большие изменения – что ощутили на себе в «Макларене» три года назад. Несмотря на то, что в начале и в конце кампании 2012 года «Макларен» был быстрейшим в пелотоне, в сезоне-2013 команда пошла на радикальные изменения, убежденная в том, что исчерпала возможности улучшения текущего концепта и уперлась в потолок. Результатом стал худший на тот момент сезон для «Макларена» за тридцать лет.

Имея на вооружении лучший двигатель в пелотоне, «Мерседес» не сможет допустить столь же серьезную ошибку, но на самом деле вопрос о том, что именно нужно делать «Мерседесу» в сезоне-2016, не так уж прост.

Сможет ли «Феррари» догнать «серебряные стрелы» к марту?

«Мерседес» и «Феррари» уже выстроились на линиях фронта. «В следующем сезоне я надеюсь, что мы окажемся впереди «Мерседеса», а не сократим отставание», – заявил в Бразилии Маурицио Арривабене.

После отсутствия побед в 2014 году, в сезоне-2015 «Феррари» добилась значительного успеха, сумев улучшить время прохождения круга примерно на две секунды. Хотя после фатального просчета, допущенного Скудерией в 2014 году – когда команда ошибочно поставила аэродинамику выше мощности двигателя, – добиться достаточно большого прогресса было сравнительно просто. Улучшить время на круге еще на полсекунды может оказаться сложнее, но для участвующей в погоне «Феррари» деньги не имеют значения, и в «Мерседесе» уже начали опасливо оглядываться через плечо.

«Они сделали очень, очень большой шаг вперед, и я думаю, что в следующем году они станут еще лучше. Так что борьба станет намного плотнее», – рассказывает Льюис Хэмилтон. После двух лет, проведенных лидерами в гордом одиночестве, в следующем сезоне «Мерседес», наконец-то, может столкнуться с надлежащей конкуренцией.

Почему «Макларен» настроен столь оптимистично?

Несмотря на худший на нашей памяти сезон и малоощутимый прогресс по ходу 2015 года, Дженсон Баттон и Фернандо Алонсо твердо убеждены, что в следующем сезоне «Макларен» вернется в число лидеров.

В октябре Алонсо в эфире Sky Sports заявил, что на сто процентов уверен, что в следующем году болид «Макларена» будет одним из лучших в пелотоне. В то же время, Дженсон Баттон согласился остаться с командой только после того, как услышал об обнадеживающих планах «Макларена» на 2016 год.

Однако Баттон также предсказывал, что «Макларен» закончит сезон-2015, располагая способным побеждать болидом, а босс команды Рон Деннис прославился – или опозорился, кому как больше нравится, – тем, что еще до дебюта нового двигателя «Хонды» назвал его произведением искусства.

Можно предположить, что Алонсо и Баттон наращивали свои прогнозы с целью повысить давление на «Хонду». Но, учитывая, что их недостаточно мощный и недостаточно надежный двигатель V6 несет основную ответственность за плачевное выступление команды в сезоне-2015, на японскую компанию уже лег груз ответственности и в 2016 году они обязаны преуспеть. На Гран-при Италии, где «Макларен» уступал «Мерседесу» по 2,5 секунды на круге, Алонсо рассказал, что в шести поворотах «Монцы» MP4-30 проигрывал лидерам всего 2-3 десятых секунды, в то время как все остальное терялось на прямых.

Сможет ли «Хонда» отыграть столь ощутимый дефицит? Возможно. Считается, что их двигатель обременен фундаментальным недостатком, связанным с расположением и размером компрессора, из-за чего у силовой установки возникают проблемы со «сбором» энергии по ходу круга. Корни недостатка конструкции уходят настолько глубоко, что в условиях жесткой системы использования «жетонов» на доработку двигателя инженеры «Хонды» не смогли устранить проблему по ходу сезона. Однако открытие нового цикла развития моторов должно представить «Хонде» широкие возможности для исправления ситуации.

«В следующем году у нас есть 25 «жетонов». На изменение конструкции компрессора ушло три «жетона», еще три – на доработку двигателя внутреннего сгорания. После этого у вас еще остается достаточно «жетонов», чтобы эффективно изменить конструкцию силовой установки – не полностью, но даже если на данной стадии вы допустили серьезную ошибку, вы все равно достаточно легко можете ее исправить», – отмечает эксперт Sky Sports Марк Хьюз.

Таким образом, внезапный скачок вперед в сезоне-2016 вполне возможен – но при этом вам требуется совершить прыжок веры и правильно предугадать нужное направление. Из разговоров о том, что Алонсо может пропустить следующий следует то, что «Хонде» нужно добиться значительного прогресса к началу февральских предсезонных тестов. Для Алонсо восемь дней тестов в Барселоне действительно могут оказаться решающими.

Где окажется «Хаас»?

О «Хаасе» нужно помнить то, что команда приходит в «Формулу-1» таким способом, который не имеет ничего общего с непродуманными заявками «Катерхэма», «ХРТ» и «Маруси». Команда пристроилась под крылом у «Феррари», благодаря тому, что в кокпите одного из болидов устроился Ромен Грожан, «Хаасу» гарантирована респектабельность, а под корпусом машины спрятались механические компоненты Скудерии.

«Очевидно, что в «Хаасе» выбрали очень разумную модель участия в «Формуле-1», – отмечает Тото Вольфф.

В «Хаасе» насколько уверены в своих перспективах, что владелец конюшни даже предсказал, что шасси получится лучше, чем у старшего брата «Феррари».

«Мы способны преподнести очень большой сюрприз многим людям», – добавляет Ромен Грожан. Говоря не на публике, в первый сезон команда нацеливается на седьмое-восьмое место в Кубке конструкторов – что можно считать более скромными амбициями, но для того, чтобы достичь даже такой цели, «Хаасу» будет нужно победить такие команды, как «Заубер», отныне оснащенные двигателем «Мерседеса» «Манор», а может даже заводскую команду «Рено». Сражение в конце пелотона может получиться столь же интенсивным, что и в группе лидеров.

Смогут ли «Ред Булл» или «Рено» вернуть себе мощь?

Одним из самых интригующих соревнований в сезоне-2016 будет соперничество «Ред Булл» и «Рено», где пути двух бывших партнеров разойдутся – «Рено» выкупит «Лотус» и создаст собственную заводскую команду, а «Ред Булл» будет использовать небрендированные двигатели «Рено», доработанные Марио Иллиеном. Ситуации добавляет остроты не только то, что руководство «Ред Булл» обвинило «Рено» в провале команды в сезонах 2014-2015, но и то, что в «Рено», как предполагается, выразили сомнения в эффективности новых компонентов, разработанных Иллиеном – на которого «Ред Булл» возлагает столь большие надежды, –  и не сочли нужным инвестировать в их разработку.

Учитывая, что Эдриан Ньюи по-прежнему трудится за чертежной доской, в «Ред Булл» могут быть спокойны в отношении своих перспектив в сражении с бывшими партнерами. Хотя возможности коллектива из Энстоуна – выигрывавшего титул в 2005 и 2006 годах, – не стоит недооценивать, уход Ромена Грожана предполагает, что «Рено» может потребоваться вплоть до трех лет, чтобы вернуться в число лидеров.

Что до «Ред Булл», то команду, как ожидается, ждет переходный сезон: «Нас ждет тяжелый старт нового сезона, но мы уверены, что сможем добиться успеха», – отмечает Кристиан Хорнер. Мы можем быть уверены только в том, что вне зависимости от действий «Ред Булл», команда точно не будет вести себя тихо.

Источник – Sky Sports

Фото: REUTERS/Paulo Whitaker; Gettyimages.ru/Dan Istitene, Jared C. Tilton/Stewart-Haas Racing